Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специальные способности в психологии образования



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Специальные способности в психологии образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как уже было отмечен классификация такого психологического явления может происходить на основании самых, что ни есть разнообразных критериев. Именно в связи с этим принято говорить о существовании такого типа как специальные способности. Стоит сразу же обратить внимание на тот факт, что в течении значительного периода времени в разнообразных науках, в том числе и в психологии образования, не было единственно определенного мнения относительно того, стоит ли рассматривать специальные способности исключительно в качестве своеобразного самостоятельного варианта или же как определенное, если можно так сказать, ответвление от общих способностей.

Точек зрения, которые были высказанными по данному поводу и которые носили совершенно разнообразный характер, существовало огромное количество. В конце - концов, сегодня удалось прийти к тому мнению в соответствии, с которым возникновение специальных способностей происходит исключительно на основании общих (если все те варианты, которые были перечисленными ранее, находятся, мягко говоря, на относительно низком уровне, то тогда говорить о каком - либо развитии специальных способностей невозможно). Вместе с этим способности данного типа носят исключительно самостоятельный характер.

Необходимо отметить то, что во многих людях изначально может быть заложены некоторые специальные способности, которые будут либо дополнять друг друга, либо носить совершенно противоположный характер. При этом, что более чем объяснимо, далеко не в каждом случае в конечном итоге можно говорить о значительном развитии способностей данного типа. Что, в свою очередь, совершенно ни в коем случае невозможно называть положительным моментом.

Значительное количество исследований, которые проводились как при помощи отечественных, так и зарубежных специалистов, дают возможность говорить именно о том, что в подобном случае (то есть, тогда когда соответствующие способности существовали, но так и не были развитыми) наблюдается значительное ухудшение как психологического, так и физиологического состояния здоровья. В частности, и из-за этого в психологии образования в последнее время рассмотрению специальных способностей уделяется определенное внимание.

Способности развиваются в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что ключевым моментом развития способностей являются операционные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспосабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специальные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью.

Специальные способности - свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.

Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;

в математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

в педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;

в художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому.

Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакции, к свойствам личности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности.

Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературные способности включают в себя, помимо эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе правильного обучения выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувства ритма, музыкальная память.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.

Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.

Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов:

) Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.

Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом.

) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны.

Часто этот период называют периодом особой восприимчивости.

Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается.

) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним.


 

Заключение

способность одаренность мышление образование

Каждый человек, если не рассматривать при этом более, чем редкие исключения, может характеризироваться наличием способностей. В течении многих десятилетий подряд происходили некоторые споры, которые связаны с тем, какие именно способности существуют. В результате некоторых усилий удалось прийти к своеобразному выводу, что дифференциация подобного психологического явления может происходить на основании учета значительного количества разнообразных особенностей. Именно благодаря этому удалось прийти к построению достаточно разветвленной системы классификации.

Рассмотрение с научной точки зрения тех особенностей, которыми характеризируются, в частности, общие и специальные способности, происходит благодаря усилиям значительного числа специалистов, являющимися представителями тех или иных наук.

В течении последних нескольких лет значительное внимание уделяется со стороны психологии образования. При написании данной курсовой работы были выполнены такие задания как:

. Произошло рассмотрение понятий «способности» и наиболее широко распространённых их видов;

. Удалось ознакомиться с тем, что именно представляет собой психология образования;

.Были рассмотрены главные особенности как общих, так и специальных способностей с точки зрения психологии образования.

Таким образом, удалось сделать своеобразные выводы относительно того, что как общие, так и специальные способности играют достаточно важную роль в процессе развития и становления личности.

При этом определенное внимание должно уделяться именно теми организациями, которые занимаются предоставлением, как общеобразовательных услуг, так и услуг связанных с получением специального образования.

Более того, стоит акцентировать как можно более пристальное внимание на том факте, что тот подход к рассмотрению способностей совершенно разных типов, существовавший еще около десяти лет назад, сегодня, мягко говоря, в некоторой степени устарел. Так что, для того, чтобы иметь как можно более четкое представление о возможностях полноценного использования способностей, необходимо активно внедрять некоторые изменения.


 

Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: МГУ, 2008 - 564 с.

.   Гоноболин Ф.Н. Психология. - М: Просвещение, 2006 - 436 с.

.   Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М.: Юридическая литература, 2007 - 765 с.

.   Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный,2006. - 286 с.

.   Ковалев А. Г., В.Н. Мясищев. Психологические особенности человека. Способности, т. 2, - М.: МГУ, 2010. - 398 с.

.   Крутецкий В.A. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2008. - 320 с.

.   Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - М.: МГУ, 2009. - 498 с.

.   Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М. Педагогика, 2011. - 459 с.

.   Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. - 2005. - С. 6 - 12

.   Мясищев В.Н. Проблемы способностей. - М.: Наука, 2012. - 387 с.

.   Немов Р.С.. Психология. Учебник для ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2005 - 294 с.

.   Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова. - М.: Высшая школа, 2011. - 439 с.

.   Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М., 2006. - 283 с.

.   Рубинштейн С.Л. Общая психология. - СПб. Питер Ком, 2009. - 679 с.

.   Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С.43 - 54

.   Степанова Е.И. К проблеме способностей / Новое поколение. Сб. науч. трудов, №4 - СПб., 2003, С.37-49.

.   Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 2011. - 65 с.

.   Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - 382 с.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Специальные способности в психологии образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специальные способности в психологии образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)