Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Психосоматотипы



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Тема 6. Психосоматотипы 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 9. Теория Кречмера и Шелдона. Поведенческие типы А и Б. Адаптивные преимущества типов А и Б. Типы социального поведения r- и К-. Типы поведения М и Ж.

 

Все люди различны. Каждый человек не похож на других. Для того, чтобы как-то разбираться в бесконечном многообразии человеческих личностей, люди стали создавать классификации психологических типов. В их основе лежит постулат о сцепленности отдельных признаков человека. Например, если некто любит общаться, он вряд ли легко согласится выполнять монотонную работу, не задавая при этом вопросов. Сцепленными являются не только отдельные поведенческие проявления психики человека и животных, но и признаки психические, с одной стороны, и соматические – с другой. Исходя из такого допущения, люди стали создавать психосоматические классификации личности (система Кречмера – Шелдона).

Поскольку индивидуальность человека наиболее ярко проявляется в состоянии стресса, одна из простых классификаций основана на реакции человека, или животного на стрессогенный стимул. Внутри популяции каждого вида можно выделить группы особей которые реагируют на стрессогенный стимул противоположными реакциями. Одна группа будет стремиться вернуть изменившиеся параметры среды к исходным значениям, другая – будет стараться приспособиться к изменившимся условиям (см. определение «Поведенческий акт» в соответствующем разделе). Первый тип реагирования называют «поведенческий тип А», вторую – «поведенческий тип Б». Хотя, часто у животного и человека есть возможность выбора поведенческой стратегии, но в условиях стресса, т.е. в новой ситуации, и в условиях дефицита времени для детального анализа обстановки и оценки эффективности каждой из имеющихся в его репертуаре программ поведения, каждая особь ведёт себя, как правило либо по типу А, либо по типу Б. Носители типа А демонстрируют мозаичную активность, много суетятся. Носители типа Б затаиваются, демонстрируют реакцию замирания.

В экспериментах на животных показано, что склонность к поведению А, либо Б – это признак с высокой наследуемостью. Вместе с тем, этот признак наследуется аддитивно, т.е. он является количественным. «Чистый» тип А или Б – это абстракция, которая не встречается в реальном мире. Всех особей одного вида можно представить себе в виде точки на оси, которая ограничена идеальными А и Б. Большинство людей (поскольку нас интересуют, в первую очередь, люди) представляют собой некий промежуточный тип, лишённый явных признаков типа А или Б.

Кардиологи Фридман и Розенман характеризовали людей типа А как: агрессивных, амбициозных, социально активных. Люди, которые относятся к поведенческому типу Б демонстрируют противоположные свойства поведения. Эти исследователи показали, что представители типа А страдают ишемической болезнью сердца – основной причиной смерти в развитых странах – в несколько раз чаще, чем люди, демонстрирующие поведение типа Б.

Отметим здесь, что агрессия в биологии определяется не как «причинение вреда, или угроза такого причинения», поскольку биология изучает внутреннюю жизнь своих объектов (см. раздел «Введение»), в частности, мотивов поступков. В биологии агрессия – это сокращение дистанции, а мерой агрессии является скорость, с которой одна особь сокращает д истанцию контакта с другой. Например, использование термина «агрессивный груминг» означает не то, что одна кошка намерена причинить вред другой, вылизывая её шерсть, а то, что первая при груминге удерживает вторую лапой, тогда как вторая пытается вырваться.

Дистанция общение может измеряться не только расстоянием в физическом пространстве. Две собаки, разделённые забором, могут яростно лаять друг на друга, как они лают, разделённые большим расстоянием. Если убрать этот забор, то они, скорее всего, бросятся наутёк друг от друга. «Дистанция» существует и метафизическом пространстве. Агрессивность в человеческом обществе часто называют бесцеремонностью. Бесцеремонные люди, едва познакомившись, быстро переходят с собеседником на «ты», рассказывают о себе и задают вопросы на темы, которые относятся к интимной сфере человека (интимный – буквально, «внутренний»).

Поведенческие типы А и Б различаются не только разным риском инфаркта миокарда. У людей типа А, по сравнению с носителями поведения типа Б, в несколько раз выше секреция адреналина при стрессе. Для типа Б характерен адренокортикальный тип стрессорной реакции. Т.е. у них происходит интенсивное выделение кортизола из коркового слоя надпочечников.

Кортизол обеспечивает реакцию замирания, не только у представителей типа Б, но у всех животных в популяции. Замирание присутствует в поведенческом репертуаре практически всех особей, но у представителей типа А замирание занимает в несколько десятков раз меньшее место в стрессорной реакции, чем у представителей типа Б. После удаления коры надпочечников реакция замирания исчезает у всех оперированных животных. Искусственное повышение уровня кортизола путём инъекции, или подшивания таблетки с медленно рассасывающимся препаратом не изменяет частоту и длительность проявления замирания. Резкое снижение времени замирания отмечается и у животных с разрушенным гиппокампом – основным органом-мишенью глюкокортикоидных гормонов в головном мозге.

