Организация учебно-исследовательской работы студентов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению Учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» Разработчик: Ст. преподаватель каф. АОИ
_____________ Б.А. Рыбалов Томск 2008 Оглавление
Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы. УИРС, в отличие от НИРС (научно-исследовательской работы студентов) является работой, включаемой непосредственно в учебный процесс, тогда как НИРС выполняется студентами во внеучебное время. Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными технологиями проведения научных исследований, техникой экспериментальных исследований, реальными условиями работы в научном (производственном) коллективе. В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться работать с научной литературой, государственными и отраслевыми стандартами, применять теоретические знания на практике, составлять рефераты и отчёты, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, докладывать результаты своей работы на семинарах. Эффективность учебно-исследовательской работы студентов определяется: реальностью научной тематики, актуальностью и глубиной исследований, проводимых на кафедре АОИ; четко сформулированной задачей и постоянным интересом руководителя к работе студента, стимулирующими интенсивную и качественную работу последнего. Организация учебно-исследовательской работы студентов Распределение на УИРС проводится в соответствии с заявками профессорско-преподавательского состава кафедры на выполнение учебно-исследовательских работ и с учетом личных интересов студентов. К руководству УИРС привлекаются профессора, доценты, преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Из числа преподавателей кафедры назначается ответственный за организацию УИРС. В начальный момент организации работ ответственный по УИРС организует сбор заявок от ППС на выполнение учебно-исследовательских работ, доводит их до сведения студентов, обеспечивает распределение студентов между научными руководителями, а также организует проведение вводных лекций по организации научно-исследовательских работ в университете. Ориентировочные темы установочных лекций по УИРС: 1) организация подбора учебной и научной литературы в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ); 2) организация научно-исследовательских работ в ТУСУРе, в том числе: • по грантам и конкурсам министерств и ведомств РФ и региональным конкурсам; • проведение фундаментальных исследований по единому заказ-наряду Минобразования РФ, государственным программам; • проведение НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, организациями. 3) правовая защита интеллектуальной собственности.
УИРС проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИРС, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4-6 часов подряд. Каждый студент, выполняющий УИРС, должен быть обеспечен рабочим местом (рабочей станцией ПЭВМ с доступом в сеть Интернет) в дисплейных классах кафедры. Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель темы осуществляют систематический контроль за выполнением студентами календарного плана УИРС. Формой организации такого контроля является проведение регулярных семинарских занятий с двухнедельным циклом, на которых студенты докладывают о результатах своей работы. По результатам проведения семинаров ответственный за УИРС, по согласованию с научными руководителями, выставляет студентам текущую рейтинговую оценку (контрольную точку). Кроме того, в ходе выполнения УИРС ответственный по УИРС осуществляет методическую помощь и консультации студентам по: • подбору необходимых литературных источников, реферативных сборников, периодики в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ); • использованию электронного каталога на Интернет-сайте библиотеки ТУСУР www.lib.tusur.ru; • поиску полнотекстовых учебно-методических пособий на информационном образовательном портале ТУСУРа (каталог УМО http://www2.tcde.ru) и других информационных ресурсах. Студенты включаются в исследовательскую работу в обязательном порядке, начиная с четвертого курса. Им поручаются конкретные теоретические и практические (экспериментальные) разработки. Как правило, эти исследования ведутся непосредственно на кафедре АОИ при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики. Таким образом, УИРС вводится в учебные планы, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий. Материальное обеспечение выполнения УИРС осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств кафедры. Лучшие работы студентов рекомендуются для участия в студенческих научно-технических конференциях, конкурсах, выставках. В университете действует совет по НИРС, который осуществляет руководство организацией НИР подразделений университета, организует конференции студентов и молодых ученых, проводит конкурсы студенческих научных работ. Совет проводит конкурс отчетов по УИРС, один раз в год (по окончании зимней сессии). Совет собирается по вопросу рассмотрения кандидатов на присуждения званий «Отличник» и «Активист НИРС». Отличники НИРС получают 40 %-ую надбавку к стипендии, имеют преимущества при поступлении в аспирантуру и могут обучаться по индивидуальному плану. Активисты НИРС получают 20 %-ую надбавку к стипендии.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |