Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

 

В.О.Голубинцев, В.С.Любченко

ФИЛОСОФИЯ:СПЕЦИФИКА,

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ

Примерное содержание программы

Дисциплины «Философия»

Для поступающих в аспирантуру

ЮРГТУ (НПИ)

Новочеркасск

2010


 

 

УДК 101 (076.5)

 

 

    Рецензент: докт.филос.наук, профессор Л.С.Николаева

 

В.О.Голубинцев, В.С.Любченко

 

Философия: специфика, этапы развития, понятия, проблемы. Методическое пособие для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2010. 28с.

 

 

    Пособие содержит методический материал, предназначенный для поступающих в аспиранту ЮРГТУ (НПИ).

 

    Компьютерный набор К.Г.Чемберян

 

© Издательство, 2010

© В.О.Голубинцев, В.С.Любченко

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее методическое пособие предназначено для поступающих в аспирантуру ЮРГТУ (НПИ), сдающих вступительный экзамен по философии. Философия - особый вид духовной деятельности людей, необходимый элемент цивилизованного общества, часть духовной культуры человечества. Она неотделима от своей истории. В процессе изучения философии приобретаются сведения о наиболее видных мыслителях разных эпох, внесших вклад в развитие философии, различных философских направлениях и учениях, знания о плюралистичности и альтернативности решения наиболее общих вопросов онтологии, гносеологии, логики, методологии, социальной философии, антропологии, духовной жизни личности и общества.

Представленный в данном пособии материал подразделен на 9 тем. По каждой из них выделены обсуждаемые вопросы, а также основная и дополнительная литература. В основной литературе указаны главы и параграфы учебников и учебных пособий, содержащих подлежащий изучению материал. Во второй, пятой, шестой и восьмой темах представлены первоисточники, знакомство с которыми поможет сдающим экзамен основательнее проработать рассматриваемую проблематику.

Пособие содержит также 60 основных вопросов, являющихся экзаменационными (каждый экзаменационный билет включает два вопроса из этого перечня). Сдающий будет обязан заполнить ответный лист, осветив в нем основные моменты своего ответа на поставленные вопросы.

Философская подготовка к научно-исследовательской деятельности позволит будущему ученому вести продуманный, эффективный, общественно значимый научный поиск. Именно поэтому он должен располагать знаниями не только собственно логико-гносеологического и методологического характера, но и ценностными ориентирами (сведениями о ценностях научной рациональности, о социальной ответственности ученого и т.п.)

Овладение курсом философии является необходимой предпосылкой для последующего изучения в период пребывания в аспирантуре новой дисциплины «История и философия науки» и сдачи экзамена кандидатского минимума по этой дисциплине.


 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА, СТАНОВЛЕНИЕ,

МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

Предмет и специфика философии. Философия и мировоззрение. Философия и наука. Философия и ценности.

Становление философии. Традиционное общество и мифологическое сознание. Мир и человек в мифе. Ситуация «потери Пути». Предфилософия: Философия и полис.

Фундаментальные понятия философии Учение о бытии. Понятия материального и идеального. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания.

Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.

Литература (основная)

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. Учебник. Ростов-на-Дону. 2010. -Глава 1.

2. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ответ.ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 2005. - Глава 1; глава II; глава III, §§ 1-3.

3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов: М., 2005. Глава 9, §§ 1-6.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд. 2-е. М., 1999. Глава 1-IV, глава IX. § 3; главы XV-XV1.

Литература (дополнительная)

1. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону. 1995.

2. Келигов М.Ю. Философы о философии. Ростов-на-Дону, 1995.

3. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М., 1999.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

6. Потемкин А.В. О специфике философского знания. Ростов-на-Дону. 1973.

7. Рорти Р. Философия и будущее / Вопросы философии, 1994, № 6.

8. Хайдеггер М. Что такое философия? / Вопросы философии, 1993, №8.

 

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

Античная натурфилософия. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит.

Классическая древнегреческая философия. Сократ. Платон. Аристотель. Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм. Стоицизм. Натурфилософия античности. Первая историческая форма диалектики.

Общая характеристика античной философии.

Древневосточная философия. Философия древней Индии. Буддизм. Три драгоценности буддизма. Чань-буддизм. Философия древнего Китая. Даосизм. Конфуций. Сократ - Конфуций.

Философия в средние века. Античная культура и христианство. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика.

Философия Нового времени. Выдающиеся западноевропейские философы XVII-XVIIlвв. Русская философия ХУШв. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики. Философский иррационализм. Шопенгауэр. Ницше. Русская философия XIX века.

Панорама философии XX века. Философия «серебряного века» русской культуры. Советская философия. Западная философия XX века. Неопозитивизм. Феноменология. Экзистенциализм.

Литература (основная)

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. Учебник. Ростов-на-Дону, 2010.

2. Любченко B.C. Основные этапы развития философской мысли. - Ростов н/Д, Пегас, ч.1, II, 2001.

3. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ответ.ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 2005.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд. 2-е. М., 1999.

История философии

Общие работы

1. Реале Дж; Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. T.I-4.

2. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб.: Издательство «Лань», т.1-2, 1998.

3. Зотов А.Ф, Мельвиль Ю.К.. Западная философия ХХ века. Учебное пособие – М.: «Проспект», 1998.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994.

5. Рассел Б. История западной философии. М.,1993. Ч.1,2. (М., 1958).

6. Рус Я. История философии в кратком изложении. М., 1991.

7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Античная философия

Источники

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1978- 1984 («Метафизика», «Категории»).

2. Материалисты Древней Греции. М., 1957.

3. Платон. Сочинения: В 4 т. М.,1990- 1995 (диалоги: «Федр», «Государство», «Тимей»).

4. Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Сочинения. М., 1987. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

5. Марк Аврелий. Наедине с собой. М. 1997.

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.

2. История философии (Россия- Запад -Восток). М., 1995, 1996. Кн. 1.

3. ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

4. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.,1988.

6. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

7. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.. 1994.

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? Возникновение философии // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1990.



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)