ТЕМА 3. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1. СССР в Великой Отечественной войне: причины, этапы боевых действий. 2. Советский тыл в годы войны. 3. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн: геополитические изменения и новый баланс сил. Доклады: 1. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. 2. Партизанское движение. 3. Причины и цена победы. 4. Консолидация советского общества в годы войны.
Термины: блокада, коалиция, коренной переворот, ленд-лиз, оккупация, Отечественная война, советско-германский пакт.
Исторические деятели: Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, В.М. Молотов, А.М. Василевский, Н.Ф. Гастелло, З.А. Космодемьянская, А.М. Матросов, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн.
Даты: 23 августа 1939 г., 1 сентября 1939 г., ноябрь 1939 г. – март 1940 г., 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г., 5-6 декабря 1941 г., июль 1942 г. – февраль 1943 г., июль-август 1943 г., ноябрь-декабрь 1943 г., 1941-1944 гг., ноябрь 1945 г., июль-август 1945 г. Литература: 1. Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – №1. 2. Волков, В.Н. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941 года) / В.Н. Волков // Вопросы истории. – 2003. – № 6. 3. Вспоминая Великую Отечественную // Отечественная история. – 2006. – №3. 4. Зверев, Б.И. Оружие – фронту / Б.И. Зверев // Отечественная история. – 1995. – №3. 5. К 60-летию Победы над фашизмом // Отечественная история. – 2005. – №2. 6. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы / С.Г. Кара-Мурза. – М., 2002. 7. Квицинский, Ю. А если бы победил Гитлер? / Ю. Квицинский // Советская Россия. – 2004. – №166. 8. Медведев, Ж.А. План «Барбаросса» / Ж.А. Медведев, Р.А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. – № 6. 9. Наджафов, Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия / Д.Г. Наджафов // Вопросы истории. – 2006. – №12. 10. Падерин, А.А. Народ-победитель должен знать правду о войне / А.А. Падерин // Отечественная история. – 2000. – № 3. 11. Случ, С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 г. и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну / С.З. Случ // Отечественная история. – 2000. – №5-6. 12. Смирнова, Л.В. Страницы истории: Советская страна в 30-40-е годы ХХ века (60-летию Великой Победы посвящается) / Л.В. Смирнова. – Ижевск, 2005. 13. Уткин, А.И. Вторая мировая война / А.И. Уткин. – М., 2003. 14. Шибановские чтения: материалы заоч. вуз. науч.-практ. конференции, посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне / Под общ. ред. В.С. Сорокиной. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2005. – Вып. 3. – 118 с.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Первые преобразования советской власти. «Триумфальное шествие советской власти». Первые мероприятия советской власти. Экономическая программа большевиков. «Красногвардейская атака на капитал». Национализация. Начало формирования однопартийной политической системы.
Формирование и сущность советского строя. Национально-государственное строительство и образование СССР. Особенности советской политической системы. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Возвышение И.В. Сталина. Сращивание партийных и государственных структур. Ужесточение политического режима. Особенности советской экономической системы.
Новая экономическая политика. Политический и экономический кризис начала 20-х гг. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность НЭПа. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Кризисы новой экономической политики и ее свертывание.
4. СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939-1941 гг. Тоталитаризм в Европе и СССР. Массовые репрессии 1937-1938 гг. СССР в условиях начала Второй мировой войны. Подготовка СССР к войне. Внутренняя политика и экономическое развитие.
Проблемы послевоенного развития СССР. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз.
Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель». Преобразования в социально-экономической сфере при Н.С. Хрущеве и их противоречия. Внешняя политика СССР в 1950-1960-е гг. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. «Оттепель» в духовной сфере.
Нарастание кризисных явлений в СССР в середине 1960-1980-х гг. Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Теневая экономика в СССР. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.
Перестройка 1985-1991 гг. Причины и предпосылки перестройки. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Ю.В. Андропов и попытки консервативной модернизации. Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Предпосылки и причины распада СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Россия в 1990-е гг. Изменения экономического и политического строя. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Приватизация. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 гг. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Октябрьская революция и её ближайшие последствия. 2. Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в чрезвычайных условиях и модернизировать страну, превратив ее во вторую сверхдержаву в мире? 3. Индустриализация России при С.Ю. Витте и при И.В. Сталине: сходство и различия. 4. Покажите взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века). 5. Особенности советской политической системы. 6. Покажите достоинства и недостатки советского строя. 7. Охарактеризуйте основные точки зрения на правление И.В. Сталина. 8. Был ли социализм реальностью в СССР? Приведите аргументы. 9. Историография Великой Отечественной войны. В чем отличия оценок причин, содержания, итогов Второй мировой войны между отечественными и зарубежными историками? 10. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и Сталине. 11. Отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях распада СССР. 12. Приватизация в России в 1990-е гг.: причины, сущность, цели, этапы, ошибки проведения, результаты. 13. Почему СССР проиграл «холодную войну»? В чем причины нарастания кризисных явлений в СССР в 70-80-х гг. XX века? Какова роль советской элиты в этих процессах? 14. Сравните два периода истории России: конца XVI – начала XVII века и конца XX века. Почему и тот, и другой называют Смутой? 15. Какова роль ХХ века в мировой и российской истории?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Влияние Брестского мирного договора на развитие страны. 2. Утверждение однопартийной политической системы. 3. «Философский пароход» и судьба российской интеллигенции. 4. Большевики и церковь. 5. Возвышение И.В. Сталина. 6. Культура и ее взаимоотношения с большевистской властью. 7. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. 8. Экономические основы советского политического режима. 9. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. 10. Причины и цена победы в Великой Отечественной войне. 11. Роль деятелей культуры в победе в Великой Отечественной войне. 12. СССР – вторая сверхдержава мира. 13. «Демократический импульс» Великой Отечественной войны. 14. Распад антигитлеровской коалиции после Второй мировой войны. 15. Ликвидация атомной монополии США. 16. Создание социалистического лагеря. 17. Корейская война 1950-1953 гг. и Советский Союз. 18. Первое послесталинское десятилетие: реформаторские поиски в советском руководстве. 19. «Оттепель» в духовной сфере. 20. Значение XX и XXII съездов КПСС. 21. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 года. 22. Диссидентство: истоки идей и вклад в развитие советской культуры. 23. Энергетическая система СССР-России (история и современность). 24. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. 25. Продовольственная программа 1982 года. 26. Власть и общество в первой половине 80-х гг. 27. Причины всестороннего реформирования системы в 1985 году. 28. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. 29. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. 30. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. 31. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х годов. 32. Конституционный кризис в России 1993 года и демонтаж системы власти Советов. 33. Социальная цена и первые результаты реформ. 34. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг. 35. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. 36. Аграрная реформа в России в 1990-е гг. 37. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |