Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель воспитания школьников.



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Модель воспитания школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РАБОТ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Оглавление.

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

1. Модель воспитания школьников................................................................ 3

2. Учитель и семья - участие в воспитании.................................................... 8

3. Опыт зарубежных стран в воспитании.................................................... 12

Заключение.................................................................................................... 14

Литература.................................................................................................... 15

 


Введение.

 

Тема реферата «Теория и практика воспитательных работ с младшими школьниками» является очень актуальной на сегодняшний день.

Главная цель воспитательной системы в школе и классе - воспитание творчески активной и самостоятельной личности. Важно, чтобы выпускники были хорошо образованы, т.е. обладали широким кругозором и современными знаниями о науке, природе, культуре. Общечеловеческие нравственные и эстетические ценности (уважение к старшим, окружающему миру, этика поведения, милосердие, доброжелательность, знание истории культуры своей республики, страны, народов мира и т.д.) – лежат в основе всех педагогический усилий. Вспомним, что на протяжении многих столетий русские гимназии славились своими выпускниками - высоко интеллигентными, высоко интеллектуальными гражданами своей страны. Необходимо пытаться приложить все усилия к тому, чтобы ученики максимально приблизились к этому идеалу.

Формы воспитательной работы в классе группируются по трем главным направлениям:

- воспитательная деятельность в классах содружества (связь начальных классов, среднего звена и старшеклассников моих выпусков);

- внеурочная деятельность в классных и общешкольных мероприятиях с привлечением родителей;

- воспитательная работа по интересам в альтернативных объединениях, возглавляемых родителями (кружки, секции, студии).

Цель реферата: озвучить свое понимание теории и практики воспитательных работ с младшими школьниками.

 


Модель воспитания школьников.

 

Учебно-воспитательный процесс в школе является важным фактором социализации учащихся, личности каждого ребенка. Процесс воспитания ребенка протекает внутри процесса его взросления, вхождения в социальный мир взрослых, что предполагает приобретение им свойств и качеств взрослого человека.

Уровень, характер, степень присвоения социального определяется достижениями человечества и особенностями развития, функционирования конкретного исторического общества, представителями которого являются наши дети, а также особенности конкретного ребенка. Процесс присвоения индивидом социальных норм, принципов жизнедеятельности - сложное явление, выступающее в единстве социализации и индивидуализации.

В процессе индивидуализации (социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей - темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой "самости" (нового уровня самосознания, самоопределения),что позволяет детям не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и проявлять себя как активного субъекта. Так происходит социальное взросление, проявляется степень социальной зрелости.

Процесс социализации личности на разных этапах онтогенеза в условиях социального кризиса, характеризующегося разрушением "идеологической цельности" общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, отличается от процесса социализации в социально стабильные периоды.

Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности, проявляющихся в реализации социального и индивидуального.

Исходным при проектировании той или иной системы воспитания и ее реализации должно выступать понимание взрослыми главного, стержневого положения - любая индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе (что приводит к эгоизму), а в оценке себя среди других, другими как значимого для других. Речь идет о степени социального развития ребенка, его способности, возможности, готовности понять свою индивидуальность, при которой ребенок осознает себя по отношению к социальному, к другим социальным единицам, что обеспечивает самосознание и самоопределение, т.е. "Я по отношению к обществу".

Процесс социализации начинается в семье, где закладываются основы понимания ребенком мира, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. В семье ребенок получает не абстрактные социальные знания, здесь он включен в социальные отношения, составляющие содержание будущей личности. Особенности формирования личности ребенка определяются направленностью личности его родителей, ведущими мотивами их жизни и деятельности. Что хотят родители от жизни, как ее понимают? Именно к тому, чего хотят они сами, они и готовят своего ребенка. Их идеал жизни, благополучия, порядочности, дозволенности и недозволенности - определяют направленность и во многом результат воспитательного процесса, социализации детей. Часто в детях ярко выражено то, что подчас скрывается родителями даже от самих себя. Хорошие или плохие дети - это отражение морали, поведения, культуры родителей.

Находясь в школе, ребенок может попасть в сложное положение, когда появляются новые социальные ценности, которые оказывают сильное давление на его потребности. В результате они становятся личностными ценностями, не претерпевая заметной трансформации. Ребенок сливается с группой, утрачивая свою личную идентичность, конформно растворяясь в социальном целом. Или может иметь место, напротив, давление, которое вызывает ответное сопротивление индивида. И тогда ребенок "не пускает" в свою личность внешние регуляторы, в результате ценности не занимают в структуре его мотивации соответствующее им место. К примеру, потребности формируются как ценности в криминальных группах.

В результате различных ценностных установок значимых для него взрослых (родитель и учитель) ребенок может также находиться во фрустрированном состоянии. Перечислим основные противоречия, возникающие в моральном сознании современных детей с общечеловеческими нравственными ценностями (добро, красота, любовь, справедливость, честь, достоинство, совесть и др.), с новыми модернистскими ценностями (индивидуализм, предприимчивость, инициативность, богатство) и с ассоциальными проявлениями кризиса духовности (стремление к наживе, вседозволенность, анархия и др.).

Процесс социализации (и воспитания в том числе) усложнен объективными социально-экономическими изменениями в обществе, в котором происходит падение и разрушение ценностных нравственных основ. Причем это происходит во всех слоях современного российского общества, включая верхние эшелоны власти. Переоценка и принятие нового ценностного основания, построенного на общечеловеческих ценностях, ценностях мировой и российской культуры, далеко не завершены.

К объективным проблемам воспитания относится и отсутствие финансово-экономической возможности практического внедрения новых воспитательных программ.

Существуют и субъективные проблемы воспитания, которые необходимо решать в процессе совместной деятельности педагогов и учащихся.

Личность - главный объект воспитания. Изменение личности происходит в коллективе, через коллектив (А.С.Макаренко) или при непосредственном влиянии на личность. Педагог должен хорошо знать, всегда ли коллектив способствует развитию личности? Он должен уметь: правильно выбирать стиль руководства ученическим коллективом, строить личные взаимоотношения между членами ученической группы, помогать устанавливать эмоциональный климат. Эффект любого воздействия на личность ребенка опосредован его свойствами и особенностями - внутренними условиями. Любое воздействие на ребенка эффективно лишь тогда, когда личностно и ситуативно опосредовано.

Входящие в понятие личность психические образования выполняют две взаимосвязанные функции: социализации и самореализации. Через социализацию личность адаптируется к обществу, усваивая его ценности и нормы, происходит стандартизация личности. При самореализации раскрывается индивидуальный потенциал ребенка. Поэтому в процессе воспитания так важно учитывать свойства личности и возрастные особенности.

Личность проявляется в деятельности, только в деятельности происходит и ее изменение. В процессе деятельности неудовлетворенность личности актуализирует мотивы поведения, происходит программирование целей и планов, появляется стремление к исполнению и т.д.

В процессе деятельности ученик и учитель должны находиться не просто в субъект-субъектных отношениях, не только основываться на демократических началах, но и быть в отношениях со-развития взрослого и детско-юношеского сообщества, т.е. коэволюция "тех, кто обучает" и "тех, кого обучают" (в совместной творческой и продуктивной деятельности всех участников педагогического процесса).

Опираясь на вышесказанное, определим объективные проблемы воспитания, зависящие от процесса социализации, который осложнен социально -экономическими изменениями в обществе:

- отсутствие социально-педагогической компетенции и нравственно-этической культуры родителей;

- формальный характер общественно-полезной и культурно-досуговой совместной деятельности детей и родителей;

- ориентация потребностей детей на западные образцы, отсутствие реальных возможностей их достижения;

- падение и разрушение ценностных нравственных основ во всех слоях современного общества.

В числе наиболее значимых субъективных проблем воспитания:

- невысокий уровень рефлексии педагогов и недостаточное желание сaмосовершенствования пед. мастерства;

- отсутствие знаний современных методов и технологий воздействия на ребенка;

- недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- недостаток примеров значимых взрослых людей, которые в реальном поведении демонстрировали бы высокие моральные и нравственные качества.

Сегодня особенно важно формировать у детей конструктивное критическое и творческое мышление, позволяющее им разбираться в сложных социальных и нравственных ситуациях, совершенствовать свое педагогическое мастерство, учитывая современные научно - практические знания. Мы все должны стремиться понять наших детей, не разрушая их ценностей, обогащать и совершенствовать их в процессе коэволюции.




2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Модель воспитания школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель воспитания школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)