Аристотелевская классификация наук
ВВЕДЕНИЕ
Данная исследовательская работа посвящена роли в истории науки двух выдающихся философов античности - Платона и Аристотеля. Философское наследие этих гениальных мыслителей весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Они внесли огромный вклад во многие сферы философии, и их идеи оказали разностороннее влияние на социальную мысль, например, на политическую науку и теории образования. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов: Цицерона, Боэция, Иоанна Дамаскина, Михаила Эфесского, Фомы Аквинского, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и других. Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни. Труды Аристотеля - важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика - получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов. Работы Платона и Аристотеля актуальны и в настоящее время. Не будь произведений Платона и Аристотеля, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила! ГЛАВА I
1.1 Биография и труды Платона
Платон родился в 428 или 427 году до н.э., в первые годы Пелопонесской войны. Он был богатым аристократом, связанным с разными людьми, имевшими отношение к правлению «тридцати тиранов». Имя, данное ему при рождении - Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа. В З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя, он предпринял великое путешествие, сначала в Египет, затем в Италию, Кирену, Сицилию и т.д. Платон вернулся в Афины, и, в возрасте сорока лет, он основал свою школу, Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию, и которая просуществовала 1000 лет. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Платону приписывают 34 сочинения, которые философ создавал в виде диалогов, главная роль в большинстве из которых отводится Сократу. Вот некоторые из них: «Апология Сократа», «Диалоги», «Кратил», «Государство», «Пир». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними›› Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них ‹‹единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению›› За эти свойства Платон признаёт их ‹‹подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания››. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и как бы кормилица всякого рождения››. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, т. к. назначение её ‹‹состоит в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей››, соответственно ‹‹быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам››. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя. Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся бытие›› (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному. Платон считается основателем идеалистического направления не только в античной философии, но и в мировой. Он ввел такое понятие, как «объективный идеализм», означающее признание существования духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. По Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления - они безвидны и незримы.›› Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платон диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берется как принцип вещи, как ее "ипотеса", закон ("номос"), ведущий у Платон от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платон логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос - идея - ипотеса - основание трактуются и как предел ("цель") чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в "Государстве", "Филебе", "Горгии" или красота в "Пире". Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде все становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платон является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и все сливать воедино. Диалектик, по Платон, обладает "совокупным видением" наук, "видит все сразу". Люди, оказавшие влияние на Платона, это: Сократ, Архит, Демокрит, Парменид, Пифагор, Гераклит. Первым учителем Платона был Кратил. Однако, когда около 407 года Платон познакомился с Сократом, он стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. Последователем рассматриваемого философа является его ученик - Аристотель, который был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия.
1.2 Биография и труды Аристотеля
Аристотель, как ни один древнегреческий философ, был универсален. Он изучал не только окружающий мир, природу, свойства вещей, но и развитие общества. Он, любимый ученик Платона, не разделял идеалистических взглядов своего учителя и доказывал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение к другим вещам и свой образ действий. Вещественный мир материален. Постепенно он ввел систему научной классификации, создал свою терминологию, которая используется и в наше время. В труде «Поэтика» Аристотель впервые отметил, что особенность литературы в том, что она отражает действительность, поэтому имеет психологическое воздействие на читателя. Аристотель родился но Фракии, в греческой колонии Стагира, поэтому к его фамилии нередко прибавляют прозвище Стагирит. Его отец Никомах был родом с греческого острова Андрос, а мать с острова Эвбея. Отец Аристотеля считался другом македонского царя Аминта II и исполнял при его дворе обязанности лекаря. Аристотель тоже находился при дворе и воспитывался вместе с Филиппом - будущим царем Македонии Филиппом II и отцом Александра Македонского. Узнав