Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Клаббинг как социальный проект альтернативной культуры



2020-02-04 127 Обсуждений (0)
Клаббинг как социальный проект альтернативной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По сравнению с традиционной культурой и ее опытом межгосударственных и ограниченных ими контактов, современная культура - "открытая ойкумена", разворачивающаяся вне пространственных и временных границ. Здесь нет четкой дифференциации центров и периферии: "регги", изначально рожденный на Ямайке, принят Европой и обогащен "европейским шармом", а "рейв", бросив вызов року шестидесятников, обрел форму субкультурной философии и стал выражением техно-акций конца ХХ в. Вместе с тем, наиболее развитые направления как в науке, искусстве, производстве и потреблении, так и в стиле жизни, повседневных практиках задают образцы, стандарты социальной жизни, компетенции и инноваций. Все субкультуры так или иначе начинались с клубных сообществ. Таковы следствия инновационных культурных форм в процессе самоорганизации социума с точки зрения процесса глобализации. Они развиваются в тенденциях "глобальной гомогенизации", "культурного насыщения", "культурной деформации", "культурной амальгамации". Ответы на вызовы глобализации зависят от того, что выбирает та или иная локальная культура из множества, предлагаемых ей наборов актуализированных культурных элементов. Из чего следуют "эффекты глокализации", т.е. совмещения "глобального" и "локального".

В научной литературе относительно понимания сущности субкультуры распространенной считается точка зрения, согласно которой наиболее важными являются такие характеристики, как альтернативность взгляда на существующую реальность и автономность ее бытования как целостного образования, связанного с институционализацией, специфическими знаковыми символическими системами. Размежевание культуры и субкультуры проявляется через свободный субъективный выбор индивида: если приобщение к культуре происходит через институты общества как с согласия, так и без согласия индивида, то приобщение к любой субкультуре подразумевает исключительно осознанное принятие решения самим индивидом, отнесение себя (идентификация) к той или иной группе: объединяющими факторами субкультурных образований являются поиск иных смыслов жизни и досуга, удовлетворенность потребностей, желание действовать, разделяемые системы ценностей и ощущение новизны или иной жизни, чем практика будней.

Альтернатива состоит в видении или представлении, в отличие от общепринятого, пути развития, выбора того или иного смысла действия, идентификации с какой-то группой. Клуб в этом смысле выступает способом реализации альтернативной инициативы и социальным пространством или форматом ее осуществления. Как верно замечает Д. Десятерик, это необходимость "выгородить свою территорию на неприветливом пустыре социума". Ядром клубной культуры является атмосфера общности, стимулирующая к воспроизводству разных субкультурных образований. С точки зрения "социального", ее можно описать в альтернативах "коллективного - индивидуального", "рационального - эмоционального", "традиционного - новаторского". Они могут стать основаниями своеобразия моделей солидарности. Примером могут быть прототипы институциональной солидарности - социальные центры в Италии, представляющие ныне гражданские инициативы или рейвы на открытом воздухе (и, как производное, - клубиться, и создавать небывалые доселе стили и замкнутую реальность нового образца). Диффузная форма "клаббинга" состоит в том, что это не жестко структурированная, но скорее проявляющаяся через качественные свойства устойчивых структур, пограничная определенность. На уровне обыденного сознания она проявляется как аналог новой реальности, создающейся "здесь и сейчас", многофункциональной по направленности и ориентирующейся на новые формы взаимодействия индивида и общества, культ молодости и действенности.

Разрабатывая инструментарий для исследования представителей клубной субкультуры как выразителей новой волны интересов в свободном времени, мы выделили следующие смысловые блоки в опроснике: свободное время и ценности (включающий в себя раскрытие ценностный ориентаций, досуговых предпочтений, соотнесение понятия комфорта с такими сторонами повседневной жизни, как мода, работа и отдых); литература и СМИ (позволяющий проанализировать вовлеченность респондентов в различные культурные сети, образованные телевидением, радиовещанием и Internet, а также отношение к литературе); стратегии жизненного успеха (речь идёт о различных видах туризма как одного из основных показателей благосостояния и важной составляющей жизни представителей клубной субкультуры); игра и стиль жизни (представление об игровой стороне жизни субкультуры), социальное функционирование ночных клубов, основных мест их организации, символов и смыслов субкультур и общественных движений.

Одной из гипотез нашего исследования является важность социального статуса для представителей клубной субкультуры. В 1960-х гг. во всём мире статус был связан, прежде всего, с профессиональными занятиями, но, по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными, на смену "профессии" как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие "жизненный стиль", объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Сфера туризма всё больше пересекается с общей "экономикой знаков", вторгаясь в различные пространства потребления. В её пределах обнаруживается множество институтов и форм, воздействия которых трудно избежать. В мире всё быстрее распространяются могущественные и вездесущие глобальные бренды или логотипы. Такие брендовые компании, включающие множество фирм, занятых в сфере путешествий и отдыха, создают "концепции" или "стиль жизни". Предстоит выяснить, насколько важен для представителей клубной субкультуры туризм как элемент престижности и социального статуса.

Клаббинг во многом является игрой в её современном проявлении. Симуляция и головокружение как виды игры являются постоянными соблазнами для человека. Их невозможно устранить из общественной жизни, чтобы они оставались в ней лишь в виде детских забав и девиантного поведения. Как бы ни делать редким их применения, маска и одержимость всё же отвечают настолько опасным инстинктам, что им приходится давать какое-то удовлетворение, пусть и ограниченное, безвредное, но "как минимум приоткрывающее дверь к двусмысленным удовольствиям танца и трепета, паники, отупения и неистовства".

Стилевая закрытость байкерской субкультуры как предмет социологического исследования

На рубеже XX - XXI веков актуализируется стилевая организация групп, идентифицирующих себя посредством новой культурной символики. При этом стилевая дифференциация порождает эффект закрытости публично демонстрируемых субкультур. Возникает новая задача социологического исследования, - понимание символически-публичных, но по сути закрытых социальных пространств. В этом отношении наиболее интересны субкультурные формы, аутентично сохраняющие стабильность в плане воспроизводства, социального бытования и социально-символических образцов, мифологем. Характерные особенности таких субкультурных форм ярко специфичны в российском культурном контексте. Таковой является байкерская субкультура, которая достаточно слабо изучена социологически. Основные причины этого, - нежелание российских байкеров распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что эта субкультурная форма до сих пор находится в стадии формирования.

В общем и целом история байкерства - это история молодости, в том числе и немолодых людей, захваченных в водоворот ролевой диффузии, вызванной, последовательно, тоталитарным давлением, социальными сдвигами, социокультурной ригидизацией в условиях относительной либерализации. Таким образом, рамочные конструкты ("фреймы") социологического дискурса на тему российского байкерства производны от ключевых парадигм и терминов теории социализации.

В данной работе приведены данные о стилевых особенностях (предпочтениях) в байкерской субкультуре. Автором был проведен социологический опрос в июле 2007 года на байк шоу, которое проводил один из байкерских клубов города Екатерибурга "Черные ножи". Задача исследования - изучение стилевых особенностей байкерской субкультуры. В частности, опрос показал, что свободный стиль жизни предпочитают - 69% респондентов, романтический - 21%, ответственный - 19%, бунтарский 13,79%, деловой - 10,34%, безмятежный 7%. Выраженность внешних признаков распределилась следующим образом: в одежде предпочитают удобство - 79%, стиль - 36%, качество - 32%, все равно какая одежда - 2%. Тем не менее, есть устойчивые элементы одежды: байкерские - 52,87%, спортивные - 38%, классические - 23%, деловые - 7%, не имеют значения элементы в одежде - 3,45%. Немаловажным является отношение к татуировкам в байкерской субкультуре. Охарактеризовали татуировку как выражение своего я - 43,68%, украшение 23%, символ - 21,84%, безразличное отношение к татуировкам выразили 19,54% опрошенных, отрицательное отношение у 9, 20%, статус - 5,75%, внешняя форма, компенсация опыта и искусство по 1,15%. На вопрос "какой стиль музыки вы предпочитаете" были следующие ответы: рок - 32, 18%; разное - 26,44%, металл - 15%, рок-н-рол - 8%, русский рок - 5,75%, зависит от настроения - 4,60%.

Данные показывают, что люди в байкерской субкультуре имеют свои устойчивые мнения, вкусы, тем самым поддерживают собственный стиль. Это свободный стиль жизни, удобство в одежде, при устойчивых элементах байкерской символики, в татуировках выражают свое я, в музыке преобладают различные виды рок - музыки, а рок, как известно, символ бунтарства и свободы. Выше всего ценится свобода мысли, действия, стиля. Все это их объединяет в одну сплоченную группу людей. Даже если они не знакомы между собой, при встрече сразу могут понять, что принадлежат одной субкультуре. Это является залогом взаимопомощи и взаимовыручки в трудной ситуации, например на дороге, незнакомой местности и т.д.

 



2020-02-04 127 Обсуждений (0)
Клаббинг как социальный проект альтернативной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Клаббинг как социальный проект альтернативной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)