Тема II . Принципы исторического познания.
Основные принципы исторического познания. Принцип историзма. Необходимость изучения состояния исследований в смежных областях знаний при оценке историко-научных фактов. Принцип объективности в исследовании исторических процессов и явлений. Принцип целостности в историческом познании. Подход к изучению каждого исторического периода или явления как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, детерминирующих их изменения. Принцип ценностного подхода – выделение идей, положений и явлений в прошлом, имеющих значение для современного этапа развития историко-научных знаний. Современные оценки принципа партийности (классового подхода) как основного принципа исторического познания советской эпохи. Тема III . Методы исторического познания
Метод как совокупность мыслительных приемов или способов изучения истории. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов, выявление общего и особенного для сравнения исходных и конечных положений в исследуемый период. Хронологический и проблемно-хронологический методы: общее и особенное. Ретроспективный и перспективный методы. Историко-правовой (юридический) метод как основа для анализа изменений в нормативно-правовом поле исследуемой проблемы. Метод периодизации, его нацеленность на выделение этапов в развитии исторических процессов.
Тема IV . Методология источниковедения. Гносеологический подход к пониманию исторического источника. Источниковедческое учение А.С. Лаппо-Данилевского. Исторический источник как средство достижения наукой объективно-истинных знаний о прошлом. Исторический источник как продукт деятельности прошлого. Связь исторического источника с эпохой и всеми ее сферами: социально-экономической, политической, духовной. Основные группы источников. Критическое осмысление исторических источников. Систематизация исторических источников. Совершенствование методов и приемов источниковедческого анализа. Тема V . Основные этапы научного исследования. Обоснование актуальности избранной темы с точки зрения ее социальной значимости. Формулирование проблемной ситуации. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение степени изученности проблемы. Проведение историографического опыта предшественников и выявление «белых пятен» в исследуемой проблеме. Выбор методов проведения научного исследования. Систематизация исторических источников. Определение практической значимости проведенного исследования.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ. Семинарское занятие №1 Теория познания как методологическая основа научных исследований Вопросы для обсуждения:
1. Гносеологические и методологические вопросы научного познания. 2. Основные логические законы и нормы научного творчества. 3. Специфика исторического познания. 4. Основные подходы к изучению исторических фактов и явлений.
Семинарское занятие №2 Принципы и методы исторического познания. Вопросы для обсуждения:
1. Основные принципы исторического познания. 2. Общие методы научного познания и их использование в исторических исследованиях. 3. Специальные методы исторического познания.
Практическое занятие №3. Основные этапы научного исследования. Задания к практическому занятию:
1. Обоснуйте актуальность Вашей научной проблемы, ее социальную значимость. 2. Определите цель и сформулируйте задачи Вашего исследования. 3. Определите объект и предмет исследования. 4. Проведите историографический анализ Вашей проблемы. 5. Выберите методы проведения исследования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рамках самостоятельной работы аспирантам и соискателям предлагается выполнить письменные работы по предложенным темам.
1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических явлений. 2. Основные логические законы научного творчества. 3. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. 4. Номотетический и идеографический методы и их место в теории познания. 5. Научная рефлексия в области исторического познания. 6. Школа «Анналов» и развитие социально-исторического познания. 7. Контрфактические исследования как важнейшее направление современного исторического познания. 8. Научная рефлексия в области исторического познания. 9. Методологическое значение принципа историзма в научных исследованиях. 10. Принцип целостности (системности) в историческом познании и его значение. 11. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов. 12. Методологические источники исторического исследования. 13. Критическое осмысление исторических источников.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов/В.В. Краевский-СПб.ГУП, 2001
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |