Принципы раннего конфуцианства
Ранние конфуцианские погребальный и траурный обряды
Новосибирск - 2008 Оглавление Введение 3 1. Принципы раннего конфуцианства 7 1.1. Культ предков 7 1.2. Культ формы в конфуцианстве 10 2.Церемония погребения усопшего 12 3. Траурный ритуал 19 Заключение 23 Список использованных источников и литературы 25 Введение "Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем
Непохожесть рас, народов, этносов рождает и разнообразие Превращение конфуцианства в официальную государственную идеологию в значительной мере способствовало канонизации тех сторон традиционного общественного быта, которые рассматривались сторонниками этого учения в качестве основополагающих, фундаментальных характеристик этнической сущности хуася. К их числу относилась и обрядовая сторона древнекитайской культуры. Абсолютизируя роль обрядов и ритуалов, конфуцианские мыслители видели в них основной регулятор взаимоотношений между людьми в обществе, с одной стороны, и рычаг, с помощью которого идеальный правитель способен умиротворить Поднебесную, - с другой.[1] Было бы ошибкой полагать, что конфуцианская идеальная модель и социальная реальность ханьского времени полностью совпадали между собой. Но несомненная конфуцианизация духовной культуры древних китайцев начиная со II в. до н. э. составляла одну из важных особенностей эпохи. Это отчетливо прослеживается на примере двух важнейших обрядов жизненного цикла – свадьбы и похорон.[2] В традиционном Китае издревле важнейшим моральным долгом для родных и близких считались проводы покойного в последний путь со всеми почестями. Это связано с тем, что у китайцев основным каноном моральной этики являлся культ предков. Но с течением времени обрядовые культы, в том числе и похоронные обряды, видоизменились, а некоторые намного упростились или же исчезли вовсе. Тем не менее, китайцы стараются придерживаться старинных правил похоронного обряда, передаваемые из поколения в поколение. Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи, а именно, конфуцианский культ предков. Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли»- соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Погребальный и траурный обряды являются основными составляющими культа предков.[3] Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни.[4] Если первый долг китайца состоял в выражении признательности Небу, то второй долг - в признательности предкам. Позднее Небо стало О распространении культа предков говорил тот факт, что даже простые китайцы большей части хорошо знали историю многих поколений своего семейства и могли не только назвать имена прапрадедов, