Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Банковские операции и банковская прибыль



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Банковские операции и банковская прибыль 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим некоторые аспекты деятельности банков, такие как прибыль, банковские операции и риски, которым подвергается банк в процессе своей деятельности. Деятельность банков подчинена получению прибыли. Банковская прибыль получается так: банки уплачивают своим клиентам проценты по вкладам и взимают с них более высокие проценты по ссудам: разница между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банком процентов образует его прибыль. Банковская прибыль имеет собственное название - маржа. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции. Чистая прибыль банка равняется его валовой прибыли за вычетом расходов на ведение банковских операций. Чистая прибыль банка, взятая в отношении к его собственному капиталу, составляет норму банковской прибыли. Банковские операции делятся на пассивные и активные. Пассивные - операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы. Активные – операции, посредством которых банк размещает эти ресурсы. Банковские ресурсы - это собственный капитал банка и вклады (депозиты), принимаемые банком от клиентов. Собственный капитал складывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли. Депозиты делятся на две группы: срочные (могут быть истребованы у банка по истечении какого либо срока) и до востребования (могут быть изъяты в любое время). С другой стороны активные операции составляют ссуды, которые также могут быть срочными (подлежат погашению через определенный срок - месяц, год, три года) и бессрочные (банк может потребовать их возвращения в любой момент) [7, 8, 9]. Классификация банковских операций по видам выглядит следующим образом: Вексельные операции - это покупка банком векселей у компаний и выдача ссуд под векселя. Подтоварные операции - это ссуды под залог товаров и товарных документов. Фондовые операции банков представляют собой операции с ценными бумагами - акциями и облигациями. Они включают: ссуды под ценные бумаги; банковские инвестиции (покупка банком ценных бумаг). При лизинге участниками операции являются три стороны: предприятие - производитель оборудования; лизинговая компания (арендодатель) - предоставляет оборудование в аренду промышленным и торговым фирмам; предприятие, получающее и использующее его (арендатор). Формы участия банков в лизинг-кредите: кредитование специализированных компаний на основе заключения договора; кредитование предприятий, сдающих в аренду производственное оборудование. Факторинг - взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента. Факторские операции активно проводят коммерческие банки, организующие специализированные филиалы или компании. Доверительные (трастовые) операции - операции банков по управлению имуществом, выполнению иных услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица. При их осуществлении банк формально выступает только в качестве агента, получая доход в видекомиссионных. Но эти операции существенно увеличивают влияние крупных банков. По доверенности банк управляет капиталом своих клиентов, вкладывая средства преимущественно в ценные бумаги. Итак, ведущим принципом работы коммерческих банков является стремление получить наибольшую прибыль. Но оно ограничивается возможностью понести убытки. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Банк не может избежать риска, он обязан взять его на себя. Банк должен выбрать вид и объем риска. Например, банк выбирает между двумя решениями: выдать конкретную ссуду в 100 млн. рублей определенному клиенту и взять на себя риск невозврата кредита с вероятностью, оцененной банком в 30 %; отказать клиенту в кредите и взять на себя риск упущенной выгоды, который оценивается банком в 29 млн.рублей. Таким образом, риск банка никогда не может быть равен нулю. Риск банковской деятельности - это вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, необходимой. Каждому шансу получить прибыль противостоит возможность понести убытки. Банк должен знать объем посильного для него риска, соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности в процессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка [7, 8, 9].

Риск в работе банков.

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Финансовые потрясения сменяли друг друга на протяжении всего XX века. Особенно взрывоопасной была вторая его половина, когда период экономического подъема сочетался с чередой финансово-банковских кризисов в ряде стран, включая Россию. Последние финансовые потрясения в Азии, Латинской Америке, Восточной Европе, как известно, болезненно сказались на экономическом развитии ряда географических регионов. Денежно-кредитные и финансовые кризисы в один день делали бедными целые народы. Банки здесь не стояли в стороне, их спекулятивные операции"подогревали" финансовый рынок. Обеспечение стабильности банковской системы является важной задачей правительств и центральных банков, поскольку банки играют важную роль в современной экономике. Следовательно, они должны быть финансово устойчивы, чтобы обеспечить эффективное развитие национальной и мировой экономик. Понимая возникшую необходимость повышения надежности и стабильности работы банков, а также обеспечения сравнимости результатов их деятельности, представители II центральных банков развитых стран в 1988 г. подписали совместное соглашение ("International Covergence of Capital Measures and Capital Standards"), определяющее величину собственного капитала, которым должны располагать банки при выдаче кредитов различной степени риска, известное под названием Базельского соглашения. В настоящее время существует множество методов объективной оценки риска, подобных RAROC, VаR-технологии и др., распространение которых сделало управление банковским портфелем более точной наукой. В их основе лежит компьютерная обработка данных о финансовом положении клиента (в том числе банка), позволяющая точно определить его кредитоспособность и платежеспособность. Действительно, по мере расширения компьютеризации и увеличения числа банкиров, работающих дистанционно по отношению к своим штаб-квартирам, бизнес онлайнового риск-менеджмента будет продолжать развиваться и расширяться [7, 8, 9]. Преимущество подобных методов заключается в том, что они основывают принятие решений на принципах жесткой логики, а не на интуиции банковского работника, и таким образом делают банковский бизнес более предсказуемым и стабильным. Однако один из парадоксов современного развития мировой банковской системы заключается в том, что, несмотря на все меры регулирования и контроля (осуществляемые как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе), банковская система никогда еще не была столь нестабильна, как в последние годы. Существующие методы регулирования банковской деятельности нередко считаются неадекватными, слишком грубыми, что требует дополнительных усилий по разработке новых приемов и методов оценки банковских рисков. А банковские кризисы и банкротства в Норвегии, Швеции, США (кризис ссудо-сберегательных ассоциаций), финансово-банковский кризис в Азии (Японии, Южной Корее и других странах), Латинской Америке (Венесуэле, Бразилии) и России - тому подтверждения. Причинами этого явления, по нашему мнению, являются как внутренние - повышенная рискованность банковского бизнеса по сравнению  с другими отраслями экономики, так и внешние. Среда (Средой, в которой функционируют банки, мы называем их экономическое, политическое окружение, законодательные основы их деятельности, социально-экономический, психологический климат, географическую среду, информационную среду и т.д.), в которой функционируют банки развивается, изменяется очень быстро. Прежде всего, имеется в виду развитие финансовых инноваций и рост объемов новых финансовых продуктов и услуг, что приводит к возрастанию рисков практически на всех финансовых рынках (денежных и рынках капиталов) [7, 8, 9].

По мнению Главы государства, банковская система внесла ощутимый вклад в достижение подобных результатов. За последние годы она сделала существенные шаги в развитии. Значительно выросли основные показатели работы банковской системы. В то же время, по мнению Александра Лукашенко, необходимо выводить на более высокий уровень работы всю банковскую систему, поскольку сегодня повышаются требования к ее надежности, качеству обслуживания, ее роль в инвестировании реального сектора экономики. Александр Лукашенко отметил, что «нынешний год объявлен годом повышения эффективности хозяйствования и экономии ресурсов. Более того, это базовый год для разработки наших планов на следующую пятилетку — мы должны поставить перед собой более высокие задачи». Как подчеркнул Александр Лукашенко, «мы не можем допускать самоуспокоения, тем более пассивности в поисках резервов роста, не замечать новых явлений в финансовой сфере и своевременно не решать возникающие проблемы у отдельных банков и системы в целом». Наряду с положительными результатами в банковской сфере имеются определенные недостатки, в том числе и в реализации Концепции развития банковской системы на 2001–2010 годы, сказал Президент. Как отметил Глава государства, одна из ключевых проблем — нехватка ресурсной базы банков. За четыре года она увеличилась почти в 6 раз, однако по отношению к ВВП составляет около 30 % при задании 36 %. Кроме того, не в полной мере выполнены показатели объема депозитов субъектов хозяйствования /при задании 12,6 % составляет чуть больше 7% к ВВП/, а также от населения /соответственно — 8,6% и 7,9% к ВВП/. При этом Александр Лукашенко обратил особое внимание на сохраняющуюся высокую стоимость кредитных ресурсов. Как доложил Главе государства Председатель Правления Национального банка Петр Прокопович, в целом по всем основным направлениям деятельности банковской системы, содействующим реализации показателей социально–экономического развития, положения Концепции выполняются. Белорусский рубль на сегодняшний день является полностью конвертируемым, а его девальвация по отношению к российскому рублю и доллару уменьшается, снижается инфляция. Растут золотовалютные резервы, которые достигли 1,25 млрд. долларов. Особое внимание было уделено кредитной политике. В частности, в таких важных сферах, как жилищное строительство и АПК. За последние годы банки ускоренно расширяли кредитование населения. Так, кредитование физических лиц за последние 4 года в сумме выросло более чем в 15 раз.

По состоянию на 1 апреля 2005 года банковская система включает 32 банка, из которых 27 созданы с участием иностранного капитала. Из действующих банков 7 являются резидентами свободных экономических зон.

За 2003–2004 годы банковский капитал возрос более чем в 2,5 раза. Ресурсная база — более чем в 2,2 раза. За первый квартал этого года ресурсная база банков выросла на 2,7%.

Задание по кредитной поддержке экономики банковской системой обеспечивается с опережением. Рост валовых кредитов в экономике превышал рост ВВП.

Процентная политика проводилась таким образом, чтобы стимулировать приток вкладов физических и юридических лиц в банки. Параллельно ставилась цель постоянно снижать процентные ставки по кредитам, делать их дешевле и доступнее для клиентов. Ставка рефинансирования с 2001 года снизилась в 5,7 раза.

В 2005 году процесс удешевления кредитов продолжается. Работа банковской системы в нынешнем году не претерпит существенных изменений, сохранится ориентация на обеспечение стабильности курса белорусского рубля.

Процентная политика будет проходить в строгом соответствии с прогнозными показателями. К концу года ставку рефинансирования предполагается снизить до 9–12%.

Как подчеркнул Петр Прокопович, платежная система Беларуси соответствует международным стандартам. Высокую оценку ей дают и зарубежные эксперты.

Платежная система работает без сбоев, что является важным фактором надежной и устойчивой работы всей экономики [7, 8, 9].

По словам Петра Прокоповича, банки осваивают новые современные технологии работы с клиентами, реализуют принцип «одного окна».

Серьезное внимание уделяется развитию банковской системы и обеспечению ее стабильности и надежности. В этих целях, с одной стороны, проводилась работа по укреплению надзора за банками, с другой — принимались меры по укреплению финансового потенциала белорусской банковской системы.

Петр Прокопович высказался за скорейшее принятие проекта закона о внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс и ряда других законопроектов.

Как отметил вице–премьер Андрей Кобяков, основным источником роста уставного капитала всей банковской системы сегодня являются бюджетные средства. Пока медленно осуществляется работа по внедрению среди населения безналичных расчетов. Есть сложности, в частности, в развитии системы платежей с использованием пластиковых карточек.

По его мнению, для обеспечения высоких темпов роста экономики в 2005–2010 годах необходимо усилить ориентацию банков на осуществление инвестиций в производственную сферу.

Председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик отметил, что в работе банковской системы в последние годы произошли значительные позитивные изменения. В то же время есть и ряд недостатков. В частности, отдельные банки с иностранным капиталом в уставном фонде, сформировавшие свою ресурсную базу за счет юридических и физических лиц Беларуси, используют эти средства без учетов интересов страны пребывания и размещают их за рубежом под низкие проценты либо на беспроцентной основе [7, 8, 9].

Большинство банков не проявляют должной активности в поиске интересных и нужных для страны проектов, в привлечении под проекты инвестиций. Анатолий Тозик привел некоторые факты безответственного подхода работников банковской сферы к выдаче кредитов. В этой связи он отметил важность усиления требований к банковским кадрам, чтобы исключить возможность выдачи заведомо невозвратных или проблемных кредитов. Руководитель межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере Михаил Мясникович считает, что в целом тенденции в работе банковской сфере являются позитивными. Системных недостатков нет.

Михаил Мясникович высказал убежденность в необходимости создания инвестиционного банка путем объединения государственных ресурсов и частных предприятий. Этот банк должен иметь особые условия работы, и он может взять на себя также функции страхования и предоставления гарантий кредитования экспорта.

Второй путь повышения инвестиционного кредитования, по его мнению, — разработка механизма экономического стимулирования всех действующих банков для мотивации в выдаче долгосрочных кредитов.

Касаясь вопроса краткосрочных кредитов, Михаил Мясникович отметил необходимость обеспечения ускоренного роста «кредитного портфеля».

