Тема 18. Тактика производства экспертизы
Вопросы 1. Понятие и значение судебной экспертизы. Отграничение экспертных исследований от предварительных (следственных) исследований. Классификация судебных экспертиз. 2. Система экспертных учреждений в Российской Федерации. 3. Подготовка материалов для экспертизы. Правила и приемы получения образцов для сравнительного исследования. 4. Тактика назначения судебной экспертизы. Взаимодействие следователя и эксперта в процессе подготовки и проведения экспертизы. 5. Производство экспертизы. Правила оценки и возможности использования следователем (судом) категорических и вероятных выводов эксперта. 1. Экспертиза – это процессуальное действие, состоящее в производстве по поручению следователя (органа дознания) или суда в установленной законом процессуальной форме исследований различных объектов соответствующими специалистами и даче на основе этих исследований заключений по специальным вопросам. Предмет экспертизы образуют вопросы, относящиеся к любой отрасли науки, техники, искусства и ремесла, кроме области права. Объект экспертизы – это носители информации о фактах, подлежащих исследованию с помощью специальных познаний. В качестве объектов экспертизы выступают определенные лица, вещественные доказательства. Предварительное исследование – это внепроцессуальное применение специальных познаний для определения относимости обнаруженных следов и вещественных доказательств к расследуемому событию. Субъектами предварительных исследований могут быть следователи, сотрудники уголовного розыска, специалисты – сотрудники судебно-экспертных учреждений. Судебные экспертизы классифицируют по следующим основаниям: § по роду специальных познаний экспертизы подразделяются на десять классов (криминалистические, медицинские и психофизиологические, экономические и др.) § по объему исследования (основные и дополнительные); § по очередности проведения (первичные и повторные); § по составу (единоличные, комиссионные, комплексные). Необходимо изучить виды экспертиз, входящих в классификацию по названным основаниям. 2. Система экспертных подразделений МВД РФ состоит из трех уровней: 1) Государственной учреждение экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ) МВД РФ; 2) экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) в составе МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВД на транспорте и режимных объектах; экспертно-криминалистические отделы (ЭКО) областей и районов; 3) экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), отделения горрайлинорганов внутренних дел. Систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции образуют: 1) Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ); 2) центральные межобластные и областные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ и ЛСЭ); 3) отделы (филиалы) или экспертные группы ЛСЭ в других городах зоны обслуживания. Судебно-психиатрические учреждения: 1) Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (г. Москва); 2) судебно-психиатрические отделения или палаты психиатрических (психоневрологических) стационаров (стационарные экспертизы обвиняемых и подсудимых); 3) общие отделения психиатрических больниц (экспертиза потерпевших, свидетелей). Студентам нужно знать судебно-медицинские учреждения, которые проводят экспертные исследования. 3. Образец для сравнительного исследования – это материальный объект с фиксированным на нем отражением признаков другого объекта, предназначенный для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами. Студенты должны рассмотреть виды образцов для сравнительного исследования: свободные, условно-свободные, экспериментальные. Нужно знать требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования (несомненность происхождения, репрезентативность, сопоставимость). 4. Следует обратить внимание на основания и выбор времени назначения экспертизы. Необходимо рассмотреть особенности взаимодействия следователя и эксперта при подготовке, производстве и использовании экспертизы в процессе расследования. 5. Необходимо раскрыть содержание стадий экспертного исследования: 1) подготовительной; 2) раздельного исследования; 3) сравнительного исследования; 4) оценки результатов и формулирования выводов. Заключение экспертизы оценивается с позиции его допустимости, относимости и достоверности. Особое внимание следует уделить использованию следователем и судом заключений экспертизы, содержащих вероятные выводы. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте формы использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве. 2. В каких случаях необходимо производство экспертизы? 3. В чем заключается подготовка к проведению экспертизы? 4. Назовите требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования. 5. Что такое комплексная экспертиза? 6. Каковы основания для назначения повторной экспертизы? Литература и нормативный материал 1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2001 г. – № 73-ФЗ – Российская газета. – 2001. – 5 июня. 2. Орлов Ю.К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1995. 3. Протасевич А.А. Судебная экспертиза: учебно-методический комплекс. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. – М.: Право и закон, 1996. 6. Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. 7. Шиканов В.И. Комплексная экспертиза и ее применение при расследовании убийств. – Иркутск, 1976. 8. Стеценко С.Г. Дефекты оказания юридической помощи: проблемы юридической квалификации экспертизы. // Российский следователь. - 2002. - №5. - С.7-11. 9. Хрусталев В. Какой быть классификации криминалистических экспертиз // Уголовное право. - 2002. - №4. - С.75-78. 10. Плесовских Ю. Современное состояние правового регулирования производств судебных экспертиз в России // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2002. - №1. - С.117-125. Тема 19. Общие положения криминалистической методики Вопросы 1. Понятие, система и источники методики расследования преступлений. 2. Принципы построения и классификация частных криминалистических методик расследования преступлений. 3. Структура и содержание частных методик расследования. 1. Криминалистическая методика расследования преступлений является заключительным разделом криминалистики. Она изучает закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по проведению следствия. Необходимо рассмотреть систему криминалистической методики, которая состоит из двух частей: общие положения и частные методики расследования преступлений. Следует различать понятия «криминалистическая методика», «частная криминалистическая методика», «криминалистическая методическая рекомендация», «метод расследования». Источниками криминалистической методики служат: § нормы уголовного и уголовно-процессуального права; § практика раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; § научные знания предыдущих разделов криминалистики и других наук. 2. Следует изучить принципы, согласно которым разрабатывается частные методики расследования преступлений: 1) теоретическая обоснованность частных криминалистических методик; 2) общность и конкретность криминалистических методических рекомендаций; 3) этапность методик расследования; 4) ситуационность и многовариантность методик расследования. Студентам необходимо рассмотреть классификацию методик расследования преступлений по следующим основаниям: 1) с точки зрения отношения к уголовному закону (типичные и особенные); 2) по уровню конкретизации методических рекомендаций (одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые); 3) по объему (полные и сокращенные); 4) в зависимости от количества видов преступлений (конкретные и комплексные); 5) по форме (в виде диссертационных исследований, монографий, учебников, учебных, методических и практических пособий и др.). 4. Необходимо рассмотреть структуру частной криминалистической методики: § криминалистическая характеристика преступлений; § особенности планирования расследования преступлений; § особенности тактики подготовки и проведения наиболее характерных следственных действий и иных предусмотренных законом мер; § особенности подготовки и проведения предупредительной деятельности следователя при расследовании преступлений.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем выражается связь криминалистической методики расследования преступлений с другими разделами криминалистики? 2. Из каких элементов состоит криминалистическая характеристика преступлений? 3. Что понимается под способом совершения преступления? Литература 1. Шаталов А.С. Актуальные проблемы криминалистической методики: история и перспективы ее решения // Гос. и право. – 1999. – № 3. – С. 53 – 60. 2. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования. – М., 1985. 3. Ишигеев В.С. Проблемы теории и практики расследования преступлений против личности, совершенных в местах лишения (уголовно-правовые и криминалистические аспекты), Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |