Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема II . Принципы исторического познания.



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Тема II . Принципы исторического познания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные принципы исторического познания. Принцип историзма. Необходимость изучения состояния исследований в смежных областях знаний при оценке историко-научных фактов. Принцип объективности в исследовании исторических процессов и явлений.

Принцип целостности в историческом познании. Подход к изучению каждого исторического периода или явления как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, детерминирующих их изменения.

Принцип ценностного подхода – выделение идей, положений и явлений в прошлом, имеющих значение для современного этапа развития историко-научных знаний. Современные оценки принципа партийности (классового подхода) как основного принципа исторического познания советской эпохи.

Тема III . Методы исторического познания

 

Метод как совокупность мыслительных приемов или способов изучения истории. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов, выявление общего и особенного для сравнения исходных и конечных положений в исследуемый период.

Хронологический и проблемно-хронологический методы: общее и особенное.

Ретроспективный и перспективный методы. Историко-правовой             (юридический) метод как основа для анализа изменений в нормативно-правовом поле исследуемой проблемы. Метод периодизации, его нацеленность на выделение этапов в развитии исторических процессов.

 

Тема IV . Методология источниковедения.

Гносеологический подход к пониманию исторического источника. Источниковедческое учение А.С. Лаппо-Данилевского. Исторический источник как средство достижения наукой объективно-истинных знаний о прошлом. Исторический источник как продукт деятельности прошлого. Связь исторического источника с эпохой и всеми ее сферами: социально-экономической, политической, духовной. Основные группы источников. Критическое осмысление исторических источников. Систематизация исторических источников. Совершенствование методов и приемов источниковедческого анализа.

Тема V . Основные этапы научного исследования.

Обоснование актуальности избранной темы с точки зрения ее социальной значимости. Формулирование проблемной ситуации. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение степени изученности проблемы. Проведение историографического опыта предшественников и выявление «белых пятен» в исследуемой проблеме. Выбор методов проведения научного исследования. Систематизация исторических источников.

Определение практической значимости проведенного исследования.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.

Семинарское занятие №1

Теория познания как методологическая основа научных исследований

Вопросы для обсуждения:

 

 1. Гносеологические и методологические вопросы научного познания.

 2. Основные логические законы и нормы научного творчества.

 3. Специфика исторического познания.

 4. Основные подходы к изучению исторических фактов и явлений.

 

Семинарское занятие №2

Принципы и методы исторического познания.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Основные принципы исторического познания.

2. Общие методы научного познания и их использование в исторических исследованиях.

3. Специальные методы исторического познания.

 

Практическое занятие №3.

Основные этапы научного исследования.

Задания к практическому занятию:

 

1. Обоснуйте актуальность Вашей научной проблемы, ее социальную значимость.

2. Определите цель и сформулируйте задачи Вашего исследования.

3. Определите объект и предмет исследования.

4. Проведите историографический анализ Вашей проблемы.

5. Выберите методы проведения исследования.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

   В рамках самостоятельной работы аспирантам и соискателям предлагается выполнить письменные работы по предложенным темам.

 

1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических явлений.

2. Основные логические законы научного творчества.

3. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика.

4. Номотетический и идеографический методы и их место в теории познания.

5. Научная рефлексия в области исторического познания.

6. Школа «Анналов» и развитие социально-исторического познания.

7. Контрфактические исследования как важнейшее направление современного исторического познания.

8. Научная рефлексия в области исторического познания.

9. Методологическое значение принципа историзма в научных исследованиях.

10. Принцип целостности (системности) в историческом познании и его значение.

11. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов.

12. Методологические источники исторического исследования.

13. Критическое осмысление исторических источников. 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

 

Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов/В.В. Краевский-СПб.ГУП, 2001



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Тема II . Принципы исторического познания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема II . Принципы исторического познания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)