Он добавил, что банки должны кредитовать не только стабильно работающие предприятия. «Банки должны сами «выращивать» новые производства и новых клиентов для себя», — сказал Михаил Мясникович.

Эта идея была поддержана Главой государства. По словам Александра Лукашенко, банки должны сами быть заинтересованы в появлении стабильно и прибыльно работающих производств — их клиентов. Президент распорядился осенью представить ему информацию о предпринятых шагах в этой сфере. «Банки вокруг предприятий должны «плясать». Банки для банков в стране не нужны — есть экономика, есть субъекты хозяйствования, с которыми необходимо работать», — сказал белорусский лидер.

Предложение было поддержано и банкирами, которые выразили готовность взаимодействовать с предприятиями, которые сегодня только выходят на рентабельную работу.

В ходе совещания состоялся открытый и конструктивный диалог по всем актуальным аспектам деятельности банков. Как руководители органов государственного управления, так и главы банков смогли свободно задать Президенту все интересовавшие их вопросы и изложить свое видение решения имеющихся проблем.

В частности, пойдя навстречу просьбам представителей банковского сектора, Александр Лукашенко распорядился снизить количество ежемесячно подготавливаемых отчетов с примерно 90 до 40. Кроме того, была отмечена важность оптимизации численности банковских работников.

Президент согласился с высказанным предложением об участии представителей банков в проведении тендеров, осуществляемых субъектами хозяйствования под перспективное финансирование, а также отметил необходимость рассмотреть вопрос о создании банка для целевого кредитования малого и среднего бизнеса, формировании равных конкурентных условий для банков, обслуживающих крупные и мелкие предприятия [7, 8, 9].

Подводя итоги, Александр Лукашенко подчеркнул, что по всем поднятым вопросам решения будут приняты в течение месяца.

Президент отметил, что роль банковской системы в развитии национальной экономики необходимо повысить. В этой связи первоочередной, по его мнению, является задача более динамичного наращивания ресурсной базы банков. Беларусь не против привлечения иностранного капитала, однако это должно проводиться с учетом национальных интересов: ведь денежные средства также являются элементом безопасности государства.

В настоящее время доля иностранного банковского капитала в Беларуси составляет примерно 11%, что позволяет обеспечить самостоятельность финансовой сферы страны. Этот показатель вполне может наращиваться.

Несмотря на то, что за 2004 год удельный вес проблемной задолженности банков снизился, в 2005 году она несколько превысила норматив. «С такой бесхозяйственностью мириться нельзя», — заявил Президент. Глава государства поручил Национальному банку, правоохранительным и контролирующим органам принять необходимые меры по сокращению кредитной задолженности.

Еще одна актуальная проблема — банкротство в недавнем прошлом отдельных банков, спасая которые государству приходится до сегодняшнего дня отвлекать финансовые ресурсы. Ей предстоит также уделить внимание в ближайшее время [7, 8, 9].

Александр Лукашенко потребовал продолжить работу по переведению на обслуживание в государственные банки промышленных гигантов, имеющих огромные финансовые ресурсы.

Глава государства также поддержал мнение руководства Ассоциации белорусских банков относительно того, чтобы при подготовке нормативных документов, касающихся деятельности банковской сферы, специалисты Ассоциации активнее привлекались к этой работе.

Касаясь процентной политики банков, Президент обратил особое внимание на важность удешевления кредитов и повышения их доступности для субъектов хозяйствования и населения.

По словам белорусского лидера, рост реального сектора экономики создал необходимые условия для повышения уровня жизни населения. Реальные доходы жителей республики увеличились за 2001–2004 годы в 1,7 раза.

«Это, с одной стороны, расширяет возможности развития банковской системы по привлечению средств населения, с другой — ставит перед ней новые задачи. Сегодня нужно не просто обеспечить своевременность выплаты заработной платы, сохранность привлеченных денежных средств предприятий и граждан, но и их обслуживание на европейском уровне», — убежден Президент.

С учетом стабильного валютного курса Александр Лукашенко указал на повышение актуальности достижения нормальных по международным стандартам показателей инфляции — не более 5–10% в год.

Глава государства потребовал повысить финансовую дисциплину в народном хозяйстве и полностью отказаться от неденежных форм расчетов, принять меры по уменьшению запасов готовой продукции и доли убыточных предприятий, снижению дефицита государственного бюджета, развитию страховой системы и, прежде всего, обязательных видов страхования.

В ходе совещания был затронут и ряд других вопросов, касающихся эффективного функционирования народного хозяйства.

Александр Лукашенко еще раз напомнил о необходимости неукоснительного исполнения указа, направленного на совершенствование условий осуществления предпринимательской деятельности. Ответственность за его нарушение будет серьезной, подчеркнул Президент.

В заключение Глава государства отметил: «Те успехи в экономике, которые мы сегодня имеем, в том числе и за счет банковской системы, не должны никого «успокаивать» и «расхолаживать». Впереди еще предстоит много работы» [7, 8, 9].

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко принял с докладом Председателя правления Национального Беларуси Петра Прокоповича. Глава государства был проинформирован о том, что банковская система в 2006 году обеспечивает все зависящие от нее условия для высокого экономического роста в стране. Обеспечена стабильность национальной валюты и цен. В частности, за 8 месяцев курс белорусского рубля по отношению к доллару США укрепился на 0,4%. Цены за 8 месяцев выросли на 2,9%. Их рост замедлился в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом, цены в Беларуси за этот период росли в 2,6 раза медленнее, чем, к примеру, в России. В центре внимания в ходе доклада также находились вопросы кредитования. По словам руководителя Нацбанка, кредитование реального сектора экономики шло ускоренными темпами. За 8 месяцев рост составил Br4,3 трлн., или 32%. Особое внимание уделялось инвестиционному и долгосрочному кредитованию. Объем долгосрочных кредитов за этот период увеличился в 1,4 раза, льготных кредитов для строительства жилья - в 1,7 раза, обычных - в 1,5 раза. Быстрыми темпами росло кредитование на потребительские нужды. За январь-август объем таких кредитов вырос более чем в 2 раза. В целом, темпы кредитования экономики были в 2,6 раза выше, чем рост ВВП. «Такое объемное кредитование позволяет предприятиям республики решать задачи по выполнению доведенных прогнозных показателей», - доложил Петр Прокопович. Процентная политика белорусских банков остается неизменной. Она направлена на привлечение средств предприятий и населения и снижение ставок по кредитам. Как было доложено Александру Лукашенко, в августе средняя процентная ставка по кредитам в белорусских рублях составила 13,3% и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7 процентных пункта. Средняя стоимость валютных кредитов составила 11% и увеличилась на 0,4 процентных пункта. Это связано с ростом стоимости валютных заимствованных средств. Платежная система Беларуси в январе-августе работала без сбоев. Объем платежей за 8 месяцев вырос на 42,8%. В среднем через банковскую систему страны в день проходит 1,7 трлн. платежей. Глава государства потребовал обеспечить в нынешнем году выполнение всех показателей денежно-кредитной политики, а также подготовиться к работе в 2007 году. При этом особый акцент Президент сделал на вопросы укрепления банковской системы и ресурсной базы белорусских банков [7, 8, 9].


Заключение

Система регулирования банковской сферы должна строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со стороны Центрального Банка, а также самоорганизации и самоограничений участников банковского сообщества.

Центральный Банк является основным органом, регулирующим банковскую сферу, и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу решение всех проблем регулирования. Однако есть сферы, где он не только готов разделить с банками бремя регулирования, но и встречно призывает банки разделить с ним ответственность за это.

Центральный Банк старается сделать банковское регулирование устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.

Банк России будет влиять на процесс развития банковской сферы так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками. По его мнению, единственным способом обеспечения высокого качества и низкой стоимости банковских услуг является здоровая конкуренция. Вместе с тем специфика банковской сферы требует кооперации банков для уменьшения системных рисков.

Не все банки сегодня выполняют принятые на себя финансовые обязательства друг перед другом, перед клиентами и вкладчиками. В связи с этим возможны следующие пути взаимодействия банков между собой.

Создание межбанковских институтов по управлению кризисными банками.

Создание общенациональной системы проверки платежеспособности заемщиков.

Разработка принципов для использования банками при установлении взаимных корреспондентских отношений.

Создание фондов добровольного страхования вкладов.

Центральный Банк не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:

внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;

укрепление структуры капитала, в том числе путем его рекапитализации;

усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;

внедрение комплексных программ подготовки кадров;

обеспечение открытости в работе с населением.




2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Банковские операции и банковская прибыль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Банковские операции и банковская прибыль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)