Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы общегосударственного финансового контроля



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Органы общегосударственного финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организации: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных организаций [4].

Счетный комитет является полноправным членом INTOSAI, а также членом двух других региональных формирований: Европейской организации высших органов финансового контроля (EUROSAI) и Азиатской организации высших органов финансового контроля (ASOSAI).

Счетным комитетом при помощи и поддержке ЮСАИД были разработаны Стандарты государственного финансового контроля, которые обязательны для применения всеми органами финансового контроля Республики Казахстан и которые основываются на международно-принятых аудиторских стандартах Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI).

В настоящее время в Управлении контрольных мероприятий Счетного комитета работает 18 ревизоров. Основной задачей ревизоров является проведение качественных контрольных мероприятий: контроль на соответствие, контроль финансовой отчетности и контроль эффективности, соответствующих международным стандартам. Ревизоры работают тесно с членами Счетного комитета, консультантом по юридическим вопросам под общим руководством Председателя Счетного комитета.

Счетный комитет принимает активное участие в деле совершенствования системы государственного финансового контроля. По указанию Президента Республики Казахстан подготовлен стратегический документ - Концепция развития государственного финансового контроля. Согласно данному стратегическому документу предполагается построение системы государственного финансового контроля, в которой внешний контроль должен осуществляться высшим органом финансового контроля, ревизионными комиссиями маслихатов, внутренний контроль - службами внутреннего контроля. Поскольку предлагаемые изменения соответствуют успешным примерам международной практики, рекомендуются продолжение работы по улучшению системы финансового контроля в государственном секторе в русле разработанной Концепции. Следует также учесть, что между Счетным комитетом и ревизионными комиссиями должны быть крепкие связи, что позволить усилить контроль и обеспечить прозрачность на всех уровнях государственного управления.

Таким образом, в настоящее время Счетный комитет играет жизненно важную роль в расширении подотчетности и прозрачности, повышении результативности использования ресурсов государства.

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство государственных доходов.

Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Казахстан, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности. Поскольку центральным звеном финансов является государственный бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.

Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации.

При Министерстве финансов функционирует Комитет финансового контроля, который наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов.

Положение о Комитете финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1134

В соответствии с данным Положением, Комитет финансового контроля является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в области государственного финансового контроля и государственных закупок.

Комитет финансового контроля осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.

Основными задачами Комитета финансового контроля являются:

проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;

контроль за организацией и проведением государственных закупок, соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках [6].

Комитет по отношению к Министерству финансов Республики Казахстан выполняет функции службы внутреннего контроля.

Комитетом финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан в 2012 году в Казахстане выявлено финансовых нарушений на общую сумму 11745,5 млн. тенге, среди которых выявлены случаи нецелевого использования бюджетных средств, кредитов и гарантированных государственных займов - на 726,5 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств - на 918,2 млн. тенге.

Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны правопорядка, предприятий и организаций обороны, государственных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, науки, культуры, средств массовой информации.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов Республики Казахстан соответственно их компетенции. Так, Комитет казначейства призван осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения государственного бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств [3, 19].

К бюджетному контролю примыкает налоговый контроль. Собственно, в том случае, когда все налоги поступают только в бюджеты, его можно рассматривать в качестве разновидности бюджетного контроля, связанного с формированием бюджета как фонда денежных средств. Однако поскольку в силу действующего в Казахстане финансового устройства налоги используются в качестве источника доходов не только бюджета, но и некоторых других денежных фондов, то налоговый контроль можно выделить в самостоятельный вид финансового контроля. За это говорит также и то, что данный контроль имеет специализированного субъекта в лице Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан и его местных подразделений.

Предметом налогового контроля является исполнение налоговых обязательств перед государством, а иначе говоря - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и иные государственные денежные фонды.

Субъектом контроля выступают в основном органы Налогового Комитета. Кроме того, проверки исполнения налоговых обязательств могут осуществлять органы Комитета финансового контроля и государственных закупок.

Таким образом, налоговая служба является единым государственным централизованным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет.

Специализированным органом финансового контроля можно считать Таможенный комитет Республики Казахстан, который осуществляя функции по защите экономических интересов Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых ресурсов государства.

Структура таможенных органов включает Таможенный комитет, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством и положениями таможенного законодательства за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таким образом, задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

Представительные органы (маслихаты, собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль ими осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки, объектом контроля выступают местные фонды денежных средств.

В задачи местных финансовых органов входит контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины. С этой целью они проверяют правильность и объективность разработанных хозорганами и учреждениями финансовых планов и смет, рассматривают бухгалтерские отчеты и балансы подразделений местных администраций.

В настоящее время местные исполнительные органы предпринимают политику увеличения налогового потенциала регионов, проявляя самостоятельность в вопросах формирования местных бюджетов. Все дополнительные доходы от их вклада в расширение налогооблагаемой базы останутся в местных бюджетах и будут распределяться по усмотрению местных исполнительных и представительных органов, с целью повышения конкурентоспособности регионов.

Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.

Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

Финансовая полиция имеет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим.

Специализированными органами финансовой полиции являются соответствующие подразделения финансовой полиции на транспорте.

Ущерб, наносимый государству правонарушениями в сфере финансов и экономики, специалистами оценивается в десятки миллиардов тенге в год. Удельный вес преступлений в сфере экономики составляет более 10% от общего количества всех зарегистрированных преступлений.

Таким образом, финансовый контроль в Республике Казахстан осуществляется во всех формах, причем преимущественными является предварительный и текущий контроль.

К органам общественного контроля относится контроль профсоюзных организаций за деятельностью администрации, осуществляемый на предприятиях, организациях, учреждениях, ведомствах. Финансовый контроль в деятельности этих не является основным.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики, управления местных администраций в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного текущего и последующего контроля. Основными методами контроля являются рассмотрения проектов фин. планов, ревизии, и проверки, объектом контроля выступают децентрализованные фонды денежных средств.

Завершая рассмотрение вопроса об органах финансового контроля, следует отметить, что сложившуюся к настоящему времени их систему вряд ли можно признать совершенной. В некоторых случаях они дублируют друг друга. Например, выполнение хозяйствующим субъектом своих налоговых обязательств является предметом проверки, как налоговой инспекции, так и Комитета по работе с несостоятельными должниками. Другими словами - нет четкого разграничения компетенции различных контрольных ведомств.




2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Органы общегосударственного финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы общегосударственного финансового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)