Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра истории и культуры

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Методические указания для аспирантов

обучающихся по специальности

07.00.02-Отечественная история

Хабаровск

2009

ББК

С –

Автор-составитель:

Дробница Августина Васильевна - профессор кафедры истории и культуры ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», доктор исторических наук

 

Методология научного исследования: методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 - «Отечественная история». – Хабаровск : ДВАГС, 2009. – 14 с.

 

Рецензент:

Дубинина Нина Ивановна - профессор кафедры политической истории ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы»

 

    Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей по специальности 07.00.02 «Отечественная история» и составлены в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.

     Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям и самостоятельной работы аспирантов.

 

 

 

Рекомендовано редакционно–издательским советом ДВАГС

 

 

                                                           © Дальневосточная академия

                                                     государственной службы, 2009 г.

© Кафедра истории и культуры, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины…………………….…….……..4

 

2. Структура учебной дисциплины………………………..………..…..5

 

3. Учебно-тематический план…………………………………..……….6

 

4. Программа дисциплины……………………………………….………7

 

5. Семинарские и практические занятия………………………..………9

 

6. Самостоятельная работа студентов……………………….….…...…10

 

7. Перечень рекомендуемой литературы…………………….…….…..11

 

8. Словарь основных терминов……………………….………..……….13

.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Методология научного исследования» нацелена на освоение аспирантами и соискателями системы методологических принципов и приемов для успешного проведения научного исследования и предусматривает:

- изучение основополагающих аспектов теории научного познания и ее общих методов;

- усвоение основных логических законов и норм научного творчества;

- понимание специфики исторического познания и его основных принципов;

- освоение методов исторического исследования;

- критическое осмысление исторических источников и научной литературы;

- изучение стилевых и жанровых особенностей языка исследования;

- разработку гипотезы научного исследования.

На основе изученного материала аспирант (соискатель) должен уметь:

- обосновать актуальность избранной темы исследования;

- сформулировать проблемную ситуацию;

- определить объект и предмет своего исследования, его цель и задачи;

- провести историографический анализ по теме научной работы;

- систематизировать исторические источники;

- определить практическую значимость проводимого исследования.

Изучение дисциплины «методология научного исследования» призвано сформировать у аспирантов и соискателей навыки научного творчества, исследовательской корректности и культуры.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Методология научного исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Теория и методология российской государственности», «Теория и методология региональной истории», а также «Социальная история России: теория и методология» и «Теория и история внешней политики России».

Все перечисленные учебные курсы входят в перечень образовательно-профессиональных дисциплин по выбору аспиранта.

Дисциплина «Методология научного исследования» изучается в форме лекционных, а также семинарских (практических) занятий.

Контроль проводится посредством письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. Итоговый контроль включает подготовку концепции диссертационного исследования и ее защиту.

 

    

Специальность

Количество часов

Форма
Всего

В т.ч. по формам обучения

кнтроля
Лекции Семинары СРС (КСР)
07.00.02-«Отечественная история» 45 10 6 26 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Раздел, тема Лекции Семинары и практические занятия Самостоятельная работа Всего часов
1. Теория познания как методологическая основа научных исследований 2 2 4 8
2. Принципы исторического познания 2 1 4 7
3. Методы исторического познания 2 1 4 7
4. Методология источниковедения 2 0 8 10
5. Основные этапы научного исследования 2 2 6 10
Контроль самостоятельной работы 3
Итого 10 6 26 45

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований

Гносеологические и методологические вопросы научного познания. Многообразие форм научного познания. Общие методы научного познания. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

Основные логические законы и нормы научного творчества: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Специфика исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических фактов и явлений. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания.

 



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)