Подходы к классификации организаций.
7.1.1. Организационно-формальные критерии Американский исследователь Чарльз Уорринер (Charles Warriner) называл такие классификации традиционными, народными или «типологиями здравого смысла » . Действительно, классификации организации по организационно-формальным критериям — самые явные и очевидные. Собственно, они гораздо более важны с точки зрения практики управления и права, чем теории организации, но все же уделим им внимание. Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат): частные; государственные; муниципальные; смешанные. По отношению к прибыли: коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности; некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации. По организационно-правовым формам выделяют: товарищества (с разновидностями); кооперативы; акционерные общества (с различными степенями ответственности); дочерние и зависимые общества; фонды; ассоциации; учреждения, некоммерческие партнерства и т.д. Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ). По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. По содержанию деятельности организации подразделяются на: добывающие; обрабатывающие; сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве); исследовательские; проектные; обучающие; просветительские (музеи) и т.п. В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации » — объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто — функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет — все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций в рассматриваемом нами смысле слова. Поэтому с точки зрения организационной теории они находятся в том же положении, что и все остальные организации. 7.1.2. Функциональный подход Функциональный подход предложен в 1960 г. американским социологом Толкоттом Парсонсом (Talkott Parsons, 1902—1979) в рамках его теории структурно-функционального анализа общества и социальных явлений. В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества. Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д. Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное. Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы). 7.1.3. Социально-психологический подход В рамках социально-психологического подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических отношений, которые в них складываются, включая степень регламентации деятельности, иерархичности, контроля за деятельностью людей, особенностями отношений между людьми в процессе работы . Простые (харизматические) организации . Это, как правило, небольшие организации, создаваемые членами одной семьи, близкими друзьями или соратниками. Во главе таких организаций стоит лидер, обладающий харизмой , способный управлять силой своего обаяния. Такие организации нестабильны, в них нет выраженной иерархии и норм. Место члена организации в ее иерархии в очень большой степени зависит от степени близости к лидеру. Очень многие, особенно малые, организации, в начале своего пути представляются именно как простые. По мере развития происходит институционализация отношений (установление норм, формализация отношений и т.д.) и «рутинизация харизмы» (М. Вебер ) и такая организация превращается в другие типы. Ассоциации . Этот тип организаций называют еще союзными, подчеркивая тот факт, что они представляют собой своеобразный союз людей, объединившихся на добровольной основе. Ассоциации создаются для защиты и продвижения интересов своих членов, членство в них добровольное и она слабо связана с регулятивными органами. В таких организациях уже более четко структурированы и формализованы отношения, есть даже то, что называют аппаратом управления (но он, как правило, выполняет представительские и координирующие функции). Отношения между членами организации регулируются достаточно гибкими правилами и нормами и мало зависят от отношений с лидером, да и сам лидер не играет той роли, которая характерна для харизматических организаций. Примеры ассоциаций: хобби-сообщества (нумизматы, филателисты), политические партии (кроме, например, КПСС и нацистской партии в фашистской Германии — о них позже), научные, религиозные, этнические (землячества) сообщества, потребительские и экологические и подобные им организации. Ассоциации — это одна из форм гражданского общества, они являются главным способом самовыражения людей, которые не могут сделать это иными способами — через участие во власти или бизнес. Тотальные организации . Эти организации, в отличие от ассоциаций, создаются, как правило, «сверху» — государством, политическими и религиозными структурами, армией и т.д. Они создаются для того, чтобы реализовывать четко сформулированные задачи: оборона и охрана, развитие государства, защита государственных и общественных интересов, содействие общественному благу (в понимании указанных органов). Отношения в таких организациях жестко структурированы, формализованы и иерархизированы. Члены тотальных организаций находятся в относительной или даже абсолютной изоляции от общества, их деятельность (а часто даже внеорганизационная жизнь) находится под контролем руководства или других членов организации. Лидер (руководитель) назначается и обладает практически неограниченной властью. В таких организациях складывается ярко выраженная субкультура (свой язык — жаргон, способы общения, ритуалы и т.д.) Эрвин Гоффман выделил 4 разновидности тотальных организаций, различающихся степенью «тотальности»: учреждения социального призрения — больницы, санатории, детские дома и подобные им заведения для людей, которые по каким-то причинам не способны сами о себе позаботиться; учреждения для девиантов — тюрьмы, концлагеря, колонии; функциональные организации, создаваемые для четко определенных целей, например, армия, правоохранительные органы; инфраструктурные организации (транспорт, связь); некоторые политические партии (из истории — фашистская в Италии, нацистская в Германии, коммунистическая в СССР); духовно-религиозные организации — монастыри, секты, закрытые учебные заведения. Особая разновидность тотальных организаций — преступные и террористические группы и сообщества, которые, с одной стороны, почти полностью соответствуют социально-психологическим признакам тотальных учреждений, с другой — дисфункциональны и выполняют отнюдь не полезные для общества задачи . Бюрократии . Из предыдущих описаний ясно, что в тех типах организаций осуществляется лишь небольшая часть организованной деятельности людей. Основная часть общественного продукта — как материального, так и духовного, производится в другом типе организаций, которые по своим социально-психологическим характеристикам, степени регламентации, иерархизации, формализации и жесткости управления занимают промежуточное место между ассоциациями и тотальными учреждениями (рис. 7.2. ) и называется этот тип «бюрократия» . Этот тип организации описан в рамках теории рациональной бюрократии Максом Вебером , который, собственно, и ввел этот термин в систему экономико-управленческой терминологии. Бюрократическая организация рассматривается как система, функционирующая на основе точного следования ее членов определенным правилам и процедурам. Вебер сформулировал ряд характеристик идеальной бюрократии, которые отражают ее суть. Четкое разделение труда. Все работники должны исполнять официально предписанные обязанности согласно своей специализации и опыту. Система правил и предписаний. Члены организации следуют формальным установкам, определяющим их поведение в ходе исполнения своих обязанностей. Это гарантия единообразия процедур и действий вне зависимости от желаний и интересов людей, а также стабильности организации. Деперсонализация (обезличивание) организационных отношений. При этом работа оценивается независимо от личных качеств людей, их эмоциональности и т.