Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетизм» в английской литературе. Творчество О. Уайльда. Проблематика романа Уайльда «Портрет Дориана Грея».



2020-02-04 523 Обсуждений (0)
Эстетизм» в английской литературе. Творчество О. Уайльда. Проблематика романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература неоромантизма. Виды английского неоромантизма.

Неоромантизм на рубеже XIX – XX веков

Представители:

• Р. Киплинг

• О. Генри (Уильям Портер)

• Дж. Лондон

• А Конан-Дойл

• Р.Л. Стивенсон

Неоромантизм возник па основе неприятия буржуазной действительности. Писатели-неоромантики (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад) в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, отвергали реалистическую правдивость изображения жизни.

В основе их творчества лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшествен­ников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, «открытие» героя в обыкновенном человеке.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как

человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное.

Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство, по мнению неоромантиков, не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.

Роберт Луис Стивенсон (1850-1894)– романист, поэт, новеллист, драматург, критик. В его творчестве неоромантические принципы получили наиболее полное и последовательное воплощение. Лучшая часть его художественного наследия – романы «Остров Сокровищ», «Владетель Баллантрэ», повести «Дом на дюнах», «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», новеллы и поэзия. Герои Стивенсона – это, как правило, юноши, только вступающие в жизнь и воспринимающие окружающий мир с удивлением и радостью.

Наивность и душевная чистота героев Стивенсона не только позволяют им увидеть красоту жизни, но и всегда вознаграждаются автором: герои обретают своих возлюбленных («Катриона», «Черная стрела»), находят сокровища («Остров сокровищ»). Произведения Стивенсона утверждают оптимистическое стремление к торжеству высоких нравственных идеалов. Стиль писателя лаконичен и красочен. В поэзии опирается на нац. фольклор, традиции. Утверждает неоромантическую эстетику, активно борется с пессимистическими тенденциями в лит-ре, защищает худ. наследие классич. лит-ры. (1857-1924).

Д.Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский) – романист, новеллист. Долгое время служил в англ. торг, флоте. Культ моря и парусных судов. Как неоромантик, Конрад изображает сильных, мужественных людей, способных жить полной жизнью, чувствовать ответственность за других людей, понимать низменность и ограниченность современного им буржуазного общества.

Произведения часто строятся на нравственных конфликтах, проявляется тонкий психологизм автора. Тонкий и красочный стиль повествования. Морские пейзажи полны и разнообразно передают жизнь моря, обладают силой худ. воздействия. Лучшие произведения Конрада – романы «Негр с «Нарцисса», «Лорд Джим», «На взгляд Запада», «Победа», повесть «Сердце тьмы».

Артур Конан Доил (1859-1930). Новеллист, романист, поэт, публицист, драматург. Известность Конан Доила связана, в первую очередь, с его детективными произведениями о Шерлоке Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей». «Возвращение Шерлока Холмса», «Случаи из судебной практики Шерлока Холмса». Достоин­ство этих книг – в стремлении утвердить идею справедливости. Герой Конан Доила пытается исправить пороки общества, с которыми не способны бороться официальные власти.

В то же время Холмс свято верит в незыблемость Британской империи и всегда готов прийти на помощь правительству. Умение писателя создать атмосферу тайны, показать силу человеческого разума, его душевное благородство ярко воплощены в произведениях о Шерлоке Холмсе. Конан Дойлу принадлежит и ряд исторических романов: «Родни Стоун», «Белый отряд». Большой популярностью пользуются научно-фантастические произведения: «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна».

Редьярд Киплинг (1865-1936) – английский писатель, поэт, новеллист. Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей» «Ким» (Kim), а также многочисленные стихотворения. В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Неоромантическая тенденция проявляется у Р. Киплинга и в выборе им своего героя, в личности которого писателем как бы утверждается единство обыденного и возвышенного, его мечтаний и той реальности, в которой он находится, а нередко в противопоставлении идеального и реального в жизни. Герой Р. Киплинга нередко находится и существует на стыке конкретно-бытового и экзотического, порой даже фантастического, и при этом он существует в этом мире вполне органично.

У Р. Киплинга преобладают два типа героев, которые трактуются писателем как «сверхчеловек» и «изгой». Романтическая установка на создание характеров неординарных открыла перед Р. Киплингом-неоромантиком путь к освоению внутреннего мира человека как индивидуально-личностного.

Не менее яркой отличительной чертой неоромантической прозы Р. Киплинга стало стремление писателя включить в свое повествование объективный материал: то, что достоверно известно — факты, события, поступки людей. Все это является стержнем повествования в рассказах и новеллах Р. Киплинга, которое у него никогда не осложняется их долгим осмыслением или развернутыми комментариями со стороны персонажей или рассказчика.

Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным.

Типичный неоромантический герой - мужественный или необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу (изгой, отщепенец), подчас отчужденный от народа («сверхчеловек»); его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и приключениями. Для неоромантического произведения характерен острый, напряженный сюжет, существенным элементом которого является борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной

Эстетизм» в английской литературе. Творчество О. Уайльда. Проблематика романа Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Эстетизм представляет собой одно из основных течений английского декаданса (направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода рубежа XIX и XX веков, которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века. Как все декаденты, эстеты резко отрицательно относились к окружающей реальности, предпочитая искать свой идеал красоты в отрыве от действительности. Искусство представлялось им антитезой жизни, причем они утверждали ее вторичность по отношению к нему, стремясь улучшить реальность посредством ее эстетизации. Красота объявлялась единственной сущностью искусства.

Существенное влияние на формирование эстетизма сыграло творчество любимого поэта Уайльда Джона Китса, выдвинувшего романтический идеал прекрасного, противостоящий повседневности.

Английские эстеты черпали идеи из творчества французских поэтов «Нового Парнаса», поэзии символистов и прозы Гюисманса, однако не менее важны были для оформления их эстетической платформы и взгляды соотечественников. Непосредственными предшественниками эстетов в английской национальной традиции были прерафаэлиты.

Уайльд отмечал присущее прерафаэлитам стремление к более человечному и привлекательному образу жизни, страсть к физической красоте, исключительное внимание к форме, их поиски «новых форм для поэзии, новых форм искусства, новых интеллектуальных и эмоциональных наслаждений». В произведениях прерафаэлитов Уайльд видел стремление художников создать красоту, соответствующую их внутренней духовной потребности.

Уайльд также относил к числу своих учителей философа, писателя, историка и публициста Джона Рёскина (1819—1900), утверждавшего, что красота должна стать законом бытия. В то же время в 1882 г. Уайльд отошел от идей Рёскина, объявив себя адептом идеи «чистого искусства», свободного в том числе и от законов морали.

Культ красоты, характерный для эстетов, формировался и под влиянием идей Уолтера Пейтера (1839—1894). В отличие от прерафаэлитов и Рёскина, преклонявшихся перед искусством Средневековья, Пейтер видел художественный идеал в искусстве эпохи Возрождения.

В творчестве Уайльда отчетливо различаются два периода. Большинство произведений самых разнообразных жанров было написано в первый период (1881— 1895) : стихотворения, эстетические трактаты, сказки, его единственный роман “Портрет Дориана Грея”, драма “Саломея” и комедии. Ко второму периоду(1895 — 1898) принадлежат лишь произведения, в которых в полной мере отразился духовный кризис пережитый писателем в последние годы его жизни.

Уайльд отрицал социальные функции искусства, заявляя, что задача каждого художника “заключается просто в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие… Мы вовсе не хотим, — писал он, — чтобы нас терзали и доводили до тошноты повествованиями о делах низших классов”.

Сказки являются наиболее популярным из всего, написанного Оскаром Уайльдом, и лучшие из них, так же как и его рассказы, несомненно выходят за пределы литературы декаданса, что, в свою очередь, служит свидетельством того, как тесно было писателю в границах декадентской эстетики. Изысканные, рафинированные сказки писателя, отличающиеся фантастичностью и трагическими концовками, несут на себе печать влияния романтической литературы и в то же время связаны с фольклорной сказочной традицией как в плане морально-философской проблематики, так и в использовании традиционных сюжетных схем, типов героев и четкого их делении на хороших и плохих.

