Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИРИКА ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
ЛИРИКА ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Жуковский разработал совершенный метод передачи в поэзии человеческого переживания. Место человека в мире, по Жуковскому, весьма значительно. Человеческое сознание - тончайший инструмент для контакта с внешним миром, в разнообразных его проявлениях. В его поэзии постоянно воссоздается одно и то же душевное состояние - состояние вдохновения, воодушевления, сдержанно-экзальтированного напряжения способностей человека реагировать на впечатления внешнего мира.

В этом особенность лиризма Жуковского и отличие его от лиризма сентиментального. Сентиментализм культивировал настроение; зрелый Жуковский - душевное состояние, что совсем не одно и то же.

Другой род лиризма Жуковского - передача душевного состояния - не вступает в противоречие с конкретностью описаний, а наоборот, требует наблюдательности и остроты реакций на окружающее.

 


ОТ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА К РОМАНТИЗМУ

Углубление раздумий о сущности мировоздания, о назначении человека обусловило постепенное формирование в творчестве Жуковского качественно нового художественного стиля. Поэт все более и более предается религиозно-меланхолическому созерцанию, просветленному сознанием красоты вселенной и уверенностью в безоблачном счастье за гробом.

Романтизм явился для Жуковского тем художественным стилем, в системе которого он раскрылся во всем ореоле своего несравненного дарования. Основной ход его философско-эстетических суждений в эту пору таков: земная красота дивная, но временная; все великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно. Именно в этой концепции восприятия мира в произведениях Жуковского рано возникает образ страдающего, во всем разочаровавшегося поэта - в мире «минутного странника» («Певец»).

Романтизм Жуковского условно можно определить как гуманистическо-элегический и этико-психологический. Его сила, прогрессивность - в воспевании человеческой личности.

Оставаясь либерально мыслящим человеком, не удовлетворенным действительностью, Жуковский по-прежнему видит назначение искусства в просвещении людей, в совершенствовании чувств, в образовании моральных добродетелей («О нравственной пользе поэзии»). В послании «К кн. Вяземскому и В.Л. Пушкину» он прямо заявляет: «Поэзия есть добродетель». Для него было ясно, что литература «должна иметь влияние на душу всего народа».

 


СТИХОТВОРЕНИЕ «ПЕВЕЦ» (1811 год)

 

В стихотворении «Певец» Жуковский пользуясь готовыми сюжетными клише, создал эталон поэзии русского сентиментализма:

 

Он дружбу пел, дав другу нежну руку, -

Но верный друг во цвете лет угас;

Он пел любовь - но был печален глас;

Увы! Он знал любви одну лишь муку…

 

«Дружбу пел», «пел любовь», «во цвете лес угас» - типичные общие места сентиментальной поэзии. А ведь за ними стоит острое страдание - потеря ближайшего друга и необычная, из ряда вон выходящая любовная коллизия. «Певец» (как и другие стихотворения этого типа) построен так, что образ «поэта» не слит с образом автора; певец, его могила, его внешний и внутренний портрет - некая самостоятельной жизнью живущая картина; ее как бы со стороны рисует перед читателем автор:

 

В тени дерев, над чистыми водами,

Дерновый холм вы видите ль, друзья?

 

В «Певце», как и во многих других стихотворениях Жуковского (особенно раннего периода) фигурирует «лирический герой» - дополнительное звено между духовным миром поэта и его выражением. Лирический герой Жуковского запомнился и современникам и потомкам. Его легко отличить благодаря литературной условности его свойств. Это автор-персонаж, характеристика которого (задумчивость и меланхолия) определена жанром элегии и ее традиционным «сюжетом»; так же определена и его судьба (несчастная любовь, ранняя смерть):


Он сердцем прост, он нежен был душою -

Но в мире он минутный странник был;

Едва расцвел - и жизнь уж разлюбил

И ждал конца с волненьем и тоскою;

И рано встретил он конец,

Заснул желанным сном могилы…

Твой век был миг, но миг унылый,

Бедный певец!

 

Выражение «лирический герой» употребляется иногда расширительно, обозначая вообще авторский образ в поэзии.

 


ЖУКОВСКИЙ И ПУШКИН

 

«Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его», - такую характеристику поэзии Жуковского дал Пушкин. Конечно, сейчас ее нельзя принимать буквально, имея в виду всю историю русской поэзии. Однако слова Пушкина указывают на важную черту любимого им поэта. Залогом разнообразия стиля Жуковского и было расширение пределов «душевной жизни», включение в нее ценностей, считавшихся в 18 веке атрибутами разума. Жуковский не только повысил значение внутреннего мира как такового, но придал личный смысл тому, что представлялось в поэзии старого типа «внешним», «всеобщим». Для последующей русской лирики это имело решающее значение. После Жуковского в лирике все становится личным переживанием - не только любовь, дружба и т.п., но и политика, и религия, и философия, и само искусство.

В лирике Пушкина соотношение с Жуковским значительно. В поэзии Пушкина большую роль играло освященное поэтической традицией понимание высокого. От классицизма Пушкин воспринимает силу одических ассоциаций. От элегии Жуковского - свойственную ей иную трактовку «высокого».

У Жуковского широко фигурировала тема творчества, вдохновенья, раскрываемая в его внутреннем значении, как проявление «жизни души».

Пушкинское понимание поэзии, в отличие от Жуковского заключало в себе свойственную Пушкину общественную активность. Но не только. У него в этот образ включены другие черты.

 

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем…

(«Осень»)


Эти стихи и далеки от Жуковского и во многом и важном ему обязаны. Жуковским была подготовлена исходная предпосылка: вдохновенье как душевное состояние, как высокая духовная потребность и наслаждение. «Сладкая тишина» - образ, созданный Жуковским.

Существенным для Пушкина было то, что творчество и вдохновенье Жуковский связывал воедино с другими сторонами душевной жизни, с другими лирическими темами (любовь, дружба, воспоминание и т.д.).

Пушкин пользовался поэтической фразеологией Жуковского там, где обращался к намеченному им кругу образов. Известно, что выражение «гений чистой красоты» идет у Пушкина от Жуковского. И дело не в самом выражении, а в том идеале, который был в нем впервые воплощен Жуковским. Здесь между Пушкиным и Жуковским нет пропасти.

Ярко свидетельствуя о том, сколь многим Пушкин был Жуковскому обязан, «Я помню чудное мгновенье» подтверждает и «дистанцию», их разделяющую. Пушкинское стихотворение строится как исполненный драматизма рассказ о «действительной жизни». Жуковский, также имея в виду земную любовь, создает некий символ.

Одним из наиболее близких Пушкину мотивов поэзии Жуковского было понимание творчества как труда, доставляющего поэту высокую духовную радость. С концепцией творчества как труда, несущего поэту высшую награду, связан мотив истинного и ложного «суда». И для Жуковского и для Пушкина высший судья над поэтом - он сам.

У Жуковского впервые в русской поэзии была широко развита тема «поэта и толпы». Он детально разрабатывает круг образов, связанных с темой «света», его гибельными для искусства «хвалами» и «хулой». Тут есть не только традиционная установка на мирную независимость «певца». Резко дан контраст между «пламенной» душой поэта и «холодным» светом как контраст между двумя мирами, это было развито позднейшими русскими романтиками.

С лирическими темами большой глубины Жуковский связал элегическую тему дружбы, разработав круг образов, имевший значение для Пушкина. Как это было с «гением чистой красоты», он слил в единый психологический комплекс темы творчества, времени, разлуки, верности, жизненных утрат и жизненного опыта.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Жуковский в своей ведущей литературной деятельности - поэт прогрессивного романтизма. Он возглавил целое его течение, называемое нами элегико-гуманистическим и одновременно философско-психологическим и этико-психологическим романтизмом. По определению Белинского, это «литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма». Благодаря Жуковскому русским читателям стала впервые понятна и близка романтическая поэзия средних веков и начала 19 века.

Обращение Жуковского к внутреннему миру, к излияниям сердца, к чувствам, переживаниям обычного человека обусловило необходимость преодоления «высокого слова», «словенщизны» и поисков языка, доходящего до сердца, эмоционального, способного передать тончайшие психологические оттенки. Поэт встал на путь демократизации литературного языка. В его стихах «язык богов», свойственный классицизму, был заменен разговорной речью дворянских образованных кругов с включением более широких пластов общенациональной лексики и фразеологии.

Поэзия Жуковского составила целый период не только в литературе, но, по свидетельству Белинского, и в «нравственном развитии нашего общества».

Переводческая деятельность поэта, расширявшая литературный и культурный горизонт его соотечественников, вызывает благовейное восхищение и горячую признательность всех последующих поколении.

В преобладающей своей части творчество Жуковского имеет историко-литературное значение. Оно непреходяще своим душевным благородством, обаятельностью глубокого гуманизма и патриотизма, оно притягательно своим моральным идеалом конечного торжества справедливости и добра, огромной силой одухотворенно-возвышенной, идеально-поэтической, верной любви. Оно живет и долго будет жить благодаря искусству словесной живописи природы, красоте формы, музыке слов. Имея в виду сильные стороны таланта поэта, Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» пророчески сказал: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ревякин А.И. История русской литературы 19 века. Первая половина. Издание второе. Исправленное и дополненное. М.: Просвящение, 1981 г.

. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы. Под редакцией В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М.: «Просвящение», 1989 г.

. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., Художественная литература, 1975 г.

.   Шаталов С.Е. В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. М.. 1983 г.

.   Бессараб М.Я. Жуковский. Книга о великом русском поэте. М., 1975 г.



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
ЛИРИКА ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИРИКА ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)