о существовании в Афинах Академии необыкновенного мудреца Платона, Аристотель отправился к нему. Ему было 17 лет, в школе Платона он проучился 20 лет. Благодаря своим выдающимся умственным способностям он быстро стал любимым учеником, поражая учителя своей начитанностью, прозорливостью. Но Аристотель далеко не во всем соглашался со своим многознающим учителем. Он не разделял взгляды Платона на окружающий мир, не верил, что вещи имеют какие-то предшествующие им идеи. Не верил, что идеализм может быть вещественным. Когда он покидал Академию, его спросили о причинах. Аристотель ответил: «Платон мне друг, но истина дороже». По описанию современников, Аристотель был невысокого роста, сухощав, близорук, сильно шепелявил. Но одевался богато, украшал себя перстнями. На его лице всегда блуждала язвительная улыбка. Он так и сыпал колкими, саркастическими насмешками, не щадил и представителей власти, поэтому друзей у него было мало. После смерти своего учителя Аристотель уехал в Атарнею, где правил тиран Гермий, его друг и ученик. Он пробыл там три года, управлял городом, но когда на Атарнею напал персидский царь и казнил Гермия, Аристотель едва успел бежать. После этого философа пригласил Филипп II, ставший македонским царем, для воспитания и образования юного царевича Александра. Аристотель согласился и уехал в Македонию. Он сыграл большую роль в формировании личности Александра, в становлении его мировоззрения. И когда впоследствии Александра Македонского спросили, почему он своего учителя почитает больше собственного отца, тот ответил: «Отец воспитал мое тело, спустил с небес на землю, Аристотель воспитал мою душу, он поднял ее с земли до небес». Александр Македонский никогда не забывал своего учителя. Когда он завоевал персидские царства, то поделился с ним частью захваченных сокровищ. Он же попросил Аристотеля собрать животных разных стран, образцы растений для исследования и создания коллекций. Но впоследствии дружеские отношения между учителем и учеником расстроились. Вызвано это было тем, что во время похода в Азию Александр казнил племянника Аристотеля Каллисфена, которого тот ему рекомендовал. После расхождения с Александром Аристотель вернулся в Афины и недалеко от храма Аполлона Ликейского открыл свою школу, названную Ликей (переиначенное в русском языке в лицей). Аристотель читал свои лекции ученикам во время совместных прогулок по галерее - перипатос, поэтому его ученики и последователи назывались перипатетиками. Его Ликей просуществовал около 13 лет. Это был самый плодотворный период в жизни Аристотеля. В своих сочинениях он отразил идею, согласно которой материя находится в развитии, она стремится обрести форму. Рождается новая форма, и с ней появляются новые предметы. В качестве примера он приводил работу скульптора, который из глыбы мрамора высекает человека. Он отвергал платоновские «идеи» и демокритовские «атомы». Природу он воспринимал как вечное движение материи, которая стремится обрести форму. Но он же самой высшей формой считал бога и называл его «мыслящим себя мышлением». Аристотель изучал небо и звезды и со временем создал геоцентрическую систему Вселенной, согласно которой в ее центре находится Земля, а остальные планеты, как и Солнце, вращаются вокруг нее. Эта система мира просуществовала вплоть до учения Коперника, провозгласившего, что центром мира является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Аристотель считал, что Вселенная вечна, но не бесконечна, у нее есть пределы, за которыми нет ни материи, ни времени, ни пространства, ничего. Он проанализировал различные формы устройства общества и государства и пришел к выводу, что наиболее устойчиво то государство, которое сочетает в себе аристократию и демократию и которое укрепляют не богатые слои граждан и не бедные, а средние. Он во всем старался найти разумную середину и на вопрос, что такое мужество, отвечал: «Это среднее состояние между безрассудной отвагой и трусливым малодушием». Он же называл человека «политическим животным». Аристотель учил, что человек способен реализовать себя только в обществе себе подобных, только среди людей могут раскрыться дарования каждого. Цель жизни человека - достижение счастья, то есть реализация своих способностей в мышлении, в познании мира, в творчестве. Счастье - это полнота, состоящая из трех благ: первое - духовное богатство, куда входят добродетель, ум, мудрость; второе - телесное здоровье, выраженное в силе и красоте, и третье - внешнее богатство, знатность и слава. Если нет одного из трех благ, то счастье не может считаться полным. После смерти Александра Македонского Аристотель, опасаясь преследования со стороны врагов царя, бежал со своими учениками на родину своей матери, на остров Эвбея. Когда жители попросили его рассказать об Афинах, он ответил кратко: «Афины великолепны». «Так почему же ты бежал оттуда?» - спросили его. «Не хочу, чтобы афиняне совершили второе преступление перед философией и после Сократа казнили меня»,- ответил он. На острове он прожил недолго, написал несколько завещаний и умер, когда ему было 62 года. После его смерти появились разные слухи. Многие не верили в его естественную смерть, считали, что он либо покончил с собой, бросившись в море, либо его отравили враги. Современные ученые полагают, что скорее всего он умер естественной смертью, так как страдал желудочными и прочими болезнями. Многочисленные сочинения Аристотеля, охватывающие почти все области доступного тогда знания, оказали огромное влияние на развитие мировой философии. В Средние века он был непререкаемым авторитетом, и потребовались столетия, чтобы опровергнуть некоторые его ошибочные идеи. ГЛАВА II Аристотелевская классификация наук
Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к самым различным областям - логике, естествознанию, истории, политике, этике, литературе. Обилие использованного Аристотелем фактического материала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным организатором. Нельзя сомневаться в том, что материалы к некоторым работам Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и растительного мира, подбирались его учениками. Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между “линией Демокрита” и “линией Платона”. Каждое сочинение Аристотеля - “Метафизика”, “Этика”, “Физика”, “Политика” и др. - начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. “…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина”. Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов. Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания. Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет “дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…”. Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У “творческих” наук “источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее - в тех, кто его совершает”. Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой “правды вещей”. “Теоретические науки” Аристотель разделяет на “первую философию”, математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные “материи”. Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел “отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет изучения философа-метафизика”. “Первая философия” обнаруживает неизменные “начала” сущего. За аристотелевским делением наук стоит социальное деление общества: искусства - это дело ремесленников, наука - дело мудрецов, практика - дело политиков. Поэтому практические и творческие “науки” ниже теоретических (“умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих”). Занятие умозрительными науками - форма интеллектуального времяпрепровождения господ. Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается, прежде всего, в чрезмерном противопоставлении “первой философии” как науки о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении “первой философии” от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом; связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем введения критерия “ценности” объекта познания. Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук. Основной вопрос философии для Аристотеля - это вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в “Метафизике”, “главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме материи, самостоятельной причиной или нет”. Еще более характерна другая формулировка: “Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь - неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она”. Как видим, эта причина должна быть, говоря современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и сверхприродной. Аристотель определил метафизику, как то, что находится за физическим, т.е. позади природы.
Критика теории идей Платона аристотель платон философия идея “…Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине”, - говорит Аристотель. Аристотель показывает, что платоновское учение об идеях вырастает из некоторых предшествующих ему философских взглядов как бы естественным образом. В большинстве вопросов Платон примыкал к пифагорейцам. Для возникновения платонизма имел большое значение и сократовский поиск “общих определений”. Однако решающий шаг был сделан самим Платоном: он и его последователи и ученики - это “те, кто делает число самостоятельным”, “если взять пифагорейцев, то в этом вопросе на них никакой вины нет”. Также и Сократ “во всяком случае, это общее не отделил от единичных вещей”, за что Аристотель его одобряет. Аристотель, прежде всего, критикует платоновское понимание отношения между идеями и вещами. У Платона “все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям”, но “самое это приобщение или подражание идеям, что оно такое, - исследование этого вопроса было… оставлено в стороне”. Аристотель разбирает аргументы “академиков” в пользу существования идей и находит их несостоятельными и противоречащими друг другу. Согласно “доказательствам от наук”, идеи будут существовать для всего, что является предметом науки. Аристотель указывает и на противоречивость самой теории идей: согласно духу платонизма, должны быть только идеи сущностей, но на самом деле у Платона получаются и идеи многого другого, например идеи качеств. Но приобщение к таким идеям было бы случайным, ведь качество изменчиво. Таким образом, идеи должны выражать только сущность. Но “у сущности одно и то же значение и в здешнем мире, и в тамошнем”. Поэтому платоновские идеи ничего не объясняют, в учении Платона происходит лишь удвоение мира. Но “ведь покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?” - задает Аристотель риторический вопрос. Аристотель показывает, что ошибка Платона в том, что он придает самостоятельное существование тому, что самостоятельно