Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровень жизни населения: понятие, задачи статистического изучения, информационная база, система показателей



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Уровень жизни населения: понятие, задачи статистического изучения, информационная база, система показателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Под уровнем жизни понимают доходно-имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. Стоимость жизни – это денежная оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение какого-либо промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга населения, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д. В таком случае чаще употребляют термин «качество жизни».

Обычно выделяют четыре уровня жизни населения:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

- нищета(минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Главная цель статистического изучения уровня жизни – это выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Она может быть достигнута путем решения следующих задач:                                          1)комплексного изучения структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциации населения по доходам и потреблению;

    2) анализа влияния социально-экономических факторов на изменение уровня жизни;

    3) оценки степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социально-демографическим группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Источниками информации об уровне жизни населения выступают: текущий учет и отчетность предприятий и организаций, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости и трудоустройства населения; материалы переписей населения и выборочных социально-демографических обследований; данные  выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; материалы специальных обследований (в первую очередь, социологических).

Важнейшее место в информационной базе уровня жизни занимает обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ), охватывающее 49,2 тыс. домашних хозяйств. Оно основано на ведении дважды в квартал по одной неделе дневниковых записей, которые представляют собой подробный ежедневный учет денежных средств, затраченных на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг; журнальных записей о покупке непродовольственных товаров и оплате услуг в период до и после проведения дневниковых обследований; опросов домохозяйств о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, уровне образования, сфере приложения труда и др.

Главной особенностью современных бюджетных обследований является новый перечень учетных признаков, сориентированный на получение данных о составе расходов и объемах личного потребления домашних хозяйств. Основываясь на том, что расходы могли быть произведены домохозяйством только за счет полученных им доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, отсутствие прямых вопросов о доходах восполняется расчетным методом.

С 2005г. в программу обследования внесены обширные изменения, направленные на развитие информационной базы для оценки происходящих социальных процессов:

 - расширен состав наблюдаемых социальных показателей, характеризующих доступность и уровень расходов населения на оплату услуг социальной сферы (образование, медицинское обслуживание, жилье);

 - введены новые показатели, характеризующие охват мерами государственной социальной поддержки различных групп домохозяйств (предусмотренные в связи с переходом на «монетизацию» льгот);

 - расширен перечень демографических и социально-экономических характеристик домашних хозяйств и населения для подготовки статистических материалов, характеризующих профиль бедности.

ОБДХ обеспечивает получение данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп населения; получение весовых показателей для расчета индекса потребительских цен; данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в СНС.

Комплексная оценка уровня жизни может быть достигнута построением интегрального показателя и системы обобщающих показателей. В мировой практике используются системы показателей, разработанные ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Некоторые международные организации и национальные статистические службы уже продолжительное время осуществляют расчеты интегральных показателей уровня жизни с различной степенью агрегирования. Так, в рамках ООН исчисляется индекс человеческого развития (ИЧР), который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни населения.

ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран, по сопоставимой методике. Каждый из показателей характеризует одно из направлений человеческого развития – долголетие, достигнутый уровень образования и материальный уровень жизни.

Показателем, характеризующим долголетие, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Для характеристики образованности населения используются два показателя: грамотность взрослого населения и показатель полноты    охвата населения обучением. Первый показатель определяется как доля грамотных в возрасте 15 лет и старше; второй – как отношение общего числа учащихся на всех ступенях обучения вне зависимости от возраста к общей численности населения в возрасте 5-24 лет.

Для оценки материального уровня жизни используется величина реального ВВП на душу населения, т.е. исчисленного в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Он рассчитывается как средняя арифметическая из трех упомянутых индикаторов уровня жизни:

ИЧР = (I 1 + I 2 + I 3) /3,                             ( 1 )

где I 1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

  I 2 - индекс достигнутого уровня образования;

  I 3 - индекс реального ВВП на душу населения.

Согласно методологии ПРООН, при расчете каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели. Индекс каждого показателя     рассчитывается по формуле:

I j = (X j – X j min) / (X j max – X j min ),                           ( 2)

где X j - фактическое значение j-го показателя; X j max и X j min - соответственно максимальное и минимальное значения j-го показателя.

Для индекса продолжительности предстоящей жизни за максимальный уровень принят возраст 85 лет, за минимальный – 25 лет, для индекса уровня образования населения стандарты составляют

соответственно 0 и 100%, для индекса реального ВВП на душу населения – 100 и 40000 долларов ППС.

Индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения в возрасте 15 лет и старше (i 21)

весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет, I 22) весом 1/3:

                       I 2 = i 21 2/3 + i 22 1/3                             ( 3 )

Чем ближе значение ИЧР к 1, тем выше степень развития    человеческого потенциала в стране.

 В отечественной статистике изучение уровня жизни осуществляется на основе построения и анализа широкой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отражающих:

- экономические возможности удовлетворения потребностей людей;

- доходы населения;

- потребление населением товаров и услуг;

- накопленное имущество и жилищные условия населения;

- социальную дифференциацию населения;

- характеристику малообеспеченных слоев населения.

К числу основных обобщающих показателей уровня жизни в отечественной статистике относятся:

- стоимостные показатели, характеризующие общеэкономические возможности удовлетворения потребностей населения страны – валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне регионов – валовой региональный продукт (ВРП), их общий объем, уровень в расчете на душу населения и динамика;

- фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

 - индекс потребительских цен (ИПЦ), характеризующий изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора – динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях производится по единой методологии в несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) - представителю по городу как частное от деления средних цен (отчетного и предыдущего кварталов). Затем на базе городских индивидуальных индексов цен и территориальных весов (удельного     веса численности населения обследуемой территории в общей численности населения страны) определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, стране. Наконец, исходя из полученных агрегатных индексов цен по товарам и услугам и доли расходов на их потребление в потребительских расходах населения, находятся сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, стране в целом. Расчет ИПЦ осуществляется по формуле среднего взвешенного арифметического индекса Ласпейреса.

 



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Уровень жизни населения: понятие, задачи статистического изучения, информационная база, система показателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровень жизни населения: понятие, задачи статистического изучения, информационная база, система показателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)