Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 8. Вклад в теорию менеджмента предпринимателей и специалистов XVIII-XIX веков (Р. Оуэн, А. Смит, Ч. Бэббидж и др.)



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Задание 8. Вклад в теорию менеджмента предпринимателей и специалистов XVIII-XIX веков (Р. Оуэн, А. Смит, Ч. Бэббидж и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок




управление качество брак заместитель

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности является детищем XIX столетия. Однако попытки систематизированного рассмотрения элементов, составляющих его, можно датировать концом XVII в. Например, Адам Смит в своем капитальном труде "Богатство наций" (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда.

Всячески превознося чрезвычайный рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее он полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам. Специализация, растущая механизация труда и расширение товарного рынка позволили фабричной системе оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства. Особенно сильно это проявилось в текстильном производстве, ставшем наиболее ярким образчиком фабричного способа в начале XIX столетия. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В начале XIX столетия некоторые искусные работники, доведенные до крайней нужды новой технологией и организацией фабричного производства, пытались сопротивляться этим переменам, организуя кампании запугивания и ломая станки. Один из возможных ответов на возникшие производственные неурядицы и требования новой фабричной системы был предложен Робертом Оуэном, самостоятельно вставшим на ноги текстильным промышленником и социальным мыслителем [14, C. 254].

В зрелые и в поздние годы жизни Оуэна стали занимать программы радикального социального переустройства; он отвергал индустриализацию, урбанизацию и рынок, противопоставляя им программы рационально организованных коммун и кооперативов. Тем не менее в пору своей молодости сам он был энергичным управленцем и предпринимателем.

В 1800 г. Оуэн приобрел ткацкие фабрики в Нью-Ленарке на берегах Клайда к югу от Глазго, насчитывающие около 2000 человек, в том числе 500 нищих детей в возрасте от пяти лет из местных работных домов. Приход "чужака" Оуэна был встречен тамошними недисциплинированными и низкоквалифицированными работниками с негодованием. Тем не менее благодаря своему недюжинному обаянию и терпению Оуэн смог начать свои эксперименты в области просвещенного патерналистского управления. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с четырнадцати до двенадцати часов. Это наглядно демонстрировало рабочим преимущества работы в Нью-Ленарке. Подход Оуэна включал и ряд дисциплинарных элементов, таких как "молчаливый контролер"; закрепленное на каждом рабочем месте устройство, показывающее уровень производительности рабочего. Поселок стал чистым, пьянство было практически искоренено, поскольку оно каралось специальными штрафами, зимой в ночное время в поселке объявлялся комендантский час. Все это говорило о том, что при надлежащем "просвещенном" управлении условия жизни и труда рабочих могут быть существенно улучшены. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет и на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы самого Оуэна и его партнеров росли год от года. Уровнем этих доходов отчасти объясняется и возможность легко доказать эффективность его подходов к управлению.

В 30-е гг. XIX столетия размах и значение новых промышленных методов получили оценку в работах двух выдающихся деятелей - Чарльза Бэббиджа и Эндрю Юра. Основным вкладом Бэббиджа в развитие теории управления стала его книга "On the Economy of Machinery and Manufactures" ("Об экономии оборудования и комплектующих") (1832), разошедшаяся тиражом свыше 10 000 экземпляров и названная "первым бестселлером в серии литературы по менеджменту" (Clutterbuck and Crainer, 1990, p. 13). Помимо прочего, автор показал преимущества машинного производства над ручным трудом. Вернувшись к приведенному Адамом Смитом примеру с разделением труда при производстве булавок, он подверг анализу работу только что изобретенной американской машины для производства булавок, заметив при этом, что "она задумана чрезвычайно изобретательно и в экономическом отношении являет собой замечательную противоположность ручному производству булавок" (Babbage, 1832/1971, p. 187-190). Он нашел, что ручной труд в данном случае оказывается более эффективным, однако согласился с тем, что машина имеет явные преимущества в случае нехватки рабочей силы, "ибо все операции выполняются машиной, управляемой одним-единственным человеком". Разумеется, подобная ситуация была характерна именно для Америки и, как мы увидим, отчасти объясняется широким применением в этой стране оборудования, сокращающего затраты живого труда, в то время как в Великобритании по-прежнему отдавалось предпочтение трудоемким методам производства. Анализ производства, проведенный Бэббиджем, сильно напоминает аналогичные исследования, производившиеся рядом специалистов в области научного менеджмента, и в первую очередь анализ Фрэнка Джилбрета. При рассмотрении человеческой мотивации, использования поощрений и способов избегания или разрешения производственных конфликтов Бэббидж опять-таки использует методы, характерные для сторонников научной теории управления. В ту пору когда Бэббидж писал свои труды, всем еще было памятно время разрушителей машин, или луддитов, названных так по имени мифического вожака рабочих, носившего имя Нед Лудд. Враждебное отношение некоторых мастеровых к внедрению новых машин приводило к вспышкам негодования, к нападениям на фабрики и даже к убийствам. Например, в суде Йорка за январь 1813 г. 64 человека обвинялись в луддизме, и при этом семнадцать из них были повешены: трое за убийство владельца фабрики, пятеро за захват фабрики и девятеро за кражу оружия и денег, необходимых для поддержки кампании насилия (Stevenson, 1992, p. 196). В 30-х гг. в сельских районах юга Англии проходили так называемые Swing Riots (периодические бунты), сопровождавшиеся демонстрациями, поджогами, кражами и разбоем, а также уничтожением молотилок. Отношение Бэббиджа к взаимной вражде нанимателей и наемных рабочих (особенно в производственном секторе экономики) было весьма близко к отстаиваемой Ф. У. Тейлором концепции "ментальной революции", выработанной только через семьдесят лет. Бэббидж считал, что взаимные интересы владельцев и рабочих при должном к ним отношении позволяют преодолеть все существующие разногласия между этими сторонами [13, C. 421].

Средство, предложенное Бэббиджем для снятия антагонизма между владельцами фабрики и рабочими, было развитие схем участия в прибыли, уже существовавших на оловянных рудниках в Корнише, свинцовых рудниках во Флинтшире и Йоркшире и некоторых медных рудниках Камберленда. Он утверждал, что введение принципа участия в прибыли предприятия позволяет создать условия, при которых "каждый участник предприятия будет заинтересован в его процветании, поскольку успехи и неудачи будут тут же отражаться на его недельном жаловании". Бэббидж также утверждал, что участие в прибыли сделает излишними "комбинации" (т. е. профсоюзы), "поскольку единственной существующей комбинацией будет могучий союз двух партий или сторон, призванный способствовать преодолению общих трудностей" (Babbage, 1832/1971, pp. 257-258).

 


Список используемой литературы

1. АБЧУК В.А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Союз, 2002.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006.

3. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса. / ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Пужаев А.В. Управленческие решения: Учебное пособие - СПб.: изд-во СПбГИЭУ, 2005.

5. Цветков А.Н. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2010 (Серия «Учебник для вузов»).

6. Шелдрейк дЖ. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2001.

7. Акофф Р. Акофф о менеджменте /пер с англ./ Под ред. Л.А.Волковой - СПб.: Питер, 2002.

8. Друкер П. Практика менеджмента: Учебное пособие / Пер с англ. - М.: «Вильямс», 2007.

9. Егорова Т.А. Организация производства на предприятиях машиностроения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.

. ИМАИ М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

. КАРНЕГИ Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.- М.: Прогресс, 2002. - 714 с.

12. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Уч. пособие. - 5-е изд., исправленное и дополненное. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск. 2004, - 320 с. (серия Высшее образование).

13. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента, СПб.: Питер, 2004.

14. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до я. / Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.

. МЕСКОН М.Х., АЛЬБЕРТ М., ХЕДОУРИ М. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2005.

. ПИВОВАРОВ С.Э., МАКСИМЦЕВ И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

. РОБИНС С.П., КОУЛТЕР М. Менеджмент, 6-е издание. / Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2004.

18. Тьетар Р.А. Менеджмент / Пер с франц. под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб.: «Нева», 2003.

19. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб.: Питер, 2001.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Задание 8. Вклад в теорию менеджмента предпринимателей и специалистов XVIII-XIX веков (Р. Оуэн, А. Смит, Ч. Бэббидж и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 8. Вклад в теорию менеджмента предпринимателей и специалистов XVIII-XIX веков (Р. Оуэн, А. Смит, Ч. Бэббидж и др.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)