Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанр романа-реки в литературе натурализма



2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Жанр романа-реки в литературе натурализма 0.00 из 5.00 0 оценок




Устойчивая традиция «романа-реки» — по распространенному во Франции наименованию, — т. е. традиция многотомного романа, является одним из очевидных подтверждений связи литературы XX в. с реализмом и романтизмом XIX в. Самым значительным явлением прозы конца века был 20-томный роман Золя «Ругон-Маккары», создававшийся в прямой зависимости от «Человеческой комедии» Бальзака.

Термин был впервые использован Роменом Ролланом в 1908 году для характеристики своего цикла романов «Жан-Кристоф». Во французском литературоведении классическими примерами считаются также « Человеческая комедия » Бальзака и «Ругон-Маккары» Золя. В натуралистическом романе-реке нет чёткой интриги, автор старается наиболее полно и объективно описать жизнь героев.
Впрочем, именно французскому натуралисту легче всего было в колее реализма оказаться, поскольку натурализм представляется крайней степенью существенных его качеств. И Бальзак исходил из сравнения человечества с животным миром, опирался на естествоиспытателей — правда, положил в основу своей эстетики понимание человека как существа социального, исторического в первую очередь. И Флобер полагал, что следует «только описывать», бесстрастно изучая «мир цвета плесени». Ученик Флобера Ги де Мопассан тоже повторял, что писатель «лишь наблюдает» и что «факты говорят сами за себя». К такому выводу подводил писателей процесс превращения «Робеспьеров в лавочников», в «антигероев», в «мужчин-проститутрк», наподобие «антигероя» романа Мопассана «Милый друг» (1885).

Признаком современного романа Золя считал появление вместо «героев» (какими они были у Бальзака) обыкновенных, рядовых персонажей, не возвышающихся над средой, прикованных к этой среде как следствие к причине. Детерминизм доминировал, человек терял свою автономность и самостоятельность. После Флобера, по словам Золя, восхищавшегося автором «Госпожи Бовари», роман в традиционном понимании себя изжил, уступив место «исследованию», «этюду», «заметкам о жизни», без привычных «выдумок», без интриги и сюжета. Возвращение к Бальзаку ни в коей мере не было повторением пройденного. Оно означало трансформацию натурализма на уровне метода Бальзака, вследствие чего возник уникальный «реалистический натурализм» или же «натуралистический реализм» Эмиля Золя.

3.2. Цикл Э. Золя "Ругон-Маккары"

Первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. Золя это сделал намеренно, чтобы читатель с первого и до последнего романа мог проследить все многочисленные линии семейства Ругон-Маккаров и без труда разобраться в родстве героев.

События романа «Карьера Ругонов» продолжаются всего-навсего в течение нескольких дней, но каждому персонажу в момент исторического катаклизма предстоит сделать свой гражданский выбор. Мастерство писателя сказалось в том, что политический переворот он воспроизводит в отраженном свете. Плассан находится далеко от Парижа, известия приходят сюда с опозданием, а порой и в искаженном свете. Семейка Ругонов с напряжением следит за событиями в столице, дабы не опоздать зачислить себя в ряды союзников Бонапарта и его партии. Но в романе есть и борцы против узурпатора власти.

Эмиль Золя делает в «Карьере Ругонов» проницательное умозаключение, замечая, что в момент, когда общество вступает в новую историческую стадию, опорой режима становятся те деклассированные силы, которые не могли ничего добиться на предыдущем историческом этапе. Ими движет ненависть к тому общественному порядку, который не позволил им выбиться в люди.

«Карьера Ругонов» — это и история возникновения семьи, та первоначальная комбинация наследственных качеств, которые дадут потом такое многообразие вариантов во всех потомках. Начинается она с Аделаиды Фук, дочери плассанского огородника, который умер в сумасшедшем доме. С юности Аделаида отличается бледностью, болезненностью, странными манерами и поступками. С возрастом у нее начнутся нервные припадки, и хотя проживет она больше 100 лет, в старости практически потеряет рассудок. Аделаида передает своим потомкам слабость, неустойчивость нервной системы. Однако последствия этого могут быть разные: «истерия или энтузиазм, слабоумие или священное безумие». Если у одних героев это ведет к деградации, нравственной гибели, то у других превращается в склонность к экзальтации, возвышенным чувствам, в стремление к идеалу.

Аделаида выходит замуж за батрака Ругона. Золя мало говорит о нем, но, судя по его потомкам, Ругон-старший обладает цепкостью, устойчивостью, стремлением к прочному положению. После его смерти в жизни Аделаиды появляется первая и единственная любовь — к пьянице и бродяге контрабандисту Маккару. От него потомки наследуют любовь к переменам, эгоизм, нежелание и невозможность чем-нибудь серьезно заниматься и пьянство. Потомки Пьера Ругона, единственного законного сына Аделаиды, — преуспевающие дельцы; потомки Маккара — алкоголики, преступники, безумцы или творческие люди. Но и тех, и других объединяет одно: стремление любой ценой подняться вверх, непомерные амбиции, эгоизм, тяга к наслаждению. По мысли Золя, такие герои как нельзя лучше соответствуют своей эпохе.

Самым удачливым в семье Ругонов стал старший сын Эжен, карьере которого посвящен роман «Его превосходительство Эжен Ругон» (1875). Ловко компрометируя и устраняя противников, он проникает в правительственные круги, избирается депутатом, назначается министром внутренних дел, борется с прессой, становится опорой самого императора.

Среднему сыну Пьера Паскалю Ругону - Золя отводит роль исследователя и летописца всего семейства. Именно Паскаль, скрупулезно изучив клан Ругон-Маккаров, делает вывод о всесильной власти наследственности, о биологической обреченности всех потомков плассанской огородницы. Врач и ученый, к которому Золя относится с заметной симпатией, он выступает главным героем романа «Доктор Паскаль» (1893).

Давид Ругон, дабы замаскировать близость к брату-министру, взял себе фамилию Саккар. Уже в самом звучании ее слышится хруст ассигнаций. «Да, с таким именем либо на каторгу попадешь, либо наживешь миллионы», - сказано по этому поводу в «Добыче». Давиду удалось избежать возмездия за спекуляции. Главный герой романов «Добыча» (1871) и «Деньги» (1891) Давид Саккар испытывает алчное вожделение к деньгам. Создав фальшивую компанию, выпустив подложные акции, выстроив некое подобие пирамиды, он сумел прикарманить грандиозное состояние. Прототипом Давида Саккара послужил банкир Ротшильд.

История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III. В романе «Западня» есть весьма примечательный эпизод. Когда Жервеза выходила замуж за кровельщика Купо, свадебная процессия, пережидая ливень, невзначай забрела в Лувр и шумной компанией прошлась по всем залам. Лувр ошеломляет их роскошью и несметным количеством картин. Проходя мимо обнаженных героинь мифов и легенд, гости, как замечает Золя, «искоса поглядывали на голых женщин и хихикали, подталкивая друг друга локтями». Над невежеством случайных посетителей потешаются художники, копирующие луврские шедевры. Дождь кончился, и подуставшие гости заспешили в трактир, где был заказан свадебный ужин. Вот и весь вставной эпизод, который как будто бы и не имеет никакого отношения к основному сюжету. Но на самом деле автор «Ругон-Маккаров», соединяя разрозненные фрагменты, никогда не забывает о том, что мозаика образует целостную картину. У невежественной прачки растет сын Клод, которому суждено стать гениальным художником. Над его необычными картинами сначала будут потешаться знатоки, потом его создания будут признаны шедеврами и повесят в Лувре.

«Западня» вышла в свет в 1877 г., имела большой успех и выдержала несколько переизданий.

Героиня романа — Жервеза Маккар, внучка Аделаиды. Мы уже встречались с ней в «Карьере Ругоиов». Отец Жервезы Антуан пошел в отцовскую породу: как и контрабандист Маккар, он алкоголик, бездельник и эгоист. От безрадостной жизни начинает пить и мать Жервезы. И сама она, совсем еще ребенок, частенько составляет матери компанию. Подобно многим девушкам из этой среды, она рано вступает во взрослую жизнь. У нее, совсем еще юной, уже три сына. Вместе со своим любовником Лантье она уезжает в Париж, где тот ее бросает.

Жервеза — честная, работящая, добросовестная, любящая мать. Ее единственная мечта — «жить чисто», не так, как родители. Она выходит замуж за кровельщика Купо, но ее мечтам не суждено сбыться. После несчастного случая — падения с крыши и увечья — Купо начинает пить. Жервезе не под силу одной справиться со свалившимися на нее несчастьями. Постепенно, незаметно для себя самой она опускается; безобидная рюмочка превращается в постоянное пьянство. Всеми брошенная, потерявшая человеческий облик, Жервеза умирает в грязном углу, и никто даже не вспоминает о ней.

Что же погубило Жервезу — наследственность или жизненные обстоятельства? Для Золя судьбу человека определяет взаимодействие этих факторов. Героиня лишена прочных нравственных устоев, ее кровь отравлена алкоголем, а тяжкая, не оставляющая никаких надежд жизнь парижской бедноты подталкивает к гибели не только Жервезу, но и других героев «Западни».

От «Западни» идут, как расходящиеся лучи, четыре романа («Жерминаль», «Творчество», «Человек-зверь», «Нана»). В центре каждого из них — судьба детей Жервезы, трех сыновей от Лантье и дочери от Купо.

Герой романа «Жерминаль» (1885) — Этьен Лантье. Этот роман продолжает тему бедственного положения народа, дополняя и развивая картину, нарисованную в «Западне». Этьен — руководитель восстания рабочих на шахте Money. Наследственные качества Этьена — его одержимость идеей справедливости и страх перед алкоголем. Выпив даже глоток, он снособен на любой необузданный поступок, вплоть до убийства. Но в центре внимания Золя — не столько судьба Этьена, сколько описание тяжелого труда шахтеров и стремление дать социальный прогноз. В 1880-е гг. начинается новый подъем рабочего движения, на многих шахтах Франции происходят забастовки. Согласно своему методу, Золя подробно изучил все обстоятельства шахтерских выступлений, условия труда и оплаты шахтеров, их быт. Основной конфликт романа — борьба шахтеров и акционерной компании; его события отнесены к эпохе Второй империи.

С позиций натурализма, Золя даёт весьма детализированное описание жизни городов и сельских общин, а также различного вида предприятий. Например, в романе Чрево Парижа подробно описана структура городского рынка того времени. Также романы описывают события франко-прусской войны 1870 года. Стоит отметить, что серия была начата автором после падения Наполеона III .



2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Жанр романа-реки в литературе натурализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанр романа-реки в литературе натурализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)