Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ РОССИИ XX векА

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

очной формы обучения

 

Составители:

С.В. Козловский

П.М. Орехов

Л.В. Смирнова

С.Н. Уваров

 

 

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

УДК 94 (47)

ББК 63.3

    И 82

 

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

    Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2009 г.

Рецензент

Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, доцент

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

 

Составители:

С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

И 82 История России XX века : учебно-методическое пособие / Сост. : С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. –  20 с.

 

 

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении отечественной истории с начала ХХ века: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету, приложения.

    Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.

 

 

УДК 94 (47)

ББК 63.3

 

© Козловский С.В., составление, 2009

© Орехов П.М., составление, 2009

© Смирнова Л.В, составление, 2009

© Уваров С.Н., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………..... Методические рекомендации к изучению дисциплины ..……………….. План семинарских занятий ………………………………………………. Тема 1. Гражданская война .………………………………………………. Тема 2. Курс на строительство социализма в одной стране (конец 1920-х – 1930-е гг.) ………………………………………………... Тема 3. СССР в годы Великой Отечественной войны ………………..… Тематика лекций и их содержание…………………………………..….… Вопросы для самостоятельного изучения и размышления……………… Темы рефератов ...………………………………………………………..... Примерные темы аналитического обзора ……………………………..… Примерные темы историографического обзора ………………………..... Вопросы к зачету ………………………………………………………..… Список рекомендуемой учебной литературы ……………………….….. Интернет-ресурсы по истории России ХХ века ….………….………..… Приложение А………………………………..……………………………. Приложение Б……………………………………………………………….   .…4 .….5 .….7 …..7   …..8 …10 ....11 ....13 ....13 ...15 ...15 ...16 ....16 ....17 …18 ...18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются Учебно-методическое пособие по элективному курсу по истории, который называется «История России. XX век». Он является составным звеном дисциплины «Отечественная история» и, развивая ее, хронологически охватывает период с Октябрьской революции 1917 года до конца ХХ столетия.

Многолетняя практика преподавания истории в Ижевской ГСХА показывает, что изучение событий и процессов последнего столетия нашей страны для студентов оказывается наиболее проблемным. Это и немудрено. XX век в истории нашего Отечества стал наи­более ярким и одновременно самым драматичным, когда многие приоб­ретения и утраты сошлись на ограниченном историческом про­странстве и временном промежутке. Этот век вместил три революции, две мировые войны, ряд экономических скачков, позорные поражения и блестящие победы, разные типы поли­тического устройства (от демократии до тоталита­ризма), превращение во вторую сверхдержаву мира и разрушение страны. На небосклоне ярких личностей сияли звезды ве­личайших ученых, диктаторов, реформаторов и полко­водцев. В бескомпромиссной схватке сталкивались теоретические концепции обще­ственного развития и политические программы, партии и общественные движения, различ­ные модели переустройства российского и мирового сооб­щества.

Проводившаяся модернизация России рубежа XIX-XX вв. до предела усугубила накопленные за многие века противоречия, которые нашли свое разрешение в сломе жизнеустройства российского общества в 1917 году. Крушение монархии, а затем приход к власти большевиков открыли новую страницу не только в нашей, но и в мировой истории. Октябрьская революция 1917 года стала ключевым событием XX столетия. Реализация большевиками собственных представлений о справедливом обществе, где не будет угнетения и эксплуатации, наложилась на чрезвычайные обстоятельства, в которых оказалась страна в целом. Необходимость выстоять в борьбе с агрессивным западным миром, ликвидировать отсталость, ответить на вызовы времени скорректировала стремление построить совершенное общество.

Построенное в результате переплетения вынужденных мер и идеологических воззрений общество получилось далеким от идеала, но раскрепощение энергии миллионных масс позволило в феноменально короткие сроки совершить модернизацию страны, сделать гигантский скачок в развитии промышленности, превратить страну в индустриальную державу и выиграть величайшую по жестокости и жертвам Великую Отечественную войну. После войны был создан второй по значимости в мире научно-индустриальный комплекс, несомненны успехи в обеспечении глобального влияния, СССР превратился в образец для многих государств и народов. Однако как заложенные в советский строй недостатки, так и воздействие противников по «холодной войне» разрушили Советский Союз, а реформы 1990-х гг. поставили уже вопрос о выживании самой России.

Колоссальная амплитуда, невиданная противоречивость развития обусловили и двойственность оценок недавнего прошлого. Насколько российская (советская) история XX века была богата переменами, настолько историография, посвященная этому столетию, была изменчива. Каждый очередной поворот политики, смена власти отзывались новыми «открытиями», волной «разоблачений» и переписыванием учебников. Между тем потребность в объективном взгляде на историю страны в последний  период ощущается все более настоятельно. Крутые и поворотные годы, когда происходит явная и скрытая борьба различных тенденций и стоящих за ними социальных и политических сил, вызывают необходимость критического переосмысления прошлого. В такие годы история в наибольшей степени должна выполнять свою основную функцию – роль социальной памяти общества. В ней общество ищет для себя нужные ему социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения и т.д. Кризисная ситуация, в которой мы все находимся, заставляет искать в прошлом корни многих проблем, ошибок и трудностей, существующих противоречий.

Надеемся, что изучение истории России ХХ века окажется для вас, уважаемые студенты 1-го курса, полезным и увлекательным, в чем поможет настоящее пособие.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного изучения курса. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Проведение занятий по курсувключает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний  (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является зачет.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Учебная программа курса в основном построена на хронологическо-проблемном принципе: план семинарских занятий состоит из трех тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России с учетом регионального компонента. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.

После вопросов каждой темы следуют списки дат, терминов и исторических деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, которые выполняются в факультативном порядке.

Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников, рекомендованных на страницах 16-17, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит лишь некоторые ссылки на электронные версии).

Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Темы исследований и рекомендации к их выполнению – в отдельной главе пособия, которое называется «Отечественная история, политология, социология: методические рекомендации к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе студентов». Возможно предложить свою тему, но ее необходимо согласовать с преподавателем.

Отдельно представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в отдельном пособии под пунктом №7 рекомендуемой учебной литературы).

В отдельном разделе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме реферата или обзора на оценку.

В конце данного методического пособия два приложения. Первое приложение представляет форму таблиц, которые в обязательном порядке самостоятельно заполняется студентами с использованием учебной литературы. Второе приложение содержит часто употребляемые аббревиатуры, которые вызывают затруднения у студентов, и их расшифровку.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)