Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы борьбы с теневизацией экономики



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Методы борьбы с теневизацией экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер. Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные:

. Внедрения открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства. По мнению В.В. Лунеева, нарушение установленного порядка открытости принятия решения должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.

. Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

. Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ. Этот феномен представляет собой не что иное, как узаконенную коррупцию.

. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности. В России подобное, фактически коррупционное поведение, является вполне законным.

. Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

. Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.

. Необходимо принятие законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем».

. Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета безопасности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.

. Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории «А» (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.

. Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.

. Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанными с применением уголовно-процессуального законодательства, эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

Одной из важной сфер внедрения новых изменений являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная. Как же бороться в этой области с теневой экономикой? Следует учесть, что основу теневого оборота и роста преступности составляют неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Необходимо для них сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми.

Примерная программа действий следующая:

) следует стимулировать безналичный денежный оборот. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «перекачивать» деньги из теневого оборота;

) установить запреты на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

) укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

) превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это плюс для финансовой элиты. Плюс для государства - получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации (снижение зависимости от доллара) экономики и стабилизации рубля.

Немало важным направлением деятельности является борьба с неуплатой налогов. Для уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов, по моему мнению, требуется совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ. Необходима реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями общественной властью в корыстных интересах.

Уклонение от налогов породило создание множества концепций борьбы с этим поистине всеобщим явлением. Условно подходы к борьбе с уклонением от налогов можно разделить на пять видов.

. Юридический подход предполагает совершенствование законодательной базы.

. Утилитаристский подход подкрепляется совершенствованием формальных правил, пытаясь апеллировать к экономическим интересам рационально действующих агентов.

. Силовой подход связан с ужесточением санкций против нарушителей. Реализовываться такой подход может по-разному. Например, нарастить фронтальное давление на деловые круги при сохранении разных режимов фактического налогообложения или попытаться устранить разные налоговые режимы; нанести фокусированные удары по инфраструктуре, обеспечивающей реализацию схем уклонения от налогов и т.п.

. Конвенциональный подход предлагает иное решение: нужно заботиться о выработке формальных и неформальных соглашений на микроуровне по поводу конкретных форм соблюдения существующих правил и процедур согласования неизбежно возникающих конфликтов.

. Культурно-нормативный подход нацелен на изменение социальных норм: выработку лояльности по отношению к государству, достижение уважения к формальным правилам, преодоление стереотипных представлений о невозможности их соблюдения и нацеленности на непременный поиск обходных путей.

Перечисленные подходы являются дополняющими друг друга, нельзя сказать какой лучше. Реализация их в совокупности придаст эффективность борьбе с злостными неплательщиками налогов.

Не вызывает сомнений тезис, что борьба с теневой экономикой - это прежде всего борьба с коррупцией, сложность борьбы с которой состоит в том, что коррупция - не только криминальная проблема, но и политическое, экономическое, социальное явление. Наиболее простым инструментом борьбы с коррупцией являются реформы законодательства - не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с ней на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе на международном уровне.

В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность.

В современной отечественной криминологической литературе господствует мнение, что именно организованная преступность несет обществу наибольшую опасность и потому должна быть главным объектом правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы должны быть наилучшем образом подготовлены и осведомлены в этой области. Так называемые «экономические пирамиды» должны своевременно раскрываться, этому должен поспособствовать государственный и социальный контроль.

Указанные методы и применение их в соответствующих направлениях, являются далеко не исчерпывающими. Только научная разработка специалистами методологии против теневизации экономики, опираясь на практику, позволит определить те или иные эффективные подходы борьбы с данным феноменом.


Заключение

 

Завершая анализ, отметим, что нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, взятки и злоупотребление служебным положением и другие проявления теневой деятельности - факты российской экономической жизни, не требующие доказательств. Конфликт между реальной экономической практикой и действующим законом приобрел системный (и систематический) характер и стал едва ли не самым существенным явлением современной отечественной истории. Коррупция выступает одним из основных системных факторов, обуславливающих прочные позиции неформальным отношениям в экономической и других общественно значимых сферах.

Наряду с этим, наши знания о «теневых» процессах, несмотря на наличие значительного корпуса исследований, остаются пока фрагментарными. Не разработано интегральных методов оценки масштабов и динамики развития «теневой» экономики». Данные официальной статистики не дают объективного представления об исследуемом явлении.

Интересно отметить и то обстоятельство, что в теневой экономике сформировался примерно тот же набор институтов и механизмов, регулирующих официальную хозяйственную систему, свои «законы» и «правила».

В ней действуют свои правила ценообразования, свои способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется свой специфический набор профессий со своим профессиональным кодексом поведения, работают свои механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь многих тысяч и миллионов людей в России, создали свои особые условия работы предприятий. Трудно ожидать, что в ближайшие 5-10 лет эти механизмы преобразуются в цивилизованные и выйдет из «тени».

Скорее всего, нас ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них, и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

 


 

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа.

. Борисов Е.Ф., Березкина Т.Е., Петров А.А. Экономика. - М.: Проспект, 2011.

. Исправников В.О. Теневая экономика в России (шифр 338 И88).

. Исправников В.О., Куликов В.В. / Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. - М.,2006 - с.13-27.

. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. / Теневая экономика: Учебное пособие для вузов // 2007 - с-245.

. Латов Ю.В. / Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики. // 2008.№ 3 - с. 34-38.

. Латов Ю.В. Экономика развития - для развивающейся России // Вопросы экономики. 2009. № 3 - с. 7-15.

. Николаев И. / Теневая экономика: причины, последствия, перспективы. /Общество и экономика //2007 - №3.с31-35.

. Сквознников В.Я. Проблемы оценки теневой экономики // Вопросы статистики. 2001 №12 с. 18-22.



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Методы борьбы с теневизацией экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы борьбы с теневизацией экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)