Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа



2020-02-04 285 Обсуждений (0)
Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология и методика научного анализа

 

 

методические указания по изучению дисциплины

для аспирантов

 

 

                                                 

Хабаровск 2008

 

ББК 20.1

М 545

 

 

 

Составитель:

Шиян Виктор Никитович - канд. филос. наук, профессор кафедры

                                             философии и политологии;

Рецензент:

Дядя Николай Павлович - канд. филос. наук, доцент

                                            кафедры философии и политологии.

 

 

    Методические указания по изучению учебной дисциплины «Методология и методика научного анализа» подготовлены на кафедре философии и политологии Дальневосточной академии государственной службы для аспирантов всех специальностей. Они включают учебную программу курса, тематический план, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы аспирантов, формы контроля и список литературы.

 

Рекомендовано к изданию редакционно – издательским советом ДВАГС

 

 

                                      © Дальневосточная академия

                                                     государственной службы, 2008 г.

                                                          © Шиян В.Н., 2008 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                      

  

1. 1. Цели и задачи учебной дисциплины................................................ 4
2. 2. Учебная программа…..……………………………………………… 5
3. 3. Структура учебной дисциплины…………………………………… 8
4. 4. Учебно–тематический план…………………………………………. 9
5. 5. Планы практических занятий……………………………………….. 10
6. 6. Самостоятельная работа…………………………………………….. 13
7. 7. Контроль знаний…………………………………………………….. 15
8. 8. Перечень рекомендуемой литературы...……………………………. 17

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Методология и методика научного анализа» являетсясформировать у аспирантов знания и умения, предусмотренные учебными планами аспирантуры и позволяющие им успешно вести научно – исследовательскую деятельность.

В области методологии и методики научного анализа научный работник должен знать:

· особенности современной методологии как элемента духовной культуры;

· основные этапы развития методологии в истории науки;

· структуру методологии как специфической сферы духовной деятельности;

· закономерности развития и функционирования методологии;

· функции методологии в системе науки;

· содержание и процедуры применения методов научного анализа;

· формы научного знания;

· методику научного анализа.

В соответствии с содержанием образовательной программы курса «Методология и методика научного анализа» (дидактических единиц) специалист в области научно – исследовательской деятельностидолжен знать и уметьвыражать знания вследующих областях: методология, научная методология, функции методологии, структура научного исследования, субъект исследования, объект научного анализа, предмет научного анализа, средства научного исследования, принципы научного анализа, методы научного анализа, критерии научного анализа, научный стиль исследования, формы научного исследования, методика научного исследования, специфика социально – гуманитарной методологии и методики научного анализа. 

На основе изучения курса «Методология и методика научного анализа» и самостоятельной работы аспирант (соискатель) должен приобрести опыт и овладеть умением практического применения методологии научного познания.

При овладении знаниями и умениями по «Методологии и методике научного анализа» должна обеспечиваться интеграция с другими дисциплинами и курсами, ведущими подготовку аспирантов в области методологии и методики научного исследования: философии, педагогики, информатики, психологии и др.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Место и роль методологии в системе исследования

Понятие методологии, функции методологии, место методологии в системе исследования, уровни методологии, структура методологии, субъект исследования, объект исследования, предмет исследования, средства научного исследования, связь методологии с другими элементами системы познания, уровни методологии: общая методология, философская методология, методология науки, методология отдельных областей знания (естественных, техническим, социально – гуманитарных), методологические подходы и методологические установки. 

Тема 2. Закономерности развития и функционирования методологии

Закономерности развития и функционирования методологии как формы духовнойдеятельности. Зависимость методологии от уровня развития общественных отношений и от общественных потребностей. Исторический характер методологии. Активность методологи. Относительная самостоятельность развития отдельных направлений методологии. Неоднородность методологической среды.

Дифференциация и интеграция процессов развития методологии. Преемственность и новаторство в развитии методологии. Количественные и качественные изменения методологии. Системность методологических исследований. Репертуарный характер методологических практик. Номотетические и идеографические методы, их взаимосвязь.

Методологическая культура: черты, факторы ее формирования.

 

Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа

Черты методологии научного анализа: систематичность, планомерность, аргументированность, проверяемость и воспроизводимость результатов, точность, рациональность, ориентация на достижение объективности знания, профессионализм, наличие научных критериев оценки результатов познания. Творческий и критический характер научной методологии. Селективность научного анализа.

    Факторы методологии научного подхода к исследованию: профессиональная подготовка, специализация, задатки и способности исследователя, социальная среда, личностные психологические ориентации и установки.

    Функции научной методологии: обеспечение управляемости исследовательского процесса: упорядоченность исследовательского процесса, прогнозируемость и предсказательность результатов (методологическая эвристика), эффективность и оптимизация исследования. 

Научная методология и прогресс общества. Взаимосвязь научной методология и идеологии.



2020-02-04 285 Обсуждений (0)
Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)