не существует; позже это стали называть гипостазированием. Известно, что Платон ввел единое как сущность и двоицу (большое и малое) как некое подобие материи, из которой рождаются через приобщение их к единому числа и идеи, которые, в свою очередь, выступают как причины чувственных вещей. “Большое и малое” Аристотель сравнивает с “апейроном” пифагорейцев. При этом единое и идеи, поскольку идеи приобщены к этому единому и участвуют в них, - причина добра, а “материя” (двоица) и идеи, поскольку они приобщены к вещам и участвуют в них, - причина зла. “Все это неразумно и находится в конфликте и само с собой, и с естественным вероятием, и как будто мы здесь имеем ту “словесную канитель”, о которой говорит Симонид; получается словесная канитель, как она бывает у рабов, когда в их словах нет ничего дельного. И кажется, что самые элементы - большое и малое - кричат громким голосом, словно их тащат насильно: они не могут ведь никоим образом породить числа”. Аристотель решителен в своей критике. “С эйдосами можно распроститься: ведь они только пустые звуки”, - сказано у него во “Второй аналитике”. Он говорит, что “предполагать, что общее есть нечто существующее помимо частного, потому что оно означает нечто единое, нет никакой необходимости”. В отличие от Платона Аристотель различает идеальную, “абсолютно наилучшую”, форму государственного устройства и “ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более общая для всех государств”. Аристотелева критика социально-этического идеала Платона касается как частных, так и принципиальных вопросов. Аристотель усматривает много затруднений в осуществлении замысла Платона о передаче способных детей землевладельцев и ремесленников в среду воинов, а тем более не способных детей воинов - в среду третьего сословия и т. д. Принципиальные же возражения сводились к трем: 1. Платон переступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Но для государства требуется не единство как таковое, но единство в многообразии, причем “единство менее сжатое предпочтительнее единства более сжатого”. 2. У Платона благо целого не предполагает блага частей, а, напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но “если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив? Это, конечно, не ремесленники и не вся эта масса рабов”. 3. В отличие от Платона, который видел в частной собственности источник общественного зла, Аристотель - апологет частной собственности; он критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенного государства путем отмены последней. Аристотель подчеркивает, что “одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие”, отмена же ее ничего не даст, так как “общее дело все сваливают друг на друга” и “об общем для всех каждый заботится очень мало”. Согласно Аристотелю, источник общественного зла - не столько собственность, сколько беспредельность желаний человека и его алчность, причем последняя направлена также и на почести, поэтому “нужно более заботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества”. Итак, делает вывод Аристотель, “все мысли Платона, хотя чрезвычайно изысканы и остроумны, оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, чтобы были верны”; то есть платоновский идеал невозможен. Заключение
Изучение вопроса о роли Платона и Аристотеля в истории науки позволяет сделать следующие выводы: безусловно, как Платон, так и Аристотель внесли огромный вклад во все области духовной и научной жизни. Политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика - получили благодаря деятельности Платона и Аристотеля новый вид; идеи Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на социальную мысль, например, на политическую науку и теории образования. Платон - основатель одного из основных течений в науке - объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании «идей» как общих и родовых понятий (учение о Благе). Ученик Платона - Аристотель - ввел другую методологическую программу - опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения; роль Платона и Аристотеля в истории науки актуальна и в настоящее время. Интерес к их творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды столь великих людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересны сами по себе. Роль Платона и Аристотеля в истории настолько значительна, что исследованию и изучению их творчества посвящаются научные работы и по сей день. В истории философской мысли после Платона и Аристотеля еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о них, то непомерно восхваляя, то недооценивая в каком-либо отношении. При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических. Таким образом, в заключение важно отметить, что созданные Платоном и Аристотелем философские и политические системы, научные гипотезы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов, политиков и ученых. Литература
1. Губинн В.Д, Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.: Тон, 1998. . История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1995 г. . Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е издание. - М.: Гардарики, 2004 г. 4. <http://to-name.ru/biography/platon.htm> . <http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Plato_Biograph> . <http://ru.wikipedia.org/>
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |