Жизненный цикл инноваций
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновацииопределяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рисунке 2.1. Рисунок 2.1 – Обобщенная схема жизненного цикла инноваций Инновации имеют особенность: распространяются циклично и скачкообразно. Инвестируя средства в инновации организация не сразу получает ожидаемый экономический результат. Это обусловлено последовательным характером развития инновационного процесса, в котором выделяют следующие этапы: · зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; · скачкообразный рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); · зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж); · насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж); · упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). Инновации в своем развитии подчиняются зависимости, отражаемой S-образной кривой, иллюстрирующей зарождение, скачкообразный рост и постепенное достижение полной зрелости процесса или продукта. На рисунке 2.2 данная кривая изображена с указанием основных стадий жизненного цикла нового товара. Рисунок 2.2 – Стадии жизненного цикла нового товара Фаза внедрения— это распространение нового товара и выведение его на рынок. Ом характеризуется периодом медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. На этом этапе осуществляются большие затраты по выводу нового товара на рынок, требующие значительного периода времени. На протяжении этого периода времени сбыт товара обычно увеличивается незначительно. Это объясняется затратами времени на: · расширение производственных мощностей; · переналадку технологий; · доведение товара до потребителей, особенно, если их распределение осуществляется через розничную торговлю. На этой фазе организации чаще всего несут убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных затрат по организации распределения товаров и стимулированию их сбыта. Затраты на стимулирование работ, связанных с необходимостью концентрации усилий по продвижению нового товара, в это время являются небольшими. К этим работам относятся: информации о потребности нового, неизвестного товара; меры по опробированию товара и распространение его через организации розничной торговли. Необходимо отметить, что на данном этапе производителей нового товара немного и они выпускают основные его варианты. Это объясняется тем, что рынок еще не готов к восприятию модификаций нового товара. Организации, как правило, направляют свои усилия по сбыту нового товара потребителям со значительным уровнем доходов, так как цены на первом этапе жизненного цикла товаров высокие. Фаза роста — это период увеличения объема продаж нового товара. Если новый товар удовлетворяет интересам рынка, то его сбыт увеличивается. Первые покупатели будут продолжать приобретать этот товар. Их примеру следуют обычные потребители. Учитывая благополучные отзывы о новом товаре на рынке появляются новые конкуренты, привлеченные открывающейся возможностью. Они обычно предлагают свой товар с новой модификацией или новыми свойствами, а это создает возможности расширения рынка. Увеличение числа конкурентов приводит к росту продажи товаров. По мере роста спроса цены на данный товар остаются на том же уровне или могут немного снижаться. Прибыль организации на этом этапе увеличивается Удельные издержки на производство и затраты на стимулирование сбыта уменьшаются, так как они приходятся на значительно больший объем проданной продукции. Для увеличения периода быстрого роста емкости рынка и укрепления своего конкурентного положения организация может использовать и ряд других мер. К ним относятся: повышение качества нового товара, придание ему дополнительных свойств, выпуск его новых модификаций; изменение части рекламы, направленной на осведомление о товаре и стимулирование по его приобретению; использование новых каналов распределения; своевременное снижение цен с целью дополнительного привлечения числа потребителей; проникновение в новые сегменты рынка. Фаза созревания — это наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара. Но по времени этот период значительно продолжительнее предыдущих. Большинство имеющихся на рынке товаров находятся на этапе зрелости. Если темпы роста товаров замедляются, то у производителей накапливаются запасы непроданной продукции. Это приводит к обострению конкуренции. В этих условиях конкуренты стараются продать товары по сниженным ценам и по ценам ниже прейскурантных. Увеличиваю затраты на рекламу, растет число льготных сделок как с потребителями, так и со сферой торговли. Повышаются расходы на создание улучшенных вариантов товара. Более слабые конкуренты выбывают из рынка, а остаются прочно укоренившиеся соперники. В этих условиях организации сложно вести постоянно работу по модификации рынка, товара и комплекса маркетинга. Для модификации рынка организация стремится увеличить потребление имеющегося товара. С этой целью оно ищет новых потребителей и новые сегменты рынка. Одновременно организация находит способы стимулирования интенсивного потребления товара существующими покупателями, перепозицирует товар с целью его привлекательности для более крупного или растущего сегмента рынка. Кроме этого организация должна стимулировать сбыт товара путем модификации одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Это достигается за счет привлечения новых покупателей путем снижения цены на товар; разработки более действенной рекламной компании; заключения более льготных сделок с продавцами; распространение сувениров; проведения конкурсов и др. Фаза насыщения — это период времени, когда отдельные группы покупателей перемещаются к другим новым модификациям товара. Фаза спада — характеризуется падением сбыта товара после того, как он преодолел фазы выведения на рынок, роста, созревания, насыщения. Падение сбыта продукции в любом случае неизбежно. Оно может быть медленным, быстрым или опуститься до определенного низкого уровня и оставаться на этом же уровне в течение многих лет. Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений организации. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности. Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей: · определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям; · определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества; · выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии; · распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла; · тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, иэкстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий; · формализацию методов сбора исходных данных и применение Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |