Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом.



2020-02-03 248 Обсуждений (0)
Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Курсовая работа

по дисциплине «Общая психология»

 

                              Содержание

Введение_________________________________________     _    3

1. Понятие творческого мышления.

1.1 Что значит творческое мышление?

1.2 Особенности творческого мышления________________________   5

1.3 Сферы специализации правого полушария__________________     5

1.4 Как определить ведущие полушарие________________________    8

1.5 Слагаемые творчества____________________________________    9

2. Личность и творчество:

2.1 Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом_____________________________________________     21

2.2 Специфика мышления творческий личности________________     27

2.3 Психоэмоциональных особенностях креативных личностей____ 282.4 Креативность и интеллектуальность________________________ 292.5 Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению  решения творческой задачи_________________________________                                     31 Заключение___________________________________ _                    32

3.Обзор методик___________________________                          34

 

Список литературы___________________________________        40

 

 

                                  

  Введение

Понятием творчества охватывается все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

 Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека- в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по образу и подобию творчества человеческого разума.

Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразования и совершенствование существующего. Это относится к человеку, который реализует свои потенциальные, безграничные возможности , по мнению ученых, лишь на одну десятую часть.

И, наконец, третий круг творчества направлен на разрушение «старого мира» и построение на его месте нового. Это относится главным образом к социальным перестройкам и революциям, а также появлению новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнув в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропустить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться и у нас. Только в таком случае мы сможем открыть главные тайны творчества- природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых идей, замыслов и открытий.

 Подобных взглядов придерживаются многие ученые, занимающиеся наукой о творчестве, а Д.Дейс наиболее четко суммировал их в своей модели творчества. На первом месте в ней стоит знание общих законов, на втором- понимание того, что, какие качества необходимо развивать или корригировать у себя на основании этих законов, на третьем- тренировка этих способностей в разных видах деятельности. Ученый говорит, что творческого человека видно по тому, как он одевается, обставляет квартиру, готовит обед и организует свой отдых и досуг.

 Общие законы творчества являются теми ключами, при помощи которых можно открыть двери в подсознание и впустить его в сознание и сверхсознание.[1, с9-10]

  

 

1 Понятие "творческое мышление" охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.
Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества.
Творческое мышление - способность взглянуть на проблему со стороны. Творческая мысль - это проницательность, прозрение, миг вдохновения, который открывает верное решение.
Творческое мышление - результат взаимодействия ума и стимулов окружающего мира.
Творческое мышление - созидание нового, не существовавшего прежде.
Творческое мышление - умение взглянуть на мир способом, отличным от того, как на мир смотрят другие. Умение выразить и передать этим другим свое восприятие окружающего мира.
Творческое мышление - смотреть на то же, что находиться перед глазами

всех остальных людей, но думать при этом несколько иначе.
Творческое мышление - существенный компонент, способствующий преобразованию и прогрессу.
Творческое мышление - познание чего-то нового. Составная часть интеллекта.
Творческое мышление - способность находить принципиально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда представляет собой совершенно новую мысль, которая до этого момента никому не приходила в голову.[8]
Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. [5, с. 287]

Часто приходится слышать: «Я склонен к техническим наукам, рисовать и выдумывать я не умею?» Тогда напрашивается вопрос- действительно ли не каждый человек может заниматься творчеством и возможно ли со временем развитие в себе творческого потенциала?

Объектом исследования данной работы является творческое мышление, и рассмотрение творчества как процесса, предметом в свою очередь является особенности функционирования творческого мышления у человека, психические особенности людей склонных к креативности.

Целью данной работы является исследование творческого мышления, понимание его сущности, за что оно отвечает, протекание творчества как процесса и ответ на вопрос почему некоторые люди мыслят творчески, а другие нет. Моя гипотеза состоит в том, что  творческой личностью не рождаются, скорее ее становятся, но становление творческой личности идет из детства, от воспитания.

                             

 

 1.2  Творческое мышление  

 

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

Чем обусловлено творческое мышление? Считается, что источником творческого мышления является правое полушарие, итак:

 1.3 Сферы специализации правого полушария:

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки- головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто- то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что , если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: за мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты и также контролирует движение левой половины тела.[30,31 М.З.]

Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то. Что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.[2,с.30-31]

· Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

· Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.

· Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.[2, с.33]

Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по- разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

Представьте, что два человека, которым было немногим больше тридцати лет, перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

До операции оба пациента были правшами, и доминирующим у них было левое полушарие. Никаких отклонений от нормы не наблюдалось. Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили все правое полушарие головного мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй пациент находится в одной палате с первым, он сидит на стуле и смотрит в окно. У этого пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

Теперь представьте, что вы учувствуйте в обследовании и изучении этих пациентов. Вы входите в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие контролирует движения левой половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

 Но, продолжая беседовать с Лэрри, вы начинаете замечать опустошительный эффект, который произвела операция. По причине того, что у него нет правого полушария, левая половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

Вы вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

 Неожиданно два человека начинают спорить и кричать друг на друга. Лэрри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло, ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось у него после операции.

Когда вы возвращаетесь в палату, вы спрашиваете у него, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете. Что он совершенно равнодушен к мелодиям. Близкий друг Лэрри входит в палату, но Лэрри даже не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

Спросите у Лэрри, снится ли ему что- либо, и вы услышите в ответ, что ничего подобного не происходило. Если же ему все же что- то снится, то его сны обязательно будут описывать что- либо из происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое полушарие Рика помнит только простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

 Для того чтобы развлечь Рика, вы приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда правильно складывает ее. Когда же вы вывозите его на инвалидной коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

 Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь снов свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится.[2, с. 38-41]

 На наглядном опыте мы рассмотрели то, как меняется поведение человека, когда одно из полушарий перестает функционировать, и здесь же мы можем сделать вывод, что хотя работа полушарий тесно связана, тем не менее правое полушарие дает возможность анализировать и чувствовать без чего , на мой взгляд невозможно творческое мышление.  Разумеется, в науке необхо­димы дотошные собиратели и регистраторы фактов, ана­литики и архивариусы знаний. Но в процессе творче­ского мышления нужна способность оторваться от логиче­ского рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

           

1.4 Как определить ведущее полушарие?

Для выявления ведущего полушария регистрируют «содружественные движения глаз». Если задать человеку вопрос типа «какая ваша любимая книга?» или «сколько будет шестнадцатью двадцать?», то в 75% случаев в ту же секунду взор опрашиваемого отклоняется влево или вправо.

Этот механизм, возможно, заключается в следую-'щем. Известно, что раздражение глазодвигательной зоны правого полушария отклоняет взор влево, а левого полушария-—вправо. Задан вопрос — человек ищет от­вета с помощью речевых символов, т. е. «обращается в левое полушарие», главенствующее в отношении функ­ции речи. Левое полушарие, следовательно, возбуждается. Возбуждение захватывает глазодвигательную зону, и взор отклоняется вправо («левополушарные люди»). Те, кто склонен к мышлению зрительно-пространственными обра­зами, в поисках ответа на вопрос «обращаются в правое полушарие». Оно возбуждается, и взор отклоняется влево («правополушарные люди»). «Левополушарные» больше склонны к абстрактно-символическому, словесному, логи­ческому мышлению. «Правополушарные» — к целост­ному, синтетическому, образному. Они лучше восприни­мают музыку, для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Следующий важный вопрос, который перед нами стоит- это вопро из чего состоит творчество, его слагаемые.

                            

Слагаемые творчества.

 Цельность восприятия. Этим термином обозначают способ­ность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми пор­циями), На эту способность указал И. П. Павлов, выде­лив два основных типа высшей корковой деятельности — художественный и мыслительный: «Жизнь отчетливо указывает па две категории людей: художников и мы­слителей. Между ними резкая разница. Одни — худож­ники во всех их родах: писателей, музыкантов, живопис­цев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мысли­тели — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

И. П. Павлов пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия, без выделения деталей.[3, с.15-16]

Сближение понятий. Следующее слагаемое творческой одаренности — легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Еще А. С. Пушкин отметил, что именно в остро­умии отчетливо прослеживается «сближение понятий»: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать по­нятия и выводить из них новые и правильные заключе­ния».

Сто лет спустя американский психолог С. Медник об­ратил внимание на важность «отдаленного ассоциирова­ния» как составляющей творческого потенциала. Он пред­ложил своеобразный психологический тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-раздражителя: например, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае слово «зеленый»). Тест может быть и в другом варианте: даются три слова — «небо, кровь, Дунай». Нужно дать определение, которое подхо­дило бы ко всем этим трем словам («голубой»).

Медник возлагал большие надежды на свой тест как показатель творческой одаренности. Однако надежды эти не оправдались. Медник упустил из виду то обстоятель­ство, что отдаленность ассоциирования — лишь один из многих компонентов одаренности. Ведь и остроумие вклю­чает в себя не только способность сближать понятия, но, как отметил А. С. Пушкин, также и способность «выво­дить новые и правильные заключения».

Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одаренности и быть залогом продуктивности мышления. Связь между мыслительным процессом и процессом ассоциирования, несомненно, существует, но Медник слишком упростил ее, на самом деле она значительно сложнее. Именно поэтому изучение ассоциативного процесса может дать ценную информацию, имеющую прямое отношение к исследова­нию мышления.

По предложению украинских ученых Э. Голованя и В. Старинца были проведены опыты, в которых удалось показать, что между любыми двумя понятиями (сло­вами) можно установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов.

Возьмем, например, два таких отдаленных понятия, как «древесина» и «мяч». Достаточно четырех промежу­точных ассоциаций, чтобы перейти от древесины к мячу. Каждая из ассоциаций вполне естественна:

  

                Древесина- лес

                     Лес- поле

 

поле — футбольное

футбольный — мяч

 

Возьмем два других слова: «небо» и «чай». Связь ме­жду ними устанавливается с помощью четырех естествен­ных ассоциаций

                           небо - земля

                           земля- вода

                                                           вода- пить                                                                                                                

                                                               пить- чай

 

 

Слова были наугад взяты из словаря; всего проделано несколько сот проб с такими случайно взятыми парами слов. Почти во всех случаях оказывалось достаточно че­тырех, реже пяти-шести ассоциативных шагов для пере­хода от одного понятия к другому. (Количество таких ша^ гов служит мерой «смыслового расстояния» между двумя понятиями.)

Ассоциативный переход «небо — чай» удалось устано­вить всего за четыре шага, потому что был дан последний элемент ассоциативной цепочки («чай»), который явился целью, определяющей ход ассоциативного процесса. В условиях свободного ассоциирования ничтожно мала вероятность получения этого слова на четвертом шаге. Но «чай» как заданная цель не определяет однозначно все звенья ассоциативной цепочки. Такие же результаты — и при разных промежуточных шагах. Конкретный состав цепочки зависит от состояния испытуемого в момент про­ведения опыта.

Так ли уж все это неожиданно? Как показали экспе­рименты, число прямых ассоциативных связей каждого  слова в среднем близко к десяти9. Если исходить из де­сяти ассоциативных связей первого порядка, то один ас­социативный шаг дает возможность выбора из десяти слов, второй — из 100 слов (связи однонаправленные), третий — из 1000, четвертый —из 10 тыс., пятый шаг —s из 100 тыс. слов.[3, с.21-23]

Готовность памяти. О памяти иногда отзываются пренеб­режительно, противопоставляя ее мыслительным спо­собностям. Приводят даже примеры творческих достиже­ний у лиц с плохой памятью. Но слова «плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в себя способ­ность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно или с отсрочкой. Когда человек решает проблему, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает и которую сумеет извлечь из памяти.

Рассмотрим задачу, Пустая комната. На подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две бечевки; тре­буется связать их концы. Но длина каждой бечевки меньше расстояния между точками прикрепления. Реше­ние состоит в том, что к концу одной из бечевок нужно привязать плоскогубцы и устроить маятник.

Когда испытуемый рассказывает, как он решил за­дачу, объяснение сводится к логическому рассуждению: бечевки слишком коротки и, взяв в руку конец одной, невозможно дотянуться до другой. Значит, кто-то должен подать ее навстречу. Но в комнате больше никого нет. Как быть? Нужно, чтобы бечевка сама подалась на­встречу. Для этого требуется ее раскачать. А чтобы кача­ния были достаточного размаха, надо к концу бечевки при­вязать груз, использовав для этого плоскогубцы.

Последовательность изложения готовых результатов ошибочно принимают за истинный ход мышления. На са­мом деле ход мысли не обязательно именно таков. Глав­ным при решении этой задачи считают операцию «пере­формулирования»: человек перестает рассматривать плоскогубцы как инструмент и видит в них лишь груз для маятника.

Возможны и другие гипотезы. Однако в любом вари­анте необходимо прежде всего вспомнить о свойствах ка­чающегося груза и соотнести эти знания с задачей. Преимущество при решении задачи получит не тот, у кого эрудиция богаче, а тот, кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях го­ворят о сообразительности, но одной из ее составляющих служит готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту.

Обработка информации происходит еще в процессе восприятия и запоминания. Существенное значение имеют форма записи, классификация, система адресов и система поиска. Представим себе машину, в которую заложена информация обо всех возможных предметах, различных по форме, цвету, весу, запаху, вкусу и т. д. Требуется вы­яснить, существует ли предмет, обладающий одновременно четырьмя свойствами, — круглый, тяжелый, зеленый, сладкий. И если существует, то что это за предмет? Можно перебрать все круглые предметы, проверить их до признаку цвета. Затем все круглые и зеленые прове­рить по вкусу. Наконец, все круглые, зеленые и сладкие проверить по весу — и найти арбуз.

Можно действовать по-другому: хранить информацию, уже классифицированную по сочетанию признаков, т. е. иметь справочные данные о том, какие предметы круг­лые и сладкие, зеленые и тяжелые и т. д. Но и такой ва­риант записи в мозгу маловероятен. Вероятнее всего — ассоциативная сеть. Арбуз связан с понятиями «круглое», «сладкое», «зеленое» и т. д. с того момента, как в мозгу „.сформировалось понятие «арбуз».

Интуитивные мгновенные решения задачи возможны потому, что имеется большое число ассоциативных свя­зей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной инфор­мации.[3, с.25-26]

Гибкость мышления. Способность быстро и легко пере­ходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Отсутствие такой способности называют инертностью, ригидностью, окостенелостью и даже застреванием или застойностью мышления. Но что такое близкий или далекий по содер­жанию? Можно ли измерить смысловое расстояние? Beроятно, это переменная величина, на которую влияет так  называемая функциональная фиксированность человека. Она описана американским психологом К. Дункером и доказана в следующем эксперименте.

Испытуемому предлагается закрепить на двери три свечи. В числе предметов, которыми можно манипулиро­вать, — молоток, гвозди в коробочках, плоскогубцы и т. д. Решение состоит в том, чтобы прибить коробочки   к двери и установить в них свечи. Задача предлагалась  в двух вариантах. В первом случае коробочки были пу­стыми, во втором — наполнены гвоздями. При решения первого варианта коробочки в качестве подставок исполь­зовали все. Во втором варианте лишь половина испыту­емых догадалась их опорожнить и превратить в подставки. Дункер объяснил это тем, что во втором варианте коробочки воспринимались как тара для гвоздей, именно эту их функцию фиксировал испытуемый, поэтому переход к другим возможным функциям оказывался затруд­ненным.

Способность к преодолению функциональной фиксиро­ванное — одно из проявлений гибкости мышления. Пси­хологи пытаются измерять эту способность с помощью теста. Испытуемого просят перечислить все возможные способы использования таких предметов, как молоток, банка из-под консервов, кирпич. Одни люди быстро пере­ходят от одного класса явлений к другому, указывают, что кирпич можно использовать как строительный мате­риал, подставку для раскалывания орехов, груз, который ставят, чтобы ветер не захлопнул окно, как метательный снаряд; можно растолочь его и использовать для чистки металлической посуды, применить вместо гири, вместо грелки и т. д. Другие пытаются сначала исчерпать все применения объекта в данной области, в данной функ­ции, а потом уже переходят к поискам в других об­ластях.

Можно ожидать, что люди с более высоким показате­лем гибкости мышления имеют больше шансов на­толкнуться на верную идею при решении какой-нибудь практической задачи.

Существует также гибкость в способности вовремя от­казаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно под­черкнуть здесь слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезь: может привести к тому, что будет упущена возможность решения.

Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Это наглядно проявляется при решении следующей экс­периментальной задачи.

На столе лежат четыре карточки, на которых с одной стороны нарисована буква, а с другой — число. На пер­вой изображена гласная буква, на второй — согласная, на третьей — четное число, на четвертой — нечетное. Какие карточки нужно перевернуть, чтобы проверить такое ут­верждение: «если с одной стороны гласная, то на обороте четное число»?

Решение кажется простым: «перевернуть гласную и четное число», или даже проще — «перевернуть гласную». Однако такой ответ ошибочен. На самом деле нужно пе­ревернуть гласную и нечетное число, поскольку сочета­ние лишь этих двух знаков на одной карточке делает ги­потезу ложной.

Если рассказать человеку содержание задачи и объ­яснить решение, то трудностей не возникает и понять ее суть легко. Но если предложить ему решить ее и если решение неправильно (чаще именно так и бывает), то дальнейшие разъяснения затрудняются: испытуемый упорствует в своем заблуждении, с жаром защищает свою ошибку и становится слеп к логическим доводам. Он не может избавиться от давления своей первоначальной не­верной догадки.

Видимо, разуму свойственно рисовать вокруг себя во­ображаемые ограничительные линии, а затем о них спо­тыкаться. Способность перешагнуть через такие невиди­мые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость ин­теллекта. [3,с.26-28]

Способность к оценке. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяю­щих различные этапы и стадии творческого процесса. На независимость оценочных способностей от других типов способностей первыми обратили внимание шахма­тисты.

Предпринимались попытки выявления этих способно­стей. Руководителям групп и лабораторий научно-иссле­довательского учреждения было роздано 25 отчетов о про­деланных работах в другом институте и предложено оце­нить их по десятибалльной шкале. Замысел эксперимента­торов состоял в том, чтобы оценить самих «оценщиков». Оказалось, что некоторые из них используют всю де­сятибалльную шкалу; порою им этого мало и они прибе­гают к знакам «плюс» и «минус»: скажем, девять с плю­сом или шесть с минусом. Другие же используют не нею шкалу, а лишь несколько отметок: за отличные, по их мнению, работы выставляют 10 баллов, за удовлетвори­тельные — 5 баллов, а за плохие — один балл.

Первых назвали «людьми с высоким дифференциро-вочным уровнем», а вторых — «людьми с низким диффе-ренцировочным уровнем». Вероятно, они отличаются друг от друга выраженностью оценочных способностей. Любо­пытно, что люди с низкими оценочными способностями (оказались в общем плохими руководителями: они плохо знали своих подчиненных, давали им задания без учета индивидуальных возможностей, хороших работников счи­тали плохими, а бездарных — талантливыми. Их собст­венные группы и лаборатории были малопродуктивными. Видимо, оценочные способности необходимы руководи­телю, который сам не имеет времени заниматься разра­ботками, а должен принимать решения — какой из пред­ложенных сотрудниками вариантов принять, по какому пути двигаться.

Среди критериев оценки, кроме логической непротиво­речивости и соответствия ранее накопленному опыту, сле­дует назвать эстетические критерии изящества и про­стоты.[3, с. 28-29]

 

Способность к «сцеплению» и «антисцеплению». Человеку присуща способность объединять воспринимаемые раз­дражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая информа­ция не превращается в знание, не становится частью ин­теллекта.

Тенденция к сцеплению наглядно проявилась в том, как в древности воспринимали и описывали звездное небо. На заре развития астрономии люди прибегали к объединению звезд в. группы — созвездия. При этом одни звезды включались в группу, а другие не включа лись. Например, созвездие Орион — прямоугольное. Два его угла — звезды Ригель и Бетельгейзе, а остальные углы представлены звездами второго порядка, менее яр, ними. Другие звезды внутри прямоугольника просто иг­норируются.

Сириус — ближайшая звезда первой величины — не входит в созвездие скорее всего потому, что это нару­шило бы простоту фигуры.

Одним из принципов сцепления воспринимаемых дан­ных служит простота полученной формы ~~ в данном слу­чае геометрической фигуры. Понятию «простота» пыта­ются придать объективный смысл, считая, что простая фигура описывается с помощью меньшего числа пара­метров.

Но простота может быть и субъективной: простым кажется привычное.

Принципы объединения данных, их сцепления и груп­пировки могут быть, конечно, самыми разнообразными. Способность объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже име­ющиеся системы знаний, группировать данные тем или иным способом уже в процессе восприятия — условие и предпосылка спос



2020-02-03 248 Обсуждений (0)
Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)