Современные методы преподавания в ДХШ и художественных отделениях ДШИ.
Главное стратегическое направление развития системы художественного образования детей лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Учение, познавательная деятельность, а не преподавание, являются ведущими в тандеме «учитель – ученик». Преподавательская работа по своей природе – деятельность творческая, живая. Преподаватель имеет дело с людьми и работать по трафарету, по шаблону не может. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он должен каждый раз его творчески оживлять, разнообразить. В зависимости от приобретенных учащимися знаний и навыков, в зависимости от общего их развития методика может меняться. Педагогическая деятельность в ДХШ направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как преподавателя, мы видим в том, чтобы формировать духовную культуру личности учеников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. Именно поэтому мы сторонники использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении уроков. Изучение современных технологий обучения применяемых в преподавании изобразительного искусства, методические рекомендации по их применению необходимое условие качественной организации эффективного учебного процесса, в которую включаются: построение урока, отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы, выбор образовательной стратегии и построение методически выверенного учебно-воспитательного процесса. В отличие от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо понятие или реальность, на уроке изобразительного искусства ребёнок мыслит образами, познаёт и формирует отношение к реальности. На уроке композиции ученику предлагается не просто изобразить какое-то явление, а передать своё собственное отношение к этому явлению. Для усиления эмоционального воздействия применяются новые педагогические технологии и формы обучения. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять, преподавателю, коллективу сверстников, себе. Правильно и умело организованное, методически грамотное использование современных технологий, форм и методов обучения на уроках в художественной школе способствует повышению эффективности процесса обучения, воспитания и развития, а именно: способствует повышению активности, заинтересованности учеников; способствует развитию любви к искусству; развивает такие качества как внимание, воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль и др.; способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются в умения и навыки; формирует умения применять полученные знания на практике. Понятие педагогической технологии основывается на систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Главными характеристиками современных методов обучения являются: 1. Методы адаптируются под особый педагогический замысел, в основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора. 2. Обязательная составляющая часть метода процедуры диагностики, субъект-субъектная связь между учителем и учеником, общение и диалоги, 3. Современные методы образования во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием (не руководствоваться возрастными особенностями, ограниченностью возможностей обучающихся) пример, но это не мешает успешному их применению. При проведении и подготовке к урокам, мы используем современные образовательные технологии и методики и эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности. Наиболее востребованные методы для ДХШ и художественных отделений ДШИ: - лекция; - семинар; - модульное обучение; - дистанционное обучение; - ценностная ориентировка; - кейс-стади; - коучинг; - ролевые игры; - действие по образцу; - метод рефлексии; - метод ротаций; - метод «мифологемы»; - обмен опытом; - мозговой штурм; - тематические обсуждение; - консалтинг; - использование информационно-компьютерных технологий; - метод проектов. При проведении и подготовке к урокам, мы используем современные образовательные технологии и методики, эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности. В данной статье, хотелось бы раскрыть несколько методов, которые нам знакомы, но в инновационных технологиях они поменяли свое название, и преподаватели пользуясь ими не подозревая об этом. И познакомить Вас с новыми инновационными методами, с которыми возможно вы не знакомы, основанными на ФГТ. 1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Модуль - от латинского modulus – «мера». Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками. Четко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. При модульном обучении требуется большая подготовительная работа. - Необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д. - Нужно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся. - Подобрать дополнительный материал, образцы, таблицы. ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ. КОМПОНЕНТЫ: - точно сформулированная учебная цель (целевая программа); - банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы); - методическое руководство по достижению целей (как?); - практические занятия по формированию необходимых умений; - текущий, промежуточный и заключительный контроль, который строго соответствует целям, поставленным в модуле. Содержание модульного курса выстраивается на трёх уровнях: -полном (содержит основные блоки, входящие в базовую инвариантную структуру), Подача учебного материала в кодах: · - СИМВОЛ – рисунок, · - СЛОВО – рассказать, написать, · - СХЕМА – графическое изображение. (Приложение №1; №2) Положительные стороны метода. - Избирательность, гибкость и возможность перестановки слагающих – модулей. Минусы метода. - Учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет не целостным. - Может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными. 2. КЕЙС-СТАДИ (Case study) - система обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных. Case study не имеет точного перевода на русский язык. В основном используется или английский термин, или несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, бизнес-кейсы, кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи. Что такое кейс-метод? Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Суть метода: Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания: - объяснительно-иллюстративный метод, - репродуктивный метод, - метод проблемного изложения, - частично-поисковый или эвристический метод, -исследовательский метод, - Моделирование, Системный анализ, Мысленный эксперимент, Методы описания, Метод классификации, Игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия. Примеры мысленного экспериментирования Он представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроках. Примером данного метода, является подготовка к конкурсам, в приложении №3 можно увидеть как обучающиеся нашей художественной школы готовятся к конкурсу «Япония глазами детей». Прежде чем приступить к работе над эскизом ребята знакомились с культурой и традициями страны. (Приложение №3) На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям. 1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями учеников. 2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников. 3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты. 4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников. 5. Кейс должен допускать различные варианты решения. В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений. Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. Использование метода case-study имеет множество преимуществ. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции и другие методы и формы урока. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и обучаемый будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика. С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию. Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией. 3. МЕТОД ПРОЕКТОВ — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим 4. результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Проект на уроке изобразительного искусства это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта: - умение находить нужную информацию; - способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности; - умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов: - умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом; - создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью; - умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности. Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету “изобразительное искусство” ведётся по определённому плану: 1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо: - обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта; - проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом; - создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию. 2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо: - проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи; - выделить среди них наиболее удачные; - помочь учащимся составить план работы над проектом. 3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо: - составить список возможных источников информации; - следить за ходом исследования; - проводить консультации по методике сбора и обработки информации; - корректировать деятельность участников проекта; - обобщать промежуточные результаты. 4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо: - организовать консультирование по обобщению материалов; - помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения; - продумать формы совместного обсуждения полученных результатов; - выбрать форму представления проектов. 5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо: - определить время и форму защиты проектов; - подготовить сценарий защиты проектов; - оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов. 6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований. Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности обучающихся 5-7 классов. Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Индивидуальные мини-проекты на уроках в 5 классе: - “Древние образы в народном искусстве”, “Единство конструкции и декора в народном жилище”. - “Народные промыслы их истоки и современное развитие”. “Современное выставочное искусство. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома. (Приложение №4) 4. МЕТОД РЕФЛЕКСИИ Предполагает условия самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к изучаемому материалу. Помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Рефлексия – самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Классификация рефлексии как этапа урока: ПО СОДЕРЖАНИЮ: - символическая (карточки, жетоны, жесты), - устная (умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать эмоции), - письменная (уместна на завершающем этапе раздела, темы). ПО ФОРМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - коллективная, - групповая, - фронтальная (выборочный опрос), - индивидуальная. ПО ЦЕЛИ: - эмоциональная (оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала), - рефлексия деятельности (самостоятельная работа, домашняя работа на этапе закрепления материала), - рефлексия содержания материала (подведение итогов) (Приложение №5). Положительные стороны метода. - У учащихся развивается навык самостоятельного принятия решений. - Оттачивается мастерство планирования и достижения целей. - Повышается чувство ответственности за свои действия. Минусы метода. - Сфера деятельности учащихся, представляющая проблематикой изучаемой темы или дисциплины, ограничена. - Получение и оттачивание знаний и навыков происходит опытным путем (пробы и ошибки). Таким образом, в основу современных методов обучения в ДХШ и художественных отделениях ДШИ лежат активные методы, которые формируют творческие, современные подходы к пониманию профессиональной, научной деятельности, развивают ум и мышление, помогают принять оптимальные решения в различных ситуациях и само развиваться.
Главное стратегическое направление развития системы художественного образования детей лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Учение, познавательная деятельность, а не преподавание, являются ведущими в тандеме «учитель – ученик». Преподавательская работа по своей природе – деятельность творческая, живая. Преподаватель имеет дело с людьми и работать по трафарету, по шаблону не может. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он должен каждый раз его творчески оживлять, разнообразить. В зависимости от приобретенных учащимися знаний и навыков, в зависимости от общего их развития методика может меняться. Педагогическая деятельность в ДХШ направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как преподавателя, мы видим в том, чтобы формировать духовную культуру личности учеников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. Именно поэтому мы сторонники использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении уроков. Изучение современных технологий обучения применяемых в преподавании изобразительного искусства, методические рекомендации по их применению необходимое условие качественной организации эффективного учебного процесса, в которую включаются: построение урока, отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы, выбор образовательной стратегии и построение методически выверенного учебно-воспитательного процесса. В отличие от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо понятие или реальность, на уроке изобразительного искусства ребёнок мыслит образами, познаёт и формирует отношение к реальности. На уроке композиции ученику предлагается не просто изобразить какое-то явление, а передать своё собственное отношение к этому явлению. Для усиления эмоционального воздействия применяются новые педагогические технологии и формы обучения. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять, преподавателю, коллективу сверстников, себе. Правильно и умело организованное, методически грамотное использование современных технологий, форм и методов обучения на уроках в художественной школе способствует повышению эффективности процесса обучения, воспитания и развития, а именно: способствует повышению активности, заинтересованности учеников; способствует развитию любви к искусству; развивает такие качества как внимание, воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль и др.; способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются в умения и навыки; формирует умения применять полученные знания на практике. Понятие педагогической технологии основывается на систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Главными характеристиками современных методов обучения являются: Методы адаптируются под особый педагогический замысел, в основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора. Обязательная составляющая часть метода процедуры диагностики, субъект-субъектная связь между учителем и учеником, общение и диалоги, Современные методы образования во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием (не руководствоваться возрастными особенностями, ограниченностью возможностей обучающихся) пример, но это не мешает успешному их применению. При проведении и подготовке к урокам, мы используем современные образовательные технологии и методики и эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности. Наиболее востребованные методы для ДХШ и художественных отделений ДШИ: - лекция; - семинар; - модульное обучение; - дистанционное обучение; - ценностная ориентировка; - кейс-стади; - коучинг; - ролевые игры; - действие по образцу; - метод рефлексии; - метод ротаций; - метод «мифологемы»; - обмен опытом; - мозговой штурм; - тематические обсуждение; - консалтинг; - использование информационно-компьютерных технологий; - метод проектов. При проведении и подготовке к урокам, мы используем современные образовательные технологии и методики, эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности. В данной статье, хотелось бы раскрыть несколько методов, которые нам знакомы, но в инновационных технологиях они поменяли свое название, и преподаватели пользуясь ими не подозревая об этом. И познакомить Вас с новыми инновационными методами, с которыми возможно вы не знакомы, основанными на ФГТ. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации. Модуль - от латинского modulus – «мера». Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками. Четко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. При модульном обучении требуется большая подготовительная работа. - Необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д. - Нужно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся. - Подобрать дополнительный материал, образцы, таблицы. ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ. КОМПОНЕНТЫ: - точно сформулированная учебная цель (целевая программа); - банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы); - методическое руководство по достижению целей (как?); - практические занятия по формированию необходимых умений; - текущий, промежуточный и заключительный контроль, который строго соответствует целям, поставленным в модуле. Содержание модульного курса выстраивается на трёх уровнях: -полном (содержит основные блоки, входящие в базовую инвариантную структуру), -сокращенном (содержит основные блоки инвариантной структуры, а также проблемный и стыковочный блоки; рекомендуется на стадии закрепления и повторения учебного материала и для учащихся с более высоким уровнем подготовки), - углубленном (отличается от сокращенного наличием углубления и предназначается для наиболее сильных учащихся). Подача учебного материала в кодах: - СИМВОЛ – рисунок, - СЛОВО – рассказать, написать, - СХЕМА – графическое изображение. (Приложение №1; №2) Положительные стороны метода. - Избирательность, гибкость и возможность перестановки слагающих – модулей. Минусы метода. - Учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет не целостным. - Может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.
КЕЙС-СТАДИ (Case study) - система обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных. Case study не имеет точного перевода на русский язык. В основном используется или английский термин, или несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, бизнес-кейсы, кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи. Что такое кейс-метод? Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации. Суть метода: Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания: - объяснительно-иллюстративный метод, - репродуктивный метод, - метод проблемного изложения, - частично-поисковый или эвристический метод, -исследовательский метод, - Моделирование, Системный анализ, Мысленный эксперимент, Методы описания, Метод классификации, Игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия. Примеры мысленного экспериментирования Он представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроках. Примером данного метода, является подготовка к конкурсам, в приложении №3 можно увидеть как обучающиеся нашей художественной школы готовятся к конкурсу «Япония глазами детей». Прежде чем приступить к работе над эскизом ребята знакомились с культурой и традициями страны. (Приложение №3) На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям. 1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями учеников. 2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников. 3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты. 4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников. 5. Кейс должен допускать различные варианты решения. В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений. Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. Использование метода case-study имеет множество преимуществ. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции и другие методы и формы урока. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и обучаемый будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика. С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию. Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.
МЕТОД ПРОЕКТОВ — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Проект на уроке изобразительного искусства это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учени
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |