Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Замысел и структура цикла



2020-02-04 815 Обсуждений (0)
Замысел и структура цикла 0.00 из 5.00 0 оценок




Наблюдая жизнь Второй империи, Золя с каждым годом все энергичнее высказывает свое отрицательное отношение к ее политическим порядкам. Его публицистические выступления этого времени свидетельствуют о симпатиях к республике, о желании скорейшего изменения государственного строя Франции. Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары».

Как писатель аналитического склада Эмиль Золя едва ли не первым заметил и в своих романах раскрыл связь главных взаимодействующих сил, составляющих первооснову буржуазного общества: политики, прессы, финансов. Он ставил в зависимость от них многочисленное семейство Ругон-Маккаров, одни представители которого преуспевают на этих поприщах, другие этими же силами вытолкнуты из жизненной колеи.

С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи, отражающих, по его замыслу, целую эпоху современной ему жизни. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, неизбежно встающих перед каждым художником, - вопросов об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности. Золя подошел к их решению чрезвычайно серьезно, изучил труды по биологии, физиологии и истории и создал свою «теорию научного романа», выступив в качестве идеолога и практика складывающейся литературной школы. Его сборники статей «натурализм в театре», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и «Литературные документы» стали литературными манифестами натурализма.

Необходимость многотомной эпопеи диктовалась прежде всего тем, что один роман, во-первых, не мог вместить в себя почти двадцатилетнюю историю существования Второй империи (1852—1870), а во-вторых - жизнь нескольких поколений многочисленной семьи. Обобщением идей Золя стала его известная формула из предисловия к циклу: «Ругон-Маккары» — естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Эта формула иллюстрирует известную теорию Тэна о трех факторах («раса», «среда», «момент»).

Подобно тому как наука стремилась к систематизации, универсальности концепции, Золя ставит перед собой задачу охватить все сферы действительности в их взаимосвязи, понять движущие силы общественного развития, его направления и этапы, его цель.

В «Ругон-Маккарах» нашли отражение столица и провинция, мир и война, прогресс и реакция, общественная и частная жизнь, жизнь природы. Перед нами проходят все сферы человеческого бытия: любовь, политика, экономика, религия. Члены семейства Ругонов и Маккаров проникают во все социальные слои и группы тогдашней эпохи. Золя подробно, последовательно и живописно изображает буржуазию, правительственные круги, шахтеров, парижскую бедноту, мир искусства, церковников, военных, банкиров, крестьян, ученых, продажных женщин, аристократию.

Цикл «Ругон-Маккары» имеет четкую структуру. Первый роман, «Карьера Ругонов» (1877), должен был выявить направление всего повествования, его как социальный, так и физиологический аспект. «Карьера Ругонов» — это роман об установлении режима Второй империи и о корнях семейства Ругонов и Маккаров.

Эпоху Второй империи Золя называл «необычайной эпохой безумия и позора». Государственный переворот Наполеона III изображается в романе опосредованно. События в косном, застывшем, далеком от политики провинциальном Плассане показаны как жестокая схватка между честолюбивыми и корыстными интересами местных хозяев жизни и простым людом и ничем не отличаются от того, что происходит в 1850— 1860-е гг. во всей Франции.

Цикл «Ругон-Маккары» имеет тщательно продуманную и хорошо организованную структуру. В какой-то мере Золя ориентировался на «Человеческую комедию» Бальзака. У него тоже есть герои, переходящие из романа в роман. «Карьера Ругонов» кажется чем-то вроде сцены, на которой дебютирует большинство главных персонажей последующих романов. У Золя свои, специфические принципы циклообразования, связанные с его общей философской концепцией. Все части цикла пронизаны единым замыслом, в первом романе читатель находит завязку двух главных линий, семейной и социальной, развязка которых завершает цикл в двух последних произведениях. Внутри цикла романы располагаются по контрастному принципу: после безнадежно мрачной «Западни» идет лирическая «Страница любви», после плотской «Земли» — тоже лирический и даже мистический роман «Мечта».

Золя широко использует систему лейтмотивов. Лейтмотивы крови и золота, внешнего блеска и близящейся катастрофы, жизни и смерти пронизывают весь цикл. Часто прибегает он и к символическим сценам. Это финальные эпизоды романов «Нана» и «Человек-зверь», сцена кормления собак в «Добыче», уход Этьена Лантье с шахты в «Жерминале», описание кабака в «Западне», рождение ребенка в «Радости жизни» и многое другое. Во всех романах цикла Золя в подробнейших, живописных, колоритных картинах Центрального рынка («Чрево Парижа»), универсального магазина («Дамское счастье»), весенней природы («Проступок аббата Муре»), Парижа («Страница любви», «Творчество», «Западня») передает не только среду, окружающую героев, но дает читателю почувствовать цвет, запах, вкус эпохи Второй империи, большого города, вечно обновляющейся жизни. Может быть, не все романы цикла равноценны, но каждый из них занимает свое место в общей панораме цикла «Ругон-Маккары».

Огромную популярность Золя принесло его участие в деле Дрейфуса. Узнав о несправедливом и бездоказательном осуждении военным трибуналом офицера Генерального штаба Дрейфуса, Золя публикует в газете «Орор» свое знаменитое письмо «Я обвиняю», в котором история Дрейфуса представлена как символ беззакония, творившегося в Третьей республике руками власти. После судебного процесса и сурового приговора Золя был вынужден на несколько лет покинуть Францию и обосноваться в Англии.

 



2020-02-04 815 Обсуждений (0)
Замысел и структура цикла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Замысел и структура цикла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)