От сказок, с их отчетливо выраженными социальными мотивами, Оскар Уайльд переходит к наиболее типичному произведению декадентской литературы— к “Портрету Дориана Грея” (1891 год). В творческом наследии Уайльда это его единственное крупное произведение художественной прозы. Сам автор не дал ему жанрового определения. Его называют романом, однако его можно назвать и повестью, и даже “драмой в прозе”. “Портрет Дориана Грея” лишен четкой жанровой определенности, потому и возникают уточняющие характеристики : роман-аллегория, роман-символ, роман-миф.

Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета в роковой судьбе героя.

«Портрет Дориана Грея» - исключительное произведение Оскара Уайльда, оставившее неизгладимый след в литературе. Это смело, ново и свежо настолько, что покорило сердца многих и заставило глубоко задуматься о ценности собственной жизни. С первых строк предисловия можно определить конфликт между внутренним миром человека и искусством. Автор имел дерзновение заявить: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Довольно остро афоризм рифмуется с гоголевским «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Художник Бэзил утверждает, что искусство – зеркало души, оно способно отобразить не только чувства, но и моральные качества человека. Проблема «прекрасного» и «безобразного» легла в основу произведения и стала его лейтмотивом. Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

Все человеческие подлости и поступки не проходят бесследно для нервной системы и ложатся подобно маске на лицо, носить которую с каждым днем становится сложнее. Виртуоз слова Оскар Уайльд решил создать идеальный образ внешне, но гнилой и трухлявый изнутри – Дориана Грея. Все уродства души центрального персонажа отображались на портрете в то время как сам Дориан сохранял ангельское обличие и являлся примером для подражания в обществе.

Этот фактор свидетельствует о невероятной глухоте и слепоте социума и высшего круга к лести, подлости и черни. Пелены на глазах не было только у циника и скептика Лорда Генри, который подобно прозорливому хирургу видел «опухоль мозга» Дориана, как на рентгене. Он обнажил свои идеи: зачем заботиться о проявлениях совести, если по обыкновению для нее нет места в гиблой и пропитанной отсутствием моральных установок душонке?

Генри всегда шел ва-банк и умел рисковать: он нес ответственность за сказанные слова, но не нес ответственности за то, как скажутся его мысли на жизни окружения, в которое был вхож Дориан. Тем самым Грею был предписан «приговор», и он начал свое стремительное падение в бездну.

Когда художник создал портрет, он будто вложил частичку себя в произведение всей своей жизни, вот почему это творение свидетельствует о духовных ценностях человека. Однако будущее плода искусства, как нас уже предупредил в предисловии автор, определяет не сам творец, а непосредственно владелец творения. Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве лакмусовой бумажки его выбора. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

Генри выступал своеобразным творцом души Дориана, в качестве его инструмента значилась ошибочная философия, пленившая ум юного глупца Грея революционными идеями и новаторством и при этом подпилившая изнутри соблазнами зла неопытное сердце. Генри оправдывал поступки Грея, реабилитируя его совесть. В результате герой поднялся в небо в мыслях о собственной непогрешимости и возможности оправдать любое действо. Генри был адвокатом души Грея, а тот не мог уже остановить собственное моральное падение. Даже на убийство Сибиллы Вейн у Лорда Генри нашлась оправдательная речь: до сумасшествия упрощая устройство женской души и трагедию чувств, он говорит, будто смерть ее стала последней ролью никчемной актрисы.

Таким образом, Грей трансформируется в преступника и эгоиста, уничтожая собственную душу. Автор в произведении не раз подчеркивает, что жизнь человека способна контролировать только совесть. Она ставит в укор поступки. Более того, человек жив, пока жива его совесть. Дориан сам уничтожил ее, и она превратилась в атавизм. Его ментальная смерть состоялась задолго до физической.



2020-02-04 523 Обсуждений (0)
Эстетизм» в английской литературе. Творчество О. Уайльда. Проблематика романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетизм» в английской литературе. Творчество О. Уайльда. Проблематика романа Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)