Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ЖУКОВСКОГО


ПЛАН

1. ЖИЗНЕНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

. ЛИРИКА

АНАЛИЗ ЭЛЕГИИ «ВЕЧЕР»

ЛИРИКА ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ

. ОТ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА К РОМАНТИЗМУ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПЕВЕЦ»

. ЖУКОВСКИЙ И ПУШКИН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ЖИЗНЕНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Великий русский поэт, учитель Пушкина, учитель всех русских лириков не только первой, но и второй половины 19 века, человек, действенная доброта которого не имела границ, величайший труженик, Жуковский был и образцом гражданина, воспитавшим целое поколение своим примером. Бесстрашие Жуковского, говорившего властям правду, сродни бесстрашию декабристов, вышедших на Сенатскую площадь. Он один из замечательнейших людей своей эпохи. В нем соединилась мягкость и энергия, утонченность духа и несокрушимость бойца. Вместе с тем это был человек высоконравственной жизни, освещавший и облегчавший трудный жизненный путь многим людям, соприкасавшимся с ним, и столь же высоконравственного творчества, во всей красоте этого понятия, ставшего традицией для русской классики. Этот человек жизни в одно и то же время трагической и счастливой, так как он не бежал от трудностей и несчастий и неустанно, смолоду, воспитывал сам себя…

Жуковский утверждал что жизнь и поэзия это одно и то же. Поэтому изучение творчества Жуковского необходимо начинать со знакомства с личностью поэта.

 

СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ

Нет сомнения в том, что личный жизненный опыт во многом определил характер творчества В.А. Жуковского. Ребенок с обостренной чувствительностью, с задатками поэта, родился от избалованного русского барина, владельца родового поместья в Тульской губернии, Афанасия Ивановича Бунина, и турчанки Сальхи, захваченной в 1770 году в плен при взятии крепости Бендеры. В поместье Бунина Сальху крестили и дали новое имя - Елизавета Дементьевна.

Впоследствии родные Жуковского замалчивали двусмысленность положения, в котором будущий поэт оказался с самого своего рождения. Эта двусмысленность была велика, и мальчик, несомненно, перенес травму, когда ему сообщили истину.

Мария Григорьевна, жена А.И.Бунина, потеряв несколько дочерей и единственного сына, сочла своим христианским долгом взять новорожденного под свое покровительство. Практически он был усыновлен в семействе Бунина, до какого-то времени рос беззаботно и чувствовал себя всеобщим баловнем. Однако формально он был усыновлен крестным отцом - бедным дворянином Андреем Жуковским, жившим в поместье Бунина. Будущий поэт избежал сужденной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного. Полученная им чужая дворянская фамилия стала впоследствии столь прославленной…

В официальном завещании отца (умер в 1791 году) мальчику не было оставлено ничего, но Мария Григорьевна поклялась умирающему, что никогда не расстанется с Елизаветой Дементьевной, а Василия будет воспитывать как сына. Она сдержала свое обещание.

С ребенком обходились всегда ласково, но он чувствовал необычайность своего положения и страдал от этого. Позднее Жуковский написал в дневнике многократно цитировавшиеся строки: «Я привыкал отделять себя ото всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому что всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Такова семейная предыстория, над которой, несомненно поэт начал рано задумываться. Это первые впечатления способствовали развитию в нем фатализма.

Учиться Жуковский начал в Туле, в частном пансионе, а затем в тульском народном училище. Будущий поэт был исключен из училища «за неспособность» и гораздо лучше успевал дома, с помощью учителей, нанимавшихся для него и его родственниц.

В 1797 году мальчика поместили в Московский университетский благородный пансион. Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, филантропии, гражданского долга и вместе с тем тщеты политических страстей.

Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели. Он трактовал их как идеалы не только личные, но и общественные и, в сущности, остался им верен до конца жизни.

В пансионе завязались отношения, которые Жуковский пронес через всю жизнь. Дружба его с сыновьями директора пансиона И.П. Тургеневым воспринималась современниками как образец романтически-идеальной дружеской верности. Особенно тесно Жуковский сблизился со старшим на два года Андреем Тургеневым. Вместе с много обещавшим литератором Кайсаровым Андрей Тургенев организовал кружок образованной молодежи, много давший Жуковскому. Добродетель, поэзия, дружба, природа, чистая любовь провозглашались основами человеческого счастья.

Эмоциональная сторона жизни Жуковского рано определилась его готовностью к моральным лишениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. Это окрашивало и его дружбу, и позднее его любовь.

    НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первое печатное выступление Жуковского относится к самому началу его обучения в Университетском благородном пансионе. Поэту было всего 14 лет, когда в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» появилась его прозаическая статья «Мысли при гробнице». Вслед за ней - стихотворение «Майское утро», «Добродетель», статьи «Мир и война» и др.

К 1802 году Жуковский полностью осознал свое литературное призвание. Первой серьезной пробой его сил был вольный перевод прославленной элегии английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя «Сельское кладбище», предпринятый для лучшего тогда русского журнала - «Вестник Европы», издававшегося Н.М. Карамзиным.

Предыдущие литературные опыты молодого поэта потускнели перед этим шедевром. Жуковский всегда называл 1802 год началом своего творческого пути. «Сельское кладбище» сразу же получило известность как образцовая элегия, ее цитировали рядом со стихами лучших русских поэтов. Н.М. Карамзин, глава русской сентиментальной школы, приближает к себе молодого автора и предсказывает ему блестящее будущее. Он оказал решающее влияние на развитие взглядов и поэтической манеры Жуковского. Подобно тому как «Бедная Лиза» была программным произведением сентиментальной русской прозы, «Сельское кладбище» - программное произведение русской сентиментальной поэзии. В элегии прославляется скромная участь простых поселян, чьи безвестные имена скрыты под плитами деревенского кладбища. Простота языка, искреннее одушевление, эмоциональность, лиризм - все это поставило «Сельское кладбище» в самом центре зарождающейся новой поэзии.

Элегия, песня-романс и элегическое послание - основные жанры поэзии Жуковского первого периода. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закрепленной общеевропейской традицией: размышлениями о суетности земного существования. Погружением во внутренний мир, мечтательным восприятием природы.

Второй шедевр ранней лирики Жуковского - элегия «Вечер» (1806 г.), также как и «Сельское кладбище» относится к медитативной элегии. Размышления сосредоточены здесь вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа. Язык Жуковского в «Вечере» сочетает поэтичность с непринужденностью.

В 1807 году Жуковскому предложили заменить Карамзина на посту редактора «Вестника Европы». Переселившись в Москву, он с увлечением погружается в издание лучшего из русских журналов.

Репутация ведущего поэта была окончательно закреплена за Жуковским опубликованием в «Вестнике Европы» баллады «Людмила» (1808 г.).

В европейских литературах второй половины 18 - начала 19 века огромное распространение приобретает этот жанр, восходящий к народно-поэтической традиции. Баллада отличалась пристрастием к «чудесам», «ужасному» - тому, что не подвластно логике и разуму, - преобладанием эмоционального начала над рациональным, сосредоточенностью на раскрытии чувств.

У Жуковского этот жанр становится одним из основных. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского. «Людмила» - свободное переложение «Леноры» немецкого поэта Г.-А. Бюргера. Жуковский превращает действующих лиц средневековой немецкой легенды в русских «девиц» и юношей, переносит действие в старую Русь, тем самым стремясь приблизить перевод к читателю.

Тогда же (1808 г.) начата баллада «Светлана», законченная в 1812 году. Один и тот же сюжет в этих двух переложениях разрешается по-разному. Баллада перерабатывалась Жуковским в течении нескольких лет; окончательное ее завершение связано с глубокими интимными переживаниями поэта. «Светлана» - символический свадебный подарок ученице Жуковского, сестре любимой им девушки.

жуковский лирик поэт романтизм

РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразились на эмоциональной сфере его жизни. Несколько лет поэт жил на положении домашнего учителя в семействе Е.А. Протасовой, обучая ее дочерей, Марию и Александру. Будучи единокровным братом Е.А. Протасовой, он тем не менее таковым не считался и не чувствовал себя. На его глазах подрастали его юные племянницы. Жуковский полюбил старшую, Машу, и эта любовь повела его по тернистому пути. Но этот брак на кровных узах был невозможен. Счастье, выпавшее поэту, заключалось лишь в сознании глубокой взаимности. Любовь к Маше пронизала всю поэзию Жуковского, и многое определила в его жизни.

В 1808-1809 годах в любовный сюжет повести «Марьина роща» Жуковский вкладывает свои чувства к Маше. Под влиянием чувств к М.А. Протасовой расцветает его любовная лирика. И оригинальные и переводные стихи проникнуты глубоким лиризмом. Жуковский придерживался вначале канонов сентиментального стиля, но, в отличие от других поэтов, умеет преодолевать его условность. Тип его сознания и характер чувства соответствуют его поэтическим идеалам. Жуковский далек от того, чтоб специально культивировать в своих жизненных отношениях ситуацию, подсказанную литературой. Поэзия для Жуковского уже непременно выражение подлинной жизни.

Жуковскому долго приходилось скрывать свое чувство. Свою сердечную исповедь он передоверяет «лирическим героям» любовных песен и стихотворений, которые переводит преимущественно с немецкого. Не исключено, что не только тип художественного дарования Жуковского, но и жизненная ситуация заставляли его искать «образцы», переводя которые он как бы говорил и от своего и не от своего имени. С этим же в известной мере связано отсутствие жизненных реалий в его лирике, литературность сюжетов, характеристик «его» и «ее».

Жуковский отбирает для переводов такие произведения, в которых сюжетная схема соответствует его переживаниям. С другой стороны, в переводимых им вещах он усиливает лиризм.

События Отечественной войны 1812 года вызвали у Жуковского подъем патриотических чувств. Его отношение к национально-освободительной борьбе выражало те же настроения, которыми были охвачены передовые круги русского общества. Памятником патриотического воодушевления Жуковского и одним из наиболее ярких поэтических произведений об войне 1812 года явилось стихотворение «Певец во стане русских воинов». «Певец…» прокладывал пути для новой, лишенной «одического парения» и риторического пафоса трактовки патриотической темы. Стиль стихотворения очень разнообразен; он включает и патетику оды, и сентиментально-элегические мотивы, и даже мечтательную одухотворенность мотивов дружбы. Именно это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников; патриотизм впервые явился здесь одновременно и гражданской и личной темой.

В 1814 году Жуковский пишет гражданственное послание «Императору Александру», где обращается к самодержавию с требованием гуманности и служения общественному долгу.

На 1812-1823 годы падает расцвет творчества Жуковского. В 1816 году талант поэта достигает своего апогея. К числу его лучших созданий относятся элегия «Славянка», «Пенсни» - «Розы расцветают», «К востоку, все к востоку», «Весеннее чувство», «К месяцу», элегия «На кончину ее величества королевы Виртембергской», «Цвет завета», «Невыразимое», «Лала Рук», «Я музу юную, бывало…», «Таинственный носитель», «Мотылек и цветы».

 


ЛИРИКА

«У нас писатель с гением сделал бы больше Петра великого», - этот афоризм принадлежит Жуковскому. Поэт придавал исключительное значение содержанию, цели искусства. «Поэзия есть добродетель», «слова поэта - дела его», «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа» - эти мысли выражали понимание задач литературы как задач по преимуществу нравственного порядка.

Такая позиция с самого начала определила особое место Жуковского среди поэтов, выступивших в литературе одновременно с ним. Она отделяла Жуковского от изящного эпикуреизма его друга и сверстника Батюшкова, от «разгульной», «гусарской» музы поэта-партизана Дениса Давыдова, от «либертенской» поэзии более молодого Вяземского.

Поэзия Жуковского - поэзия примирения, растворения человека в мире, полном дыхания божества! Он стремился создать гармонический, высокий, устойчивый в своей идеальности, особый поэтический мир, в котором сублимированы общечеловеческие нравственные ценности: «добродетель», «истина», «великое», «прекрасное». Доброе и прекрасное для Жуковского неразрывны.

Главная черта художественной манеры Жуковского - лиризм. Творчество его, при всей сосредоточенности на чувствах и переживаниях, не было психологично в том смысле, как творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Принцип поэтической «исповеди» чужд его художественной манере. Анализу, расчленению, детализации Жуковский предпочитает суммарное изображение чувства. Образ поэта в стихотворениях Жуковского еще в известной мере условен, лишен конкретной психологической характеристики. Но атмосфера поэтически-возвышенного лиризма проникает и всю его поэзию в целом, и каждое стихотворение в отдельности.

Лирическая окраска слов увеличивала смысловую перспективу, семантически обогащала изображение. Особого рода скрытая эмоциональность, свойственная лирике как роду словесного искусства, - иная, чем более «открытые», более явственные эмоции эпоса и драмы, - характеризует стихи Жуковского. Именно это придает им силу поэзии высшего порядка.

Жуковский - первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы - все, что составляет ее «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека. Так построены, при всех своих различиях, «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Весеннее чувство», «Желание», «К месяцу».

 

ЭЛЕГИЯ «ВЕЧЕР» (1806 год)

Элегиям принадлежит первое место в творчестве Жуковского, не по количеству произведений. А по значимости, по содержательной наполненности, глубине самовыражения и по влиянию этого жанра на другие.

 

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

 

В первой из приведенных строф преобладают слова, окрашенные одинаковой эмоцией («померкнули», «последний», «умирает», «потухшим», «угасает»). Но важно, что Жуковский не прибегает к простому параллелизму в изображении природы и человека. Во второй строфе, где обрисован образ поэта, господствуют эмоционально нейтральные, почти прозаичные «простершись», «наклоненной», «внимаю», «журчит», «сливаяся». Поэт одновременно и приближен к угасающей природе, и отделен от нее. Самим характером словоупотребления воссоздается состояние созерцания, медитации. Глубокая эмоция заражает читателя, делает его как бы соучастником творческого акта.

Слова здесь заключают в себе и предметный смысл, и смысл психологический; они подчеркнуто красивы, музыкальны, благодаря ассонансам «померкнули - последний», «луч - «потухший», рифмам «умирает» - «угасает». Красота, поэтичность слов также становятся частью их содержания. Но семантика слов несколько расплывчата. Жуковский не стремится к ее точности. Его многозначность, ассоциативность предполагает как бы и недосказанность, простор для возможных осмыслений.

Благодаря «смысловой осложненности» слова, Жуковский обретает возможность передавать необычные душевные состояния. Так, тишина в «Вечере» - и тишина реальная, и тишина душевная. Она станет в дальнейшем одним из излюбленных образов поэта. Не «умирание», не «угасание», а этот сложный образ тишины объединяет в элегии Жуковского человека и природу. Совмещение, слияние с миром, несомненно, входит в замысел. Недаром два раза употреблено само слово «сливаться»: поток сливается с рекой и запах цветов слит с прохладой в знаменитой строке

Как слит с прохладою растений фимиам.

Столь же сложен, семантически обогащен эпитет «сладкий»; Жуковский и Батюшков первыми в России стали употреблять его в психологическом «петрарковском» смысле. «Сладостность» созерцания природы, воплощающей красоту здешнего мира, - у Жуковского важнейший признак «жизни души» не только в «Вечере», но и во многих других произведениях («Весеннее чувство», «Славянка», «К месяцу»).

Тип лирической эмоциональности в поэзии Жуковского в известном смысле родствен музыке. Пожалуй, никто из русских поэтов не был с ней связан столь органично. Знаменитые строфы из элегии «Вечер», переложенные на музыку Чайковского, воспринимаются нами как музыкально организованные, даже если отвлечься от знакомой мелодии.

Одно из специфических свойств лирики Жуковского - умение условным, литературным темам придавать жизнь и подлинность.

 



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАСЦВЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)