Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone».



2020-02-04 320 Обсуждений (0)
Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

    «Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».

    Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.

Диаграммы можно располагать как горизонтально, так и вертикально - это не имеет принципиального значения.

 

    Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

    Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».

Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.

    На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.

Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.

    Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.

Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

    Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

    Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

- критическое мышление;

- взаимодействие в группах;

- планирование и осуществление исследовательской деятельности;

- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

На начальном этапе работы в режиме стратегии «Fishbone» используются такие Активные методы обучения как Мозговой штурм и Анализ конкретных ситуаций.

Также эта стратегия применяется как одна из схем при подготовке к дебатам.

 


Руал Амундсен

21 июня 1910 года из гавани Осло вышел знаменитый корабль “Фран”, руководит которым норвежец Руал Амундсен. Он уже зимовал на судне в антарктических водах в конце XIX века и также успел прославиться в Арктике. Дружная команда состояла из 19 опытных, закаленных в путешествиях моряков с сильным характером, которые хорошо знали и верили в незаурядного и целеустремленного капитана.

Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта: на целых 100 км ближе к полюсу, чем Роберт Скотт. Норвежцы на лыжах проложили маршрут, оставляя продовольственные склады, последний из которых был поставлен ближе к южному полюсу на 270 км, чем у англичан. Попутно они запасли 60 тонн тюленьего мяса, так что их стая гренландских собак (116 штук) была обеспечена кормом на всю зиму. Долгая полярная ночь использовалась для проверки и ремонта снаряжения.

И вот 20 октября при температуре -20 градусов по Цельсию, 52 отборные лайки тянули 4 нарт со снаряжением и пятью отважными полярниками. На своем пути люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. “Наконец, 16 декабря 1911 года, в 3 часа дня все дружно закричали: “Стоп! Ура! Ура!” мы внимательно следили за дисками счетчиков, и приборы показывали ту точку, где по расчетам, должен быть полюс. Цель достигнута.” Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на самой южной оконечности земли.

Руал Амундсен со своими друзьями совершил для своей маленькой Родины еще один подвиг. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно за 99 дней, то есть в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета! И здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана.

Роберт Фалкон Скотт

15 июня 1910 года английский пароход “Терра-Нова” вышел из лондонского порта Кадифф и взял курс на Антарктику. Начальник экспедиции морской офицер Роберт Скотт уже был известен своими путешествиями и исследовательскими зимовками на берегах ледового континента. Его команда состояла из 65 малознакомых полярников. Поэтому экспедиция чувствовала себя не очень уверенно.

И вот зимний лагерь разбит, команда направляет свои силы на то, чтобы продвинуть как можно дальше на юг склады с провиантом. Главную ставку Скотт делает на маньчжурских пони и моторные сани. Но теплолюбивые животные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снеговые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось вести на санях. Моторные сани сразу вышли из строя. Остается только одна собачья упряжка. Ко всем возникшим просчетам прибавляется неожиданная новость о норвежской экспедиции, которая становится соперником англичан.

По окончанию зимы, на 22 дня позже, чем Амундсен, экспедиция Роберта Скотта в количестве 12 человек отправляется к Южному полюсу. Уже в начале экспедиции моторные сани сломались, и пришлось их бросить. Да и несчастные 11 пони не оправдали себя в таком суровом климате, чтобы сохранить силы людей Скотт принимает решение убить животных. Через несколько недель, видя, что некоторые участники экспедиции совсем ослабели, отправляет их на собачьей упряжке обратно в лагерь. С тех пор как группа сократилась, груз на санях пришлось увеличить, скорость передвижения замедлилась и стала 20 км в день. Скотт знал, что ведет борьбу не на жизнь, а на смерть, но сдаваться не хотел. Он никому не хотел уступать возможного триумфа, прежде чем не сделал все возможное. Боязнь, что они придут слишком поздно, лишает людей сна. Но если бы он знал, что давно проиграл!

И вот в сумерках 18 января 1912 года настает решающий день. Надежда придает силы смертельно уставшим людям, еще несколько часов, и тогда… Но подойдя к заветной южной точке, они увидели палатку с норвежским флагом. Ровно за месяц до них полюс был покорен. “Норвежцы нас опередили! Ужасное разочарование! И мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть”. Водрузив английский флаг, экспедиция отправилась в обратный путь.

Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает самый молодой из них - Эванс. Он отморозил руки и ноги, понимая, что он стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое из оставшихся в живых путешественников надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло было 11 км, всего 11 из 1600! Километры, которые они полностью прошли в оба конца. Но их на веки остановила нескончаемая пурга. Тела Бауэра, Уилсона и Скотта, спустя 8 месяцев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

 


Приемы работы с текстами, содержащими большой объем информации. «Свободная таблица».

Участникам предлагается тема модельного урока . Стадией вызова служат вопросы: «Верите ли вы?».

На стадии осмысления участникам предлагается в группах по 6 человек прочитать текст, каждый получает свой текст: темы 1-6. Участники обмениваются информацией, полученной из текстов.

Следующим этапом станет заполнение сводной таблицы – это стадия рефлексии. Участники должны выделить линии сравнения по теме , заполнить таблицу обменявшись информацией. Таблица заполняется на листе ватмана. Последним этапом работы станет презентация таблицы. ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО НОВОСИБИРСКЕ ТЕПЛЕЕ, ЧЕМ В МОСКВЕ?

  Линии сравнения  
  Температура лета  
  Температура зимы  
  СРЕДНЕГОДОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА  

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, что в России чем южнее, тем теплее?

Мурманск Архангельск Линия сравнения Москва Ростов-на -Дону
         
         
         

 

 

Практическая работа.

 

Выберите любой прием.

Разработайте задание для учащихся 8 класса с использованием этого приема.

Задание перенесите в Бланк ответов.

 

 



2020-02-04 320 Обсуждений (0)
Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)