Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции инновационного менеджмента



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Сущность и функции инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методическое пособие

 

 

                                                                  

 

 

Томск – 2011

                                                                

 

 

Методические материалы предназначены для оказания помощи слушателям Высшей школы бизнеса ТГУ в изучении проблем инновационного менеджмента. Разработаны в соответствии с программой курса «Инновационный менеджмент». Содержат в концентрированном виде ключевые понятия, информационный материал по основным темам курса, список литературы.

 

             Составитель:  кандидат экономических наук, доцент

                                                  Н.П.Макашева

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                                4

 

Глава 1. Сущность и функции инновационного менеджмента                                      5

 

Глава 2. Роль инноваций в экономическом развитии                                                     9

 

Глава 3. Технологические уклады                                                                                     16

 

Глава 4. Понятие и виды инноваций                                                                                19

 

Глава 5. Содержание и основные этапы инновационного процесса                                 22

 

Глава 6. Инновационная сфера                                                                                               25

 

Глава 7. Организация и управление инновационной деятельностью предприятий   27

 

Глава 8. Риски инновационной деятельности                                                                  31

 

Глава 9. Государственная инновационная политика                                                            35

 

 

Краткие сведения об авторах теорий инновационного менеджмента                           37                          

 

Литература по курсу «Инновационный менеджмент»                                                   39

 

Приложения                                                                                                                          41

 

 

Введение

 

Эффективное развитие современного предприятия требует, чтобы первостепенное значение в его производственно-хозяйственной деятельности уделялось сохранению и непрерывному обновлению производственно-экономического потенциала, технической новизне и качеству продукции, сокращению времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг, постоянному совершенствованию потребительских свойств продукции на всем протяжении ее жизненного цикла. Изучение этих проблем составляет основу курса «Инновационный менеджмент».

Целью курса является изучение актуальных для современного менеджера проблем в сфере инновационной деятельности, знакомство с достижениями мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами.

Курс охватывает важнейшие темы современного инновационного менеджмента: формы инновационного предпринимательства, систему государственной поддержки инноваций, источники и способы финансирования инновационной деятельности, особенности налогового стимулирования, организацию инновационной деятельности на предприятии, оценку инновационных проектов, управление инновационными рисками. В рамках курса предусмотрены также практические занятия, призванные привить студентам практические навыки реализации полученных знаний.

Основная задача курса:        

через передачу систематизированных знаний об инновационном менеджменте сформировать у слушателей целостное представление о механизмах управления инновационными процессами; создать основу для самостоятельного изучения и владения механизмами управления инновационными процессами, что должно способствовать сознательному          и целеустремленному  приобретению  новых  знаний  и профессиональному росту.

В рамках этой задачи предусматривается:

• ознакомить слушателей с методами и способами управленческого воздействия в системе  инновационного менеджмента;

• на основе анализа конкретных ситуаций научить принимать обоснованные управленческие решения.

 

Методические материалы предназначены для оказания помощи в изучении лекционного материала, подготовке к практическим занятиям, семинарам, сдаче промежуточных контрольных заданий и итогового экзамена.

 

Глава 1

Сущность и функции инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент является самостоятельной областью экономической науки и профессиональной деятельности, направленной на создание и обеспечение достижения всякой организационной структурой инновационных целей с помощью целесообразного приложения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Цели, характер и содержание инновационной деятельности оп­ределяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов.

Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновацион­ным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.

Объектом инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех областях народного хозяйства.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать в следующих аспектах: как наука и искусство управления инновациями; вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; аппарат управления инновациями.

             

 

Рис.1 Аспекты инновационного менеджмента

Сущность инновационного менеджментаможет быть отражена в виде следующей схемы:

 

 


Рис. 2 Схема инновационного менеджмента

Сущность и содержание инновационного менеджмента определяются составом функций, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. Система функций инновационного менеджмента включает основные (предметные) и обеспечивающие функции. Предметные функции – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Они отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Обеспечивающие функции способствуют эффективному осуществлению предметных функций, включают социально-психологические и технологические, или процессуальные функции менеджмента.

 

Рис. 3. Система функций инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент представляет собой иерархически сложную, многоуровневую, многокомпозиционную систему. Вход, выход и внешняя среда являются внешним окружением системы. Входные параметры системы — это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки. Выход­ные параметры представляют новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников. Внутренняя микросреда инновационного менеджмента — это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда фирмы.

Рис. 4. Система инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности.

В современном инновационном менеджменте выделяют два уровня. Первый уровень – стратегический - концентрирует усилия на разработке страте­гий инновационного развития, социально-организационных изме­нений. Второй уровень носит функциональный прикладной харак­тер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки прак­тических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические систе­мы, на продуктовые и финансовые потоки.

Таблица 1 - Виды и функции инновационного менеджмента

 

 

Функции

Инновационного

Менеджмента



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Сущность и функции инновационного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и функции инновационного менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)