д. Обеспечивается защита работников от фаворитизма (или, наоборот, от пристрастности), чем гарантируется объективность и справедливость отношений. Строгая иерархическая структура. Количество и качество полномочий по принятию решений распределяются строго сверху вниз. Объем власти увеличивается по мере движения вверх по уровням иерархии. Сам процесс принятия решений централизован. Четкая подконтрольность и подотчетность. Штатность и структура полномочий. Четкая система должностей, основанная на группировке полномочий, очерчивании правил и процедур деятельности. Вознаграждение ставится в зависимость от занимаемой должности. Рациональность. Предельно четкие формулировки целей организации, выбор наиболее эффективных средств выполнения организационных целей, само управление базируется на четкой логике и науке. Лояльность. У Вебера понимается как готовность членов организации разделять цели организации и направлять все усилия на их достижение. Лояльность основана на целерациональном типе поведения — когда деятельность людей мотивирована заданными свыше и принятыми целями. Многие характеристики этой организации выглядят сейчас диковато, но надо отметить, что некоторые из них превратились в основополагающие принципы построения и функционирования всех современных организаций, такие как разделение труда , иерархия и формализация (см. главу 4). Весь вопрос в том, насколько сильно и полно эти принципы проявляются. Чем сильнее формализация, тем ближе организация к тотальным, чем меньше — тем ближе к ассоциациям (рис. 7.2.) 7.2. Конфигурационный подход к классификации организаций Конфигурационный подход стал, пожалуй, одним из самых популярных и часто используемых в современной теории организации и менеджменте, поэтому ему мы уделим немного больше внимания. Канадский ученый Генри Минцберг (Henry Mintzberg), которого называют одним из гуру современного менеджмента, выделил в организации так называемые базисные части, названные им центрами концентрации членов организации, или центрами влияния . Сама же организация представляется в этом случае как структурированная коалиция участников, тип которой зависит от того, какая часть доминирует. Организационная конфигурация в зависимости от этого приобретает различные формы, которые соответствуют определенным типам организаций. На рис. 7.3. показана исходная конфигурация, в которой не отражено доминирование той или иной базисной части. Прежде чем описывать типы организаций, вытекающие из конфигурационного подхода, кратко охарактеризуем базисные части организации. Операционное ядро — это люди, подразделения и оборудование, на котором осуществляется основная деятельность организации, включая получение и распределение ресурсов. Стратегическая вершина — инстанции, определяющие долгосрочные стратегии, группа топ-менеджеров. Техноструктура занята техническими и аналитическими видами деятельности, обеспечивающими успешную работу операционного ядра — планированием работ, технологических процессов, подготовкой работников. Кроме того, техноструктура занимается общеорганизационными делами — разработкой и коррекцией организационных процедур, сбором, анализом и распределением информации, разработкой программ инвестиций (в широком смысле) и т.п. Срединная линия — это менеджеры среднего звена, связывающие стратегическую верхушку с операционным ядром. Персонал поддержки (вспомогательное звено) занимается косвенной поддержкой операционного ядра и всех остальных элементов организации: обеспечением безопасности, инфраструктурной поддержкой (транспорт, питание, связь и т.д.), консультациями, поисковой и исследовательской работой. Идеология — это часть организации, задающая основную тенденцию и направления формирования организационной культуры, отличающей данную организацию от остальных. По выражению Г. Минцберга, идеологическая подсистема организации «придает ей жизненную силу, наращивает «плоть» на «скелет» структуры» . На схеме идеология изображается как ореол, охватывающий организационную систему в целом.
24. Виды хозяйственных организаций. К хозяйственным организациям относятся: - юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д. - неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д. Т а б л и ц а 1. – Введенные и упраздняемые формы организаций|Введенные формы |Упраздняемые формы ||Полное товарищество как юридическое |Полное товарищество как неюридическое ||лицо |лицо || | ||Товарищество на вере |Смешанное товарищество || | ||Общество с ограниченной |Товарищество с ограниченной ||ответственностью |ответственностью || | ||Общество с дополнительной |Индивидуальное (семейное) частное ||ответственностью |предприятие || | ||Дочерние и зависимые общества | || | ||Производственные кооперативы | | Хозяйственные организации разделяются на 4 группы: - микро, - малые, - средние, - крупные. Критериями такого разделения могут служить: - численность персонала, - стоимость имущественного комплекса, - значение выпускаемой продукции, - доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.Помимо общественно-правовых аспектов, отношения к собственности ивеличины персонала хозяйственные организации классифицируются по следующимпризнакам: - п о в р е м е н и д е й с т в и я: - срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация); - бессрочные. - п о с е з о н у а к т и в н о г о д е й с т в и я: летние, зимние и т. д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок.; - п о м а с ш т а б у п р о и з в о д с т в а: - единичное производство; - серийное производство; - массовое производство; - п о с п е ц и а л и з а ц и и п р о и з в о д с т в а: - специализированное производство; - универсальное производство; - п о н о м е н к л а т у р е в ы п у с к а п р о д у к ц и и: - монономенклатурное производство; - многономенклатурное производство;
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |