Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные требования к выполнению курсовой работы



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Основные требования к выполнению курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-гуманитарный факультет

Кафедра русской филологии

Направление 031100. 62 – Лингвистика (бакалавриат)

3 курс

Теоретическая грамматика

Методические указания по выполнению курсовой работы

                                                                     Автор-разработчик:

                                                                   доцент кафедры РФ Терещенко Л.Н.

 

 

Хабаровск

 

Теоретическая грамматика: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов-иностранцев Ш курса специальности бакалавр лингвистики / сост. Л. Н. Терещенко – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 16 с.

 

 

Методические указания составлены на кафедре русского языка как иностранного. Перечислены основные требования к выполнению и оформлению курсовой работы, дано описание ее структуры и содержания, этапы выполнения, представлены тематика и примерное теоретическое содержание курсовых работ, рекомендуемая литература.

 

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Русский язык как иностранный» и методического совета международного факультета.

 

 

Ó Тихоокеанский государственный
университет, 2006

Значение курсовой работы

 

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, которое представляет собой самостоятельную научную разработку конкретной темы в небольшом объёме. Курсовая работа дает возможность студентам обратиться к таким проблемам курса теоретической грамматики, которые помогут студентам самостоятельно осмыслить морфологические категории русской грамматики, понять природу тех или иных языковых явлений, правильно использовать их в речи. 

Курсовая работа является одной из наиболее активных форм самостоятельной работы студентов. При написании курсовой работы приобретаются навыки работы с научной лингвистической литературой, студент учится подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал по выбранной им теме. Она активизирует работу студентов-иностранцев, закрепляет, расширяет и углубляет теоретические знания по грамматике современного русского языка, прививает интерес к творческой работе, способствует выработке первичных навыков самостоятельного научного исследования. Такие навыки необходимы не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии. Кроме того, работа над курсовой работой подготавливает студентов к работе над научными докладами и к написанию и защите дипломной работы на 4 курсе.

Курсовыеработыпотеоретической грамматике в соответствии с учебным планом выполняются студентами в 6 семестре. Курсовая работа является обязательной формой отчета студента перед кафедрой. К сдаче экзамена по теоретической грамматике допускаются студенты, имеющие положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре русского языка как иностранного в течение года. По истечении срока работы, не представляющие интереса для кафедры, списываются по акту. Лучшие работы могут быть использованы в качестве учебных пособий.

 

 

Основные требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы, творческую переработку изученного материала и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами.

В курсовой работе студент должен показать:

· наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины;

· знакомство с основной литературой вопроса;

· навыки самостоятельной работы над источниками и умение их систематизировать и обобщать;

· умение выделить проблему и определить методы её решения;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· умение применять полученные теоретические знания;

· умение последовательно и логично изложить в тексте суть рассматриваемых вопросов, результаты своих поисков и размышлений; 

· навыки владения техникой и этикой научной работы, в частности тщательным и аккуратным составлением библиографии; 

· владение функциональным стилем научного изложения.

При написании курсовой работы студентам следует помнить, что в зависимости от конкретного содержания курсовые работы принято делить на два типа: реферативные и исследовательские. Реферативная работа представляет собой вид реферата, в котором глубоко освещаются теоретические вопросы исследуемой проблемы, критически осмысливается научная литература по данной теме, сопоставляются и комментируются высказывания различных ученых. В реферативных работах нельзя ограничиваться простым пересказом прочитанного, в них должны быть оценка излагаемого, собственные суждения, подкрепленные определенными выводами, пояснениями, примерами, теоретические обобщения по избранной теме. Работы исследовательского характера требуют от студента умения наблюдать факты языка, анализировать их и соответствующим образом толковать, делать необходимые выводы. Работать с языковыми фактами (примерами) можно по-разному. Один вариант – это анализ определенного фактического материала, который позволяет сделать научно убедительные выводы. Это  аналитические работы. В ряде же работ большую ценность и научную значимость могут иметь сами языковые факты, собранные автором. Эти факты, накапливаясь количественно и качественно, в дальнейшем могут послужить основанием для серьезных обобщений. Эти работы носят условное наименование  описательных.

Указанные разновидности курсовых работ ”в чистом виде” встречаются редко. Чаще всего они представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и описательного элементов. Так, в любой курсовой работе должна быть реферативная часть (ее называют историей или теорией вопроса), то есть обоснование выбора темы, наличие в работе анализа различных точек зрения на проблему, имеющихся в научной литературе. Объем этой части в среднем занимает около одной пятой части общего содержания работы.

При выполнении курсовой работы студент должен проработать рекомендованную литературу. Но это не исключает возможности использования другой, дополнительной литературы, которая подбирается студентом самостоятельно. Обязательным условием является использование данных периодической печати. Для этого целесообразно использовать журналы «Вопросы языкознания», «Русский язык за рубежом», «Филологические науки», «Русский язык в школе» и др.

При написании курсовой работы каждый студент основное внимание должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, поэтому необходимо определить для себя основные вопросы каждого раздела. Раскрытие каждого вопроса следует начинать с определения основных категорий, о которых в дальнейшем пойдет речь. После этого дается аргументированный анализ проблемы. Как было сказано выше, качество работы значительно повышается, когда в процессе изложения теоретических вопросов приводятся альтернативные концепции.

Материал должен излагаться четко и последовательно. Отдельные части и разделы должны иметь логическую связь друг с другом: последующее должно вытекать из предыдущего. Теоретические положения и выводы необходимо иллюстрировать языковыми примерами и фактами.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам при работе над курсовой работой, является самостоятельное и творческое ее выполнение. Курсовая работа не является пересказом изученного материала, не составляется из переписанных страниц статей и книг, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, сокращений слов. Нужно избегать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями, приводимым фактическим материалом.

При написании работы не следует злоупотреблять цитатами и примерами: каждая цитата и пример должны служить раскрытию темы.

К положительным качествам курсовых работ относятся: 1) научная достоверность, 2) насыщенность конкретным содержанием, 3) богатый фактический материал, приведенный в систему, 4) аргументированные выводы, 5) орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность, 6) правильное оформление.

К наиболее часто встречающимся недостаткам курсовых работ относятся такие, как: 1) схематизм, бездоказательность выдвинутых положений, 2) дословное переписывание целых страниц из учебников или специальных работ, 3) механическое, неосмысленное соединение высказываний различных ученых или выписок из разных работ, 4) грамматические и стилистические ошибки.

Таким образом, курсовая работа обладает всеми чертами научного произведения: в ней чётко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, представлены научные выводы,.

 

Структура и содержание КР

Курсовая работа должна иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. При необходимости в ней могут быть предисловие, выводы, приложение.

         Первая страницаэтотитульный лист, на котором указываются: название вуза, факультета, кафедры, где выполнялась курсовая работа, полное название ее темы, фамилия и инициалы студента, ученое звание и степень руководителя, место и год выполнения работы (см. приложение 1).

       Содержание (см. приложение 2) располагается после титульного листа перед  введением.

Во введении к курсовой работе должны быть следующие компоненты: актуальность избранной темы; объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, методы исследования. Объем введения должен составлять не более 3 страниц. Введение дает общую характеристику выполненного исследования, поэтому рекомендуется оформлять его полностью не в начале, а на заключительном этапе работы, когда уже достаточно полно будут выявлены ее результаты в соответствии с поставленными задачами.

   В основной части работы излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, описываются проведенные студентом наблюдения, полученные результаты, дается объективный  анализ собранного фактического материала. Если фактического материала много, то часть его, по усмотрению исполнителя курсовой, следует вынести в приложение: не рекомендуется перегружать им основную часть работы. В конце каждой главы, как правило, формулируются краткие итоги и выводы.

Первая глава – теоретическая. В ней дается ретроспективный анализ изучения главной проблемы в отечественной и зарубежной лингвистике, т.е. анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем использованных источников); теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий).

Вторая глава представляет собой описание результатов практической работы студента, результатов проведенного анализа употребления определенных грамматических форм в выбранном тексте.

В конце каждого раздела основной части необходимо сделать небольшие выводы.

    Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются практическая и теоретическая их значимость, дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения, основной части курсовой и выводы по главам.    

   Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов). В список включаются все использованные в курсовой работе литературные источники. После списка использованной литературы следуют Приложения (таблицы, схемы, рисунки, анкеты и т.д.).

Этапы выполнения

 

Порядок подготовки курсовых работ содержит следующие этапы:

· Выбор темы.

· Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана.

· Подготовка первого варианта.

· Сдача подготовительного текста научному руководителю.

· Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

· Сдача окончательно доработанного и оформленного текста.

· Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя.

Студент выбирает тему и согласовывает ее с научным руководителем. Тематика курсовых работ и содержание теоретической части представлена в данных методических указаниях (см. страницу).

В курсовой работе необходимо осветить два-три теоретических вопроса по теме.  Алгоритм работы на данном этапе выполнения курсовой работы может быть следующим: а) какие исследователи и где работали по данной проблеме, где опубликованы результаты работы, б) в чем конкретно состоят результаты работы исследователей; г) сопоставление теоретических и практических данных, объяснение тех или иных фактов, интерпретация.

При выполнении практической части курсовой работы рекомендуется следующая последовательность. Студент читает 10 страниц художественного текста, выбирает языковые единицы-примеры, иллюстрирующие основные положения теоретической части. Примеры, отобранные для анализа, рекомендуется выписывать на карточки с указанием названия произведения, его автора, номера страницы. Затем автором курсовой работы дается грамматическая характеристика языковых единиц и анализируется, какие синтаксические, семантические особенности приобретают данные единицы в процессе их употребления/функционирования. Например, студентом выбрана тема Категория падежа имен существительных. Из предложенного содержания к данной теме он определяет теоретические вопросы своей курсовой: Общая характеристика и система падежных форм. Предложно-падежные значения. Выполняя практическую часть, студент из выбранного им художественного текста подбирает и анализирует предложные конструкции с пространственным, временным и причинным значением, указывает функции и значения, которые имеет данная предложно-падежная конструкция, синтаксические, стилистические особенности. Или: та же тема Категория падежа имен существительных, теоретическими вопросами курсовой могут быть: Общая характеристика и система падежных форм. Функции и основные значения падежных форм. Темой практической части может стать вопрос о значении и функций какого-нибудь падежа, например, Значение форм творительного падежа (на материале одного из произведений А.С.Пушкина).

Важнейшим моментом, имеющим композиционное значение, являетсясоблюдение определенных пропорций в подаче материала. Приступая к написанию курсовой работы, студент должен детально и глубоко продумать, какие моменты, факты имеют наиболее важное значение для раскрытия темы, какой материал может быть использован лишь для иллюстрации общих положений, о чем следует сказать менее подробно.

Особенностью лингвистических работ является то, что они требуют исчерпывающе полного описания примеров, изученных языковых фактов. В ряде случаев при анализе источников, необходимых для раскрытия темы курсовой работы, может накопиться слишком большое количество карточек с примерами, которые служат часто иллюстративным материалом (иногда несколько десятков и даже сотен). Такую массу карточек нет смысла переписывать в работу. Множество конкретных фактов будет рассеивать внимание и отвлечет от главной мысли. Стройность, целенаправленность изложения обычно бывает нарушенной, если работа загромождена большим количеством примеров, различного рода частностей и деталей. В таком случае на основании полученных данных выдвигается определенное положение, делается вывод, и все это подтверждается несколькими наиболее яркими примерами.

Строгие пропорции в подборе материала для курсовой работы должны быть соблюдены и в темах реферативного характера. В этом случае грозит опасность чрезмерного увлечения цитатами. Для подтверждения определенных положений следует выбрать лишь самые необходимые цитаты, при этом не больше двух-трех в зависимости от их конкретного назначения, от содержания тех положений, которые ими подтверждаются.

Алгоритм работы при написании заключения: а) для чего предпринято данное исследование; б) что сделано; в) к каким выводам пришел автор.

 



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Основные требования к выполнению курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные требования к выполнению курсовой работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)