Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Справочно-правовые системы



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Справочно-правовые системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Вряд ли сегодня найдется бухгалтер или юрист, ничего не слышавший о таких программах, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» или «Главбух». У них есть одно общее определение: справочно-правовые системы (сокращенно СПС). Справочно-правовые системы - класс компьютерных баз данных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85>, содержащих тексты законов, указов, постановлений, решений различных государственных органов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и другое [6].

Зачем же они нужны справочно-правовые системы, если есть интернет и газеты? Дело в том, что наше законодательство быстро меняется, каждый день появляются новые документы, и уследить за ними - это труд, который отнимает много времени, если пользоваться только интернетом. В журналах же информация об изменениях появляется с запозданием. Кроме того, информация в интернете может быть не верна. Разработчики правовых систем, как правило, гарантируют качество и правильность информации.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих, то есть платных, не государственных справочно-правовых системах проявляются сходные тенденции: расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики этих систем вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оᴨеративно решить конкретную правовую задачу, не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах.

При этом процедура поиска требуемой информации должна быть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации. Практически каждый разработчик информационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей.

Наша задача цель - решить, какая же из справочно-правовых систем самая лучшая. Для этого нам нужно посмотреть как и когда возникли они в целом и конкретно рассмотреть три главных конкурента за звание лучшей справочно-правовой системы.

 


Справочно-правовые системы

 

Компьютерные справочно-правовые системы появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных - пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

Разработка первой справочной правовой системы - Lexis началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой «Mead Data Central <http://en.wikipedia.org/wiki/Mead_Paper>». В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года - и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года - Австралии.

Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов. Признавалось необходимым «ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах». Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учёт нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система Эталон, предназначенная для использования в государственных структурах.

В конце 1980-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров <http://svyaznoy.ru/>. Многие специалисты ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в создании рынка справочно-правовых систем в России как и в зарубежных странах сыграли негосударственные компании.

Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс Юридическая справочно-информационная система (ЮСИС). А затем уже были созданы крупнейшие справочно-правовые системы, которые мы подробно рассмотрим ниже [2, C. 290].

КонсультантПлюс

 

КонсультантПлюс - самая распространенная компьютерная справочно-правовая система <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> в России. Проект стартовал в 1992 году, а в 1997 году был открыт сайт, который находится по адресу: http://www.consultant.ru/. Сегодня сайт является одним из самых цитируемых правовых ресурсов интернета, широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов [5].

Система работы КонсультантПлюс двухуровневая. Первый уровень - Координационный центр, он находится в Москве. Его задачи: определять стратегию компании, разрабатывать программные технологии КонсультантПлюс, взаимодействовать с органами государственной власти и своевременно наполнять систему информацией. Второй уровень - сеть региональных информационных центров (РИЦ), состоящая из 300 центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. Каждый из РИЦ является самостоятельной компанией [2, C. 310]. Именно региональные информационные центры осуществляют продажу программного продукта КонсультантПлюс, а также обеспечивают полный комплекс сервисных услуг пользователям.

Консультант Плюс имеет огромную базу документов. Как сообщает сама система, количество документов на 2014 год превысило 50 миллионов [5]. Это такие документы как нормативные правовые акты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82> РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>, законодательство субъектов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> РФ, законодательство СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA>, основные международные правовые акты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE>, проекты законов и нормативных правовых актов, технические нормы и правила, комментарии законодательства, судебная практика. Среди дополнительных возможностей есть «конструктор документов». Сервис «конструктор договоров» <http://www.consultant.ru/promo/kd/> используется для создания и проверки договоров. Инструмент помогает составлять наиболее популярные договоры (поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды нежилого помещения и другие), предлагает грамотные формулировки условий, предупреждает о возможных рисках. С помощью сервиса также можно провести экспертизу уже готовых договоров. Кроме того, тут можно найти справочную информацию, аналитические обзоры, правовые новости

Информация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, включённая в систему, структурирована <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> по разделам. Каждый раздел делится на информационные банки. Кроме того, отдельно представлены справочная информация для специалистов, новости и обзоры законодательства. Поиск в Консультант Плюс адаптирован под поиск именно правовой информации и учитывает профессиональную лексику и распространенные сокращения. К основным поисковым инструментам и к наиболее востребованной информации доступ реализован прямо из стартового окна системы. Поиск в самом документе можно осуществлять по оглавлению или по тексту. Важная информация к документу размещена на правой панели рядом с текстом. Вся информация представлена удобно и наглядно. Отраженно, действует документ или нет, к каждой статье есть разъясняющие материалы, есть ссылки на прежние редакции документа. Все документы из Консультант Плюс можно сохранять, копировать, печатать, отправлять по электронной почте, а также делать закладки в текстах.

Существуют специализированные системы Консультант Плюс для бухгалтера, кадровика, юриста, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, для малого бизнеса. Также Консультант Плюс ежегодно выпускает специальные версии своей системы для вузов и школ [5].

Подведем итоги, в Консультант Плюс реализованы все современные возможности для поиска и работы <http://job.ru/> с правовой информацией. Основные плюсы: большая база документов для специалистов широкого круга и не только, удобная навигация и система поиска, большой выбор различных специализированных версий, свободный доступ к некоторым документам. Также хочется выделить социальную направленность этой справочно-правовой системы: некоторым организациям они предоставляют бесплатный доступ к сервису с целью дальнейшего совершенствования системы распространения правовой информации в России. Несмотря на очевидные плюсы, Консультант Плюс имеет и противников. Многим не нравится оформление системы, выбор цветовой палитры. И Консультант Плюс является самой дорогой относительно других правовой системой.

 

ГАРАНТ

 

Справочно-правововая система ГАРАНТ является первой массовой коммерческой справочно-правовой системой. Она разрабатывается компанией «Гарант-сервис-университет» с 1990 года. До этого прототип системы был разработан студентами факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ для государственной компании «Дальлеспром» и представлял собой компьютерный справочник по законам о труде. Программа и обновления законодательной базы распространяются через компанию-разработчика и через дилерскую сеть из 250 компаний-распространителей в России и СНГ [2, C. 324].

В системе ГАРАНТ содержится больше 5 миллионов документов [3]. Здесь в полном объеме представлены все виды информации: федеральное и региональное законодательство, международное право, судебная практика, книги, проекты законов, нормативно-технические справочники, а также разъяснения, комментарии и схемы к законодательству.

Система производится в виде информационных блоков, сформированных по тематическому принципу. Из информационных блоков формируется комплект, который и является конечным продуктом, предлагаемым заказчику. Еженедельное пополнение максимального комплекта составляет около 12 тысяч документов [3]. Помимо информационного наполнения комплекта заказчик также может выбирать вид доступа (от локальной до многопользовательской сетевой версии), способ обновления (с переносных носителей информации или через Интернет), периодичность обновления (от 1 раза в месяц до ежедневной через Интернет). Существует версия на английском языке.

В системе ГАРАНТ можно найти еще интересные услуги: показ документов по состоянию на заданную дату, визуальное сравнение редакций документа, ведение календаря изменения статусов документов, поиск похожих документов, запрос услуг правовой поддержки через Интернет из интерфейса системы и обмен сообщениями между пользователями [6].

ГАРАНТ разрабатывает различные пакеты услуг в зависимости от нужд потребителей. Есть отдельные версии системы для юристов, менеджеров, директоров, предпринимателей и других. Также есть совместные продукты с фирмой «1С <http://ru.wikipedia.org/wiki/1%D0%A1>» [2]. С официального сайта или через приложение со смартфона можно работать с сокращенной версией правовой системы.

То есть, ГАРАНТ имеет относительно большую базу документов на различные профессиональные темы, удобную систему поиска нужного документа, в том числе выделение самых популярных разделов в отдельный блок, и даже возможность на форуме обсудить со специалистами-коллегами актуальные профессиональные темы. Также преимущество - гибкий и красивый интерфейс. Из трудностей - высокие системные требования к компьютеру.

 

Кодекс

компьютерный справочный правовой

Справочно-правовые системы Кодекс предоставляются консорциумом «Кодекс». Это хозяйственно-независимые, объединившиеся компании в 1991 году выпустили информационно-правовую систему для юристов. Она состояла из программного комплекса и набора баз данных. В 1996 году подобную же систему они разработали для бухгалтеров и назвали ее «Помощник Бухгалтера»[2]. В дальнейшем были разработаны системы для кадровиков и специалистов в области медицины и здравоохранения.

Фактически, Кодексом разрабатываются две системы: нормативно-технические, правовые. На сегодняшний день в cправочно-правовой системе Кодекс находится почти 10 миллионов документов нормативно-правовой и нормативно-технической документации [4]. Они предназначаются для бухгалтеров, юристов, кадровиков и специалистов в области медицины и здравоохранения. Система представляет собой электронный справочник правовых баз данных, с разделением по тематическому признаку. Это документы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82> международного, федерального и регионального законодательства, бухгалтерского учета и налогообложения, законопроекты, комментарии к законодательству, справочная информация, образцы и формы документов, судебную практику.

Программный комплекс Кодекс обеспечивает легкий доступ к правовой и справочной информации и удобство работы с ней.

Среди нормативно-технических систем Кодекс безусловный лидер вот уже 15 лет <http://letu.ru/>. Нормативно-технические системы Кодекс имеют марку Техэксперт. Это наиболее полные и регулярно обновляемые собрания материалов в области технического регулирования и стандартизации. Такие базы подойдут для строителей, проектировщиков, энергетиков, инженеров отдела качества, охраны труда, телекоммуникаций и других. Информация представлена достоверно и в удобном виде: схемами, чертежами, таблицами и формулами.

В 90-е годы системы Кодекс занимали достойное место на рынке, но затем с усилением Консультант Плюс потеряли свои позиции. Однако за последний год правовая система Кодекс сделала большой рывок в своем развитии, практически догнав Консультант Плюс и Гарант, а в чем-то и обогнав (например, в поиске по судебным решениям). На сегодняшний момент система продолжает очень активно развиваться. Многих привлекает доступной ценой.

 


Заключение

 

«Раньше юристы как работали? собирали кучи вырезок статей из газет, книги, журналы с информацией по праву. И юриста ценили не только за знания, а какой у него архив, и с работы на работу юристы переходили с этим шкафом в охапку. Теперь это все есть в специальных программах, и никто не собирает уже больше вырезки, не коллекционирует тиражи журналов. И эти программы - справочно-правовые системы»[6].

Мы рассмотрели три гиганта среди справочно-правовых систем России. Что же мы увидели? Во-первых, у каждой справочно-правовой системы есть и плюсы, и минусы. И некоторые из этих характеристик субъективны (цена, оформление). Во-вторых, для каждого человека и организации можно подобрать тот специализированный пакет услуг, который отвечает его интересам и подходит по материальным возможностям. И, в-третьих, исходя из вышесказанного лучшую справочно-правовую систему определить почти невозможно. Сегодня может КонсультантПлюс вкупе по характеристикам перегоняет чуть остальные, но завтра все может измениться. Главное, чтобы справочно-правовые системы служили своей цели, а именно повышали производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

По словам разработчиков справочно-правовых систем, сегодня развитие рынка идет по двум основным направлениям. Во-первых, расширяется спектр доступной информации. Если законодательная информация уже несколько лет полностью доступна пользователям, то, например, судебная практика - относительно новая область, которая сейчас становится особенно актуальной для специалистов. То же самое можно сказать об авторской информации - пользователям все больше важен доступ к всевозможным экспертным комментариям, консультациям и обзорам [1].

 


Список использованных источников

 

. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс : учебник для вузов / ЗАО «КонсультантПлюс. - М. : Новые технологии, 2009. - 256 с.

2. Хлебников, А. А. Информатика : учебник / А. А. Хлебников. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с.

.   ГАРАНТ : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/

.   Кодекс : законодательство, комментарии, консультации, судебная практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kodeks.ru/

.   КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

.   Страна права : анализ СПС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strana-prava.ru/



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Справочно-правовые системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Справочно-правовые системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)