Если кортизол обеспечивает замирание, то вазопрессин – гормон, выделяющийся из задней доли гипофиза – модулирует эту стрессорную реакцию, увеличивая время неподвижности.

Такая сложная регуляция реакции замирания сама по себе даёт основание предполагать большое приспособительное значение этой формы поведения и, следовательно, большой приспособительный потенциал особей с поведенческим типом Б. Наиболее отчётливо достоинства поведенческого типа Б проявляются в условиях неконтролируемого стресса. Животные подвергнутые такой процедуре демонстрируют стойкое снижение эмоционального фона, двигательной активности и когнитивных функций. Они находятся в состоянии выученной беспомощности (см. раздел «Неконтролируемый стресс и депрессия»). Среди экспериментальных животных, подвергнутых стрессогенной процедуре в неконтролируемых условиях, как правило, некоторая часть особей демонстрирует значительно меньший когнитивный дефицит, чем средний по группе. Эти резистентные к неконтролируемому стрессу животные являются представителями поведенческого типа Б. У них не только мало меняется поведенческий репертуар, но и не отмечается важных физиологических изменений. В частности, у таких резистентных особей сохраняется регуляция функции коркового слоя надпочечников по механизму отрицательной обратной связи.

Нарушение обратной связи в регуляции коркового слоя надпочечников характерно не только для экспериментальных животных с выученной беспомощностью, но и для больных депрессией. Это нарушение является не только диагностическим признаком, но и одним из механизмов патогенеза депрессии. Регуляция по обратной связи является единственным механизмом торможения стрессорного подъёма секреции глюкокортикоидов корковым слоем коры надпочечников (см. раздел «Стресс»). При его нарушении даже слабый стимул вызывает стойкое повышение синтеза и секреции КРГ, АКТГ и кортизола, что приводит к депрессии (см. раздел «Неконтролируемый стресс и депрессия»). Депрессия потому и поддаётся лечению с таким большим трудом, что образуется положительная обратная связь: депрессия вызывает постоянную активность системы КРГ-АКТГ-кортизол, а эта активность поддерживает депрессивное состояние.

Помимо поведенческих типов А и Б существует ещё одна классификация по типу поведения тесно связанная с гормонами – это стратегии социального поведения r- и K-.

Признак, по которому происходит выделение этих поведенческих типов – стабильность социальных связей. Ярче всего он проявляется в родительском поведении. Животные со стратегией К- демонстрируют выраженное родительское поведение, даже самцы. А у r-стратегов, мать проводит с выводком минимальное время, а самец не интересуется ни детьми, ни матерью. Эти два типа поведения называются стратегиями, поскольку эти типы поведения являются генетически детерминированными. При перекрёстном воспитании, когда новорожденных животных двух помётов меняют матерями, во взрослом состоянии обнаруживают поведение генетических родителей, а не приёмных.

У животных К-стратегов обнаружена повышенная активность окситоцина и вазопрессина. Окситоцин увеличивает привязанность к «своим», а вазопрессин увеличивает враждебность к чужим.

Роль окситоцина сейчас интенсивно изучается. Частично это обусловлено тем, что он влияет на поведение не только животных, но и человека. Причём усиливает дружелюбие при введении в нос, что значительно улучшает перспективы его использования на практике. Академический интерес к окситоцину обусловлен тем, в частности, что в пятифакторной модели личности выделен такой фактор как «доброжелательность». Возможное участие окситоцина в детерминации этой характеристики личности представляет большой интерес.

Ещё одна пара поведенческих типов, различие в которой, вне всякого сомнения, связано с гормонами – это мужчина и женщина. Они будут рассмотрены в соответствующем разделе.

Контрольные вопросы

1. Какие гормоны определяют психологический тип?

2. Какие гормоны характеризуют психологический типы?

3. Какие гормоны определяют адаптивные преимущества психологического типа А?

4. Какие гормоны определяют адаптивные преимущества психологического типа Б?

5. Приведите пример поведенческих типов А и Б среди литературных героев, персонажей кинофильмов, телеведущих.

6. Что такое «психологический тип»?

7. Как определить психологический тип у незнакомого человека?

8. Какой психологический тип лучше приспособлен к стрессу — А или Б?

9. Что такое «субъективно контролируемая ситуация»?

10. Какой тип поведения является оптимальным в условиях неконтролируемого стресса?

Рекомендуемая литература

1. Купер К. Индивидуальные различия. — М.: Аспект-Пресс, 2000

2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М.: Универс, 1993

3. Лучинин А.С. Психогенетика. — М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005

4. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. — М.: Аспект-Пресс, 1999

5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. — М.:, Мир, 1979



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Тема 6. Психосоматотипы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Психосоматотипы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)