Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения
Как уже было ранее отмечено, способности - это достаточно своеобразная психологическая характеристика, которая свойственна практически каждому человеку. Вместе с этим совершенно ни в коем случае не стоит выпускать из внимания тот факт, что, как хорошо известно, каждый из нас представляет собой личность, которая может характеризироваться рядом особенностей. Кроме того, необходимо заметить, что в соответствии с уже существующей классификацией принято различать значительно число видов способностей. Особенного внимания с точки зрения психологии обучения заслуживают такие типы как общие и специальные способности. Наиболее важными общими способностями в педагогической психологии считаются: степень обучаемости; уровень креативности; интеллект. Что касается степени обучаемости, то в педагогике (то есть, одной из базовых наук, на основании которой и начала свое развитие психология обучения), данная категория в течении достаточно длительного периода времени занимала ведущее место. Более того, в течении нескольких последних десятилетий значительное развитие получила теория о том, что развитие выступает своеобразной основой для обучения. Другие же ученные, наоборот, склонны придерживаться мнения, которое носит прямо противоположный характер. В любом случае если прийти к определенному компромиссу, можно совершенно смело заявить о том, что как первый, так и второй вариант выступают в качестве своеобразного взаимного дополнения. Уже бы отмечен тот факт, что психология образования занимается, в частности, разработкой определенных совершенно новых теоретических концепций и практических направлений. В результате этого многие специалисты сделали ряд достаточно важных выводов относительно такого типа общих способностей как обучаемость. К наиболее распространенным и значимых среди них, можно причислить: отечественная образовательная система, несмотря на наличие в ней значительного количества положительных качеств, к сожалению, сегодня не может в полной степени обеспечивать все необходимые возможности для развития способностей. В частности, теми направлениями которые ранее пользовались достаточно высоким спросом, не было учтено то, что склонность к обучаемости представляет собой сложную структуру, которая состоит из огромного количества различных элементов. Вместе с этим, первоочередная роль отводилась именно формированию различных умений и навыков. Конечно, это, в свою очередь, носило достаточно важную, но не совсем исчерпывающую роль. каждая из тех отраслей науки, которая имеет сегодня место, как в школьном, так и в профессиональном образовании, практически постоянно пополняется все более новыми и новыми направлениями. Вместе с этим, даже относительно постоянный пересмотр всех тех программ, которые являются связанными с необходимостями внесения дополнений, далеко не всегда дают возможность достаточно оптимального и усовершенствованного обучения. Естественно, возможностей для значительного улучшения процесса обучения как в школах, так и высших учебных заведениях далеко не много. Именно поэтому с каждым годом все большее и большее число психологов, социологов, а также педагогов задается вопросом относительно того, каким именно образом усовершенствовать либо всю образовательную систему в целом, либо некоторые ее направления таким образом, чтобы можно было получить достаточно высокий результат в процессе развития такой общей способности как обучаемость. Уровень обучаемости, как и практически каждой отдельно взятой общей способности человека носит достаточно зависимый характер. Факторов, которые оказывают влияние на процесс в данном случае, существует более чем достаточное количество. Но, пожалуй, одним из наиболее важных среди них является непосредственно возрастной критерий. Причем, стоит заметить, что в течении длительного периода времени данный аспект просто-напросто, игнорировался. В результате чего,если верить значительному количеству разнообразных статистических исследований, качество образования, особенно в течении нескольких трех- четырёх десятилетий подряд, снижается по-настоящему неуклонными темпами. Интеллект - это еще одна достаточно важная общая способность. В течении длительного периода времени как среди психологов, так и среди педагогов не было, пожалуй, наиболее оптимального единогласного мнения относительно того, что же именно представляет собой подобный вариант. Сейчас же сформировалась определенная точка зрения в соответствии с которой в качестве интеллекта рассматривается общая способность к приспособлению в совершенно новых условиях и принятия при этом всех возможных факторов таким образом, чтобы они действительно могли приносить пользу. То есть, в подобном случае, как можно видеть, речь идет не только об образовательной среде (хотя и она играет в данном случае одну из наиболее важных ролей), но и о любых других. Интеллект в течении сравнительно продолжительного периода времени рассматривался исключительно в качестве своеобразной составляющей некоторых других явлений. Своеобразной же основой, которая стала его причиной выделения в совершенно новую и, что достаточно важно, самостоятельную категорию, стало то, что в подобной случае удалось наблюдать ту взаимосвязь, которая существует между им и регуляций поведения человека. Скорее всего, практически каждый современный человек хотя бы один раз в своей жизни слышал такое достаточно распространенное и более чем модное сегодня слово как «креативность». При этом, как ни парадоксально это может звучать, далеко не каждый имеет достаточно четкое представление о том, что же именно кроется под данным понятием. Креативность принято относить к общему типу способностей, которые свойственны человеку. Сущность данной способности заключается в возможности генерирования новых идей, создании несуществующих до донного периода времени слов, словосочетаний и понятий, формировании новых навыков. В течении практически всего периода времени существовали достаточно спорные теории относительно рассмотрения креативности. Одной из самых популярных считалась та в соответствии с которой креативность рассматривалась как одна из составляющих интеллекта. Данные теории были в некоторой степени сгруппированы Д. Гилфордом в его кубической модели интеллекта: конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний); дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей). Креативность опирается именно на дивергентное мышление (в отличие от интеллекта). Установлено, что креативность зависит от социоэкономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию. Для оценки креативности как общего качества в психологии обучения принято использовать такие главные понятия как: легкость; оригинальность; гибкость. Большинству людей каждое из вышеперечисленных слов знакомо практически с раннего детства. Но, в тоже самое время необходимо заметить, что при рассмотрении креативности они приобретают несколько иной смысл. Легкость в данном случае подразумевает возможность человека выполнять определённые задания (причем, в некоторых ситуациях достаточно сложные) за определенный период времени. Стоит обратить как можно более пристальное внимание на тот факт, что в данном случае речь идет о необходимости выполнения заданий практически на одинаково качественном уровне. Что же касается гибкости, то в данном случае ее принято рассматривать как возможность с определенной скоростью (высокой или же не очень) совершать переключение с одного объекта деятельности на другой. Иногда еще принято говорить о том, что это способность человека, в том случае, когда есть необходимость в выполнении двух практически одинаковых заданий, в том чтобы совершать выполнение каждого из них на совершенно новом уровне. Таким образом, из того утверждения, которое было приведено ранее, вытекает еще и такое качество как оригинальность. Оригинальность в подобном случае - это возможность совершения общепринятых для того или иного варианта мероприятий действий на качественно новом уровне. Другими словами - это способность неординарно мыслить и таким же неординарным образом воплощать все соответствующие результаты мыслительной деятельности в реальность. Кстати, стоит обратить внимание на то, что все большее число специалистов по психологии образования, которые ориентируются в своей профессиональной деятельности именно на изучение общих способностей в целом и креативности в частности, способны отмечать то, что именно последняя характеристика и представляет в как можно большей степени саму сущность креативности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |