Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее и особенное в деятельности руководителя, менеджера и предпринимателя.



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Общее и особенное в деятельности руководителя, менеджера и предпринимателя. 0.00 из 5.00 0 оценок




Менеджер – кто это? В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители . Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами . Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

Однако термин « менеджер » обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении « менеджер » - это руководитель , у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя .

Предпринимателями называют тех инициативных граждан, кто на свой страх и риск предпринимает какие-либо хозяйственные действия с целью получения прибыли.

Предприниматель , который имеет наемных работников, очевидно, является топ-менеджером. Если же предприниматель работает в одиночку, назвать его менеджером можно только условно.

Являются ли предпринимателями наемные менеджеры ? Очевидно, нет, поскольку они не отвечают своим имуществом за результаты деятельности. Это не значит, что они не имеют права проявлять инициативу, осуществлять те или иные изменения. Просто оценка их деятельности идет в других формах, чем для предпринимателей .

Обратимся теперь к промежуточной ситуации, когда менеджер является одним из собственников предприятия. Сложность положения менеджера заключается в необходимости действовать солидарно со своими совладельцами. Нет свободы маневра по сравнению с классическим предпринимателем – единоличным владельцем. Такой менеджер должен раздваиваться, играя сразу две роли – собственника и наемного управляющего. Например, как собственник он заинтересован в увеличении дивидендов и уменьшении фонда оплаты труда и фонда развития производства. А как управляющий он заинтересован в прямо противоположном – в уменьшении дивидендов, увеличении фонда развития производства (как организатор производства) и увеличении своей зарплаты (как наемный работник).

Итак, с полным правом назвать предпринимателя менеджером , а менеджера - предпринимателем можно только тогда, когда речь идет об единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. В современных условиях такая ситуация достаточно редка и встречается в основном в малом бизнесе. Мир XXI века – это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей .

 

Лидерство.

Среди главных качеств лидера В. И. Кноринг отмечает гибкое нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив. При чем вышеуказанные качества определяются не столько природой, сколько упорным трудом и самосовершенствованием.

 

Быть руководителем организации не означает быть ее лидером. Дело в том, что лидер “должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Лидером, таким образом, становится лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью”.

Лидер – это человек способный оказывать влияние на поведение отдельных людей и их объединения, направляя их усилия на достижения целей организации.

 

В основе руководства и лидерства лежат влияние и власть.

Влияние определяется как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Средства такого влияния могут быть по форме разнообразными: просьба, высказанные идеи, угроза увольнения и др.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Если руководитель не имеет достаточно власти, чтобы влиять на поведение работников, от которых зависит эффективность его деятельности, то он не сможет эффективно управлять организацией. Без власти нет организации и нет порядка.

Баланс власти. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому абсолютной реальной власти не существует.

Власть подчиненных. Подчиненные в любой организации обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.

 

Власть может приобретать разнообразные формы. Согласно классификации Фрэнча и Рэйвена имеется пять основных форм власти:

- Власть основанная на принуждении. Исполнитель верит в то, что влияющий имеет возможность наказывать подчиненного. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено.

- Власть основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий может удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

- Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что долг исполнителя – подчиняться им. Законную власть очень часто называют традиционной властью.

- Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
- Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

 

По мере того, как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, - это убеждение и участие сотрудников в управлении.

Новые подходы в теории управления уделяют основное внимание на способности лидера создавать новое видение решения проблемы и вдохновлять работников на достижение цели.

 

В теории управления существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:

-подход с позиции личных качеств – лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Люди могут воспитывать эти качества в себе и становиться эффективными руководителями. Однако исследования показывают, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает определенным набором личных качеств;

-поведенческий подход – эффективность управления определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Недостатком данного подхода является предположение, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства;

-ситуационный подход – для эффективного управления стили поведения руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям, т. е. руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Стиль руководства представляет собой устоявшуюся манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и мотивировать их к достижению целей организации.

На стиль руководства оказывают влияние различные факторы, в том числе:

-цели и задачи организации;

-общие условия труда;

-актуальная ситуация;

-личности сотрудников;

-структура круппы;

-место рабочей группы в организации;

-размер группы;

-личность руководителя.

Наиболее существенный вклад в понимание руководства как системы внес Дуглас МакГрегор. Его исследования показали, что изначальным двигателем в руководстве лежат желания руководителя. В конечном итоге всегда оказывается, что если руководитель с самого начала верил в то, что его работники справятся с поставленной задачей, все так и происходит. Разгадке этой закономерности находится в области подсознания. Если лидер абсолютно уверен в тех, кто идет за ним, он подсознательно управляет так, чтобы улучшить их деятельность. С другой стороны, даже небольшая доля неуверенности ведет, как правило, к перестраховке, и, следовательно, тормозит развитие.

 

53. Показатели эффективности работы менеджера.

Основные методы оценки результативности труда управленческих работников
Наименование методаКраткая характеристика метода12Управление по целям Основан на оценке достижения работником целей, намеченных совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени. Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и недостигнутых целей. Требует количественного определения целей и сроков их достижения. Дорогостоящий метод. Используется для оценки руководителей и специалистов.Метод шкалы графического рейтингаОснован на проставлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество работы , качество работы , инициативность, сотрудничество, надежность и др. Оценка соответствует рейтингу - от "отл." до "неуд.". Для повышения эффективности шкалы оценок составляются более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера.Вынужденный выбор Основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик (описаний), соответствующих эффективной и неэффективной работе (например, "много работает", "не ждет проблем" и др.). На основе балльной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников.Описательный метод Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям: количество работы , качество работы , знание работы , личные качества, инициативность
и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда.Метод оценки по решающей ситуацииОснован на использовании списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работника в отдельных ситуациях, так называемых "решающих ситуациях". Оценщик ведет журнал, в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы . Используется в оценках, выносимых руководством, а не коллегами или подчиненными.Метод анкет и сравнительных анкет Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными.Метод шкалы рейтинговых поведенческих установокОснован на использовании решающих, ситуаций (5 - 6), из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описания характеристик какого-либо критерия (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам.Метод шкалы наблюдения за поведениемАналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат.
Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров , инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок некоторых целей (задач) представлен в табл. 6.
Таблица 6
Примеры использования метода управления по целям (задачам)
ДолжностиТип организации по размеру и сфере деятельностиФормулировка цели (задачи)Директор завода

Менеджер по продукции

Агент по продаже

Инженер
Средний размер; завод по производству холодильников.
Большой размер; завод по производству продуктов питания.
Средний размер; завод нефтепродуктов

Большой размер; строительная фирмаУменьшить текучесть кадров с 13 до 10 % к 1 января.

Увеличить рынок сбыта продуктов питания не меньше, чем на 2,3% до 1 сентября, увеличивая затраты не более чем на 1,5%.
Найти не меньше 5 новых покупателей в центральном районе и в течение следующего полугодия заключить с 2-мя контракт.
Завершить разработку проекта тепловой подстанции за 10 дней до установленного срока сдачи комплекта документации.
Наибольшая сложность в оценке результативности труда управленческих работников посредством целей заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей .

 



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Общее и особенное в деятельности руководителя, менеджера и предпринимателя. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее и особенное в деятельности руководителя, менеджера и предпринимателя.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)