Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» Кафедра истории и культуры МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методические указания для аспирантов обучающихся по специальности 07.00.02-Отечественная история Хабаровск 2009 ББК С – Автор-составитель: Дробница Августина Васильевна - профессор кафедры истории и культуры ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», доктор исторических наук
Методология научного исследования: методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 - «Отечественная история». – Хабаровск : ДВАГС, 2009. – 14 с.
Рецензент: Дубинина Нина Ивановна - профессор кафедры политической истории ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы»
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей по специальности 07.00.02 «Отечественная история» и составлены в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации. Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям и самостоятельной работы аспирантов.
Рекомендовано редакционно–издательским советом ДВАГС
© Дальневосточная академия государственной службы, 2009 г. © Кафедра истории и культуры, 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи учебной дисциплины…………………….…….……..4
2. Структура учебной дисциплины………………………..………..…..5
3. Учебно-тематический план…………………………………..……….6
4. Программа дисциплины……………………………………….………7
5. Семинарские и практические занятия………………………..………9
6. Самостоятельная работа студентов……………………….….…...…10
7. Перечень рекомендуемой литературы…………………….…….…..11
8. Словарь основных терминов……………………….………..……….13 .
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Методология научного исследования» нацелена на освоение аспирантами и соискателями системы методологических принципов и приемов для успешного проведения научного исследования и предусматривает: - изучение основополагающих аспектов теории научного познания и ее общих методов; - усвоение основных логических законов и норм научного творчества; - понимание специфики исторического познания и его основных принципов; - освоение методов исторического исследования; - критическое осмысление исторических источников и научной литературы; - изучение стилевых и жанровых особенностей языка исследования; - разработку гипотезы научного исследования. На основе изученного материала аспирант (соискатель) должен уметь: - обосновать актуальность избранной темы исследования; - сформулировать проблемную ситуацию; - определить объект и предмет своего исследования, его цель и задачи; - провести историографический анализ по теме научной работы; - систематизировать исторические источники; - определить практическую значимость проводимого исследования. Изучение дисциплины «методология научного исследования» призвано сформировать у аспирантов и соискателей навыки научного творчества, исследовательской корректности и культуры. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина «Методология научного исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Теория и методология российской государственности», «Теория и методология региональной истории», а также «Социальная история России: теория и методология» и «Теория и история внешней политики России». Все перечисленные учебные курсы входят в перечень образовательно-профессиональных дисциплин по выбору аспиранта. Дисциплина «Методология научного исследования» изучается в форме лекционных, а также семинарских (практических) занятий. Контроль проводится посредством письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. Итоговый контроль включает подготовку концепции диссертационного исследования и ее защиту.
Количество часов | Форма | |||||||||||||
Всего |
В т.ч. по формам обучения | кнтроля | ||||||||||||
Лекции | Семинары | СРС | (КСР) | |||||||||||
07.00.02-«Отечественная история» | 45 | 10 | 6 | 26 | 3 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Лекции | Семинары и практические занятия | Самостоятельная работа | Всего часов |
1. | Теория познания как методологическая основа научных исследований | 2 | 2 | 4 | 8 |
2. | Принципы исторического познания | 2 | 1 | 4 | 7 |
3. | Методы исторического познания | 2 | 1 | 4 | 7 |
4. | Методология источниковедения | 2 | 0 | 8 | 10 |
5. | Основные этапы научного исследования | 2 | 2 | 6 | 10 |
Контроль самостоятельной работы | 3 | ||||
Итого | 10 | 6 | 26 | 45 |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований
Гносеологические и методологические вопросы научного познания. Многообразие форм научного познания. Общие методы научного познания. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
Основные логические законы и нормы научного творчества: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
Специфика исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических фактов и явлений. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания.
2020-02-04 | 152 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы