Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Христианство в структуре самосознания народа



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Христианство в структуре самосознания народа 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря о христианстве, как одной из мировых религий и его месте в структуре самосознания народа, можно выделить несколько основных его функций, позволяющих верующим определять свое «Я» в системе мира. Можно выделитьтри основные функции: ориентировочная, направляющая и смыслообразующая. Охарактеризуем каждую из них.

Ориентировочная функция, понимается как наличие определенных понятийных и нравственных координат, которые позволяют человеку ориентироваться в мире (в понимании себя, других людей, событий жизни, принятии решений). Сюда можно отнести то, что различные исследователи характеризуют следующим образом:

1 освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире (З. Фрейд, Н. О. Лосский, В. Несмелов, А. Введенский);

2 формирование позитивного отношения к себе (Э. Фромм, В. Джеймс, Н. О. Лосский, В. Несмелов, М. Тареев);

3 создание системы ориентиров в мире (Э. Фромм, С. Булгаков, В. Розанов, Б. Братусь);

4 построение временных ориентиров (З. Фрейд, С. Булгаков).

Направляющая и побуждающая функции, заключаются в определении направленности деятельности и поведении человека, избирательном направлении его активности. Именно к этой функции мы относим встречающиеся в текстах философов:

5 принятие себя (С. Булгаков, Н. О. Лосский, А. Лосев, В. Розанов, В. Несмелов, М. Тареев, А. Мень, С. Хоружий);

6 принятие обязанностей (В. Несмелов);

7 ответственность за совершаемые выборы (В. Розанов, С. Хоружий).

Смыслообразующая функция (как известно, именно смыслы лежат в основе создания личной системы ценностей), заключается в придании определенным идеям и деятельности того или иного личностного смысла (значимости для себя). Как известно (С. Л. Леонтьев, В. В. Налимов, С. Л. Рубинштейн), именно через эту функцию совершается результирующий синтез первых двух и появляются возможности того или иного варианта развития, построения жизненного пути. Смыслообразующую функцию мы усматриваем в следующем:

8 преодоление, через обретение смысла, жизненных трудностей (В. Джеймс, Е. Трубецкой);

9 решение вопросов о смысле жизни (Э. Фромм, Н. О. Лосский, В. Несмелов, С. Франк), в том числе собственного развития осуществления и поиска (В. Несмелов, Е. Трубецкой);

10формирование отношения к смерти (З. Фрейд, В. Несмелов, П. Калиновский);

11построение и осуществление личного духовного пути (В. Несмелов, Е. Трубецкой, С. Хоружий);

12душевное, эмоциональное определение, способность обретения смысла через переживание (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Мень);

13Единство с собой и другими в соборности (Э. Фромм, А. Мень, С. Булгаков);

14способность полноценно воспринимать прошлое, настоящее и будущее и их значение в своём жизненном пути (В. Джеймс, П. Калиновский).

Таковы систематизированные нами представления философов, богословов, психологов о функциях религии (прежде всего, христианства) в жизнедеятельности человека.

Можно отметить следующие особенности образа мира религиозных людей:

15более высокий уровень развития эмпатии, чувствительности, эмоциональной сферы;

16преобладание позитивного «образа Я», который приводит к устойчивости этого образа, уверенности в себе, способности адекватно реагировать в неизвестных обстоятельствах. Выявилась часть верующих, отрицающих «Я-телесное», думаем, эта особенность в некоторой степени закономерна: в православии стали традицией споры о соотношении духовного и телесного, которые порой доходили до проповеди аскетизма. В целом в религиозной группе принятие себя имеет более высокий уровень, чем в нерелигиозной;

17позитивное отношение к другим: развитое доверие, открытость, эмоциональная значимость контактов с окружающими, чувствительность во взаимоотношениях;

18для образа окружающего мира характерна определенность, четкость координат при более высоком, чем в контрольной группе, уровне доверия к миру, который представляется «добрым», «принимающим», «теплым» (условно можно говорить о более оптимистичном и гуманистичном образе мира). Преобладающими ценностями в отношениях с миром оказались ценности добра. Верующие обладают и большей гибкостью, способностью к развитию, во взаимоотношениях с миром;

19ориентация во времени верующих также оказалась высокой, по сравнению с неверующими. В структуре их образа мира представлены все временные отрезки, преобладающие оптимистической направленностью на настоящее и будущее. Религиозные люди обладают способностью более полно и осмысленно проживать настоящее.

В целом вышесказанное свидетельствуют о том, что для верующих религия выполняет функцию удовлетворения потребностей человека в поиске жизненных координат, предельных нравственных ценностей, предоставление нравственных ориентиров и обобщенных способов взаимодействия с собой и другими, способом самопонимания и самостроительства, а также она оказывает влияние на становление целостного непротиворечивого образа мира, в котором преобладающее значение имеют представления о добре, нравственных ценностях; для верующих характерно спокойное отношение к смерти.


Заключение

 

Целью нашей курсовой работы было дать характеристику религии как основе самосознания народа. В работе мы рассмотрели понятия сознания, самосознания, общественного сознания и религии. Данные понятия рассматриваются многими общественными науками, такими как социология, психология, философия и многими другими. Из этого можно сделать вывод, что эти понятия являются основополагающими в изучении жизни человека и общества.

Мы рассмотрели соотношение религии и психологии, выявили основные функции религии в жизни человека, опираясь на труды зарубежных и отечественных психологов, определили функции и место религии в системе самосознания человека и общества. Основываясь на этих исследованиях и фактах, можно сделать вывод, что религия является одной из главных составляющих самосознания народа. Она выполняет важнейшие психологические функции в жизни человека, такие как мотивация, формирование мировоззрения и др.

На примере христианства мы рассмотрели, как религия участвует в формировании мировоззрения, как отдельного человека, так и всего народа.

Мы считаем, что актуальность данной темы не исчерпана, и исследования религии как основы самосознания работы будут продолжаться, так как это необходимо быстро развивающемуся обществу, в котором ценности постоянно меняются.


Список использованной литературы

 

1.Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия - Ростов н/Д 1988.

2.Общественное сознание и его формы. - М., 1996.

3.Фромм Э. Душа человека - М., 1992.

4.Введение в общее религиоведение: Уч. /Под ред. Яблокова И.Н./ М., 2001.

5.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1992.

6.Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002.

7.Классики мирового религиоведения. М., 1996.

8.Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности / Тексты. М., 1982.

9.Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

10.Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998.

11.Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997.

12.Фрейд З. Психический генезис религиозных представлений. Культурная ценность религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 328-334, 481-486.

13.Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.

14.Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 364-375.

15.Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. М., 1989.

16.Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм / Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.

17.Юнг К. Психология и религия. М., 1991.

18.Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.

19.Юнг К. Человек и его смысл. М., 1996.

20.Белорусов C.А. Психология духовности, веры и религии.

21.Г.С. Алексеевич. Психология религии в современном мире. М., 1989г.

22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946г.

23.Чтения по психологии религии. Нэшвилль, 1959г.

24.Угринович Д.М. Психология религии. Политиздат, 1986г.

25.Коппель С. О некоторых психологических основах религии, - Коммунист Эстонии, 1962.

26.Б.Вышеславцев. "Религиозно-аскетическое значение невроза". 1978г.

27.А.Н. Леонтьев. Введение в психологию. 1986г.



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Христианство в структуре самосознания народа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Христианство в структуре самосознания народа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)