Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности
Своеобразным центром всей проблемы отклоняющегося поведения является личность. Именно через личность осуществляется сложное взаимодействие «причины – среда» и «ситуация – личность – деяние – меры» (схема предложена В.Н. Кудрявцевым), где у причин личностной деформации и мер по их коррекции противоположная направленность. Рассматривая социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением, необходимо, прежде всего, четко вычленить и определить сущность самой личности. Личность представляет собой целостную систему, неразрывное единство взаимосвязанных качеств, которые индивид приобретает в конкретно-исторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания. Личность – это понятие для обозначения общей меры социальности человека, устойчивого, повторяющегося единства динамической, индивидуально-неповторимой системы способностей, потребностей и целей. Противоречие в том, что сторонники биологизаторских концепций полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу (Э. Торндайк и др.). Однако, несмотря на крупные успехи биологии и генетики, современная наука не располагает данными о существовании каких-либо прирожденных программ социального поведения человека. Тем более что сама социальная жизнь не представляет собой какой-либо постоянной системы факторов. Все формирующиеся у личности способности и функции – это прижизненные образования, определяемые деятельностно опосредованным общением с другими людьми, присвоением истории человеческой культуры. Не отрицая важную роль природных задатков, современная психология показала, что все психические свойства личности образуются и проявляются в процессе деятельности, посредством которой индивид не только на собственном опыте познает окружающий мир, но и присваивает опыт предшествующих поколений. Структура личности с отклоняющимся поведением так же, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, характером отношений. Нет какого-то единого свойства личности, которое бы вызвало отклоняющееся поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя несомненно имеется такая категория людей (например, преступники-рецидивисты), которая наделена определенным комплексом черт личности, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы, что связано не с генетической предопределенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс включает: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; специфические (негативные) черты личного опыта; повышенную агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. И когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного пути достижения цели. Рассмотрение социально-психологических особенностей личности с отклоняющимся поведением позволяет выделить некоторые ее характеристики. Во-первых, это стремление к приспособлению. Приспособление здесь состоит в том, что болезненное тщеславие, желание любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне отрицательную направленность интересов, люди с отклоняющимся поведением тщательно маскируют. При этом приспособленчество выступает и как черта личности и как характеристика группы с отрицательной направленностью. Во-вторых, расхождение знания норм и ценностей и реальных поступков. В-третьих, это раздвоение убеждений. В настоящее время имеется ряд достаточно разработанных ориентировочных классификаций личностей с отклоняющимся поведением. Криминологи, например, подразделяют личности правонарушителей на 4 основные категории, исходя из взаимоотношения личностного и случайного в мотивах их противоправных поступков. Первая категория – это люди, совершившие правонарушение случайно, вопреки общей направленности личности. Вторая категория – люди, способные на правонарушения в силу их общей неустойчивости личностной направленности. К третьей категории относятся люди, правонарушение которых случайно с точки зрения повода и ситуации, но вытекает из общей направленности личности. В четвертую категорию включаются те, чье правонарушение соответствует преступной установке личности и является результатом активного поиска для создания повода и соответствующей ситуации. Психологи на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения дают иную типологию. Первую группу характеризует устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих людей. Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки. Вторую группу составляют лица с деформированными потребностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У этих людей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Третью группу лиц с отклоняющимся поведением характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти люди не стремятся к достижениям, успеху; они апатичны. В четвертую группу входят личности, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными. Для них типична трусливость и мстительность. Данная типология, при всей ее условности, показывает четкое преобладание у личности с отклоняющимся поведением примитивных и низменных потребностей, недостаточно развитую волевую регуляцию, узость интересов, эгоизм, цинизм, утверждение своего «Я» за счет унижения достоинства других людей, жестокость, равнодушие, неприязнь к нормальной среде. Обусловливаясь многими факторами, отклоняющееся поведение немалого числа людей связано, в том числе, и с различными психическими заболеваниями. Однако рассмотрение таких случаев относится уже не к области социально-психологической, а к патопсихологии и психиатрии. Вместе с тем, для некоторых лиц с отклоняющимся поведением характерны пограничные состояния, неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Психопатологические черты личность в большинстве случаев приобретает не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Психологические исследования и отечественных, и зарубежных авторов показывают, что в структуре личности с отклоняющимся поведением психические аномалии (если они имеют место) обычно существуют в качестве фактора, взаимодействующего с нравственной невоспитанностью, дефектами характера и т.д., а не в качестве фактора, порождающего эти деформации личности и ее антиобщественное, отклоняющееся от социальных норм поведение.[7]
Наряду с классификацией личностей с отклоняющимся поведением необходимо остановиться на основных разновидностях данного поведения у таковых личностей. Существует множество различных подходов к классификации проявлений девиантного поведения. Данное разнообразие объясняется междисциплинарным характером проблемы поведенческих девиаций. Однако, в данной работе акцент будет сделан основных формах девиантного поведения личности, исходя из психологического подхода:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |