Источники и историография отечественной науки.
1. Предмет и функции отечественной истории как науки. История (рассказ о прошедшем, об узнанном) - рассматривается в двух видах: 1. Как процесс развития природы и общества. 2. Как система наук, изучающая прошлое природы и человечества. Античность – историю воспринимали как художественный рассказ о достопамятных событиях. Средневековье – историю определяли, как наставницу жизни. История выполняла функцию назидания и руководителя простым людям. Новое время – с развитием западноевропейской философии история выполняет роль «прислужницы» философии. Только в начале XIX в. история становится самостоятельной наукой и понимается как наука о законах исторической жизни человеческих обществ. Ключевский дает определение предмета истории: с одной стороны «это выработка человека», с другой предмет истории это (законы развития человеческого общества) «природа и действие исторических сил». Функции истории: 1. Познавательная – исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли научного сознания, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций общественного развития. 2. Практически – политическая – состоит в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления факторов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. 3. Мировоззренческая – история дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. 4. Воспитательная – изучение ОИ воспитывает у народа нравственность, Формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических правителей по результатам их дел.
Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого. Научное изучение прошлого обеспечивается общими методологическими принципами. Принципы – как базовое знание. Важнейшими методологическими принципами являются принцип историзма и объективности. Принцип историзма включает в себя: 1. Исторические явления рассматриваются в процессе их эволюционного развития. 2.Этот принцип предполагает изучение конкретной эпохи. Второй принцип это принцип объективности – предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанных под схемы. Методы. К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные (сравнительный, статистический, логический), собственно-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историческое описание), специальные методы, заимствованные из других наук (социологический, метод математического анализа). Подходы к изучению прошлого: 1. Формационный подход – было принято рассматривать исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Главное внимание уделялось классовой борьбе. 2. Цивилизационный подход – главное типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, общественно основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые особые черты в культуре, социально-экономической организации, политической сфере и т.д. При цивилизационом подходе главным звеном, явлением рассмотрением в историческом процессе является человек с его мировоззрениями, характером, менталитетом. Этот подход имеет сравнительный характер.
Источники и историография отечественной науки. Исторические источники понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Классификация групп исторических источников: 1.вещественные 2. письменные 3.устные 4. кино-фотодокументы 5. искусственные Особенности письменных источников: 1. Письменность возникла гораздо позже, чем человек 2. Письменный источник очень субъективен (летописи, мемуары, худ. литература) Вещественные источники: 1. Археологические находки, любой материальный предмет прошлого 2. Вещественные источники менее информативны Устные источники: былины, сказания. Эффект «глухого телефона» Кино-фотодокументов очень мало. Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина. Наука, занимающаяся анализом, классификацией. Крупнейшая наука в ряду вспомогательных дисциплин. Геральдика – наука о гербах. Метрология (историческая) – наука, изучающая разные меры длин S, V, веса в истории. Ономастика – наука, изучающая имена собственные. Нумизматика – изучает историю денег, чеканки, денежные обращения. Сфрагистика – изучение печатей. Хронология (историческая) – системы летоисчисления. Этимология – наука, изучающая происхождение слова или термина. Историография – история исторической науки. Задача состоит в то, что она должна описать и проанализировать взгляды, идеи, концепции историков, а так же поиск закономерностей в развитии исторической науки. Этапы развития исторической науки: 1. Древнерусский Провиденционализм (предвидение, предначертание) Летопись (хронограф) 2. Среднерусский (средневековье), жизнеописание, провиденционализм. 3. XVIII-XIX в. Новое время 4. XIX-начало XX в. Многократность, полекаузальный подход (много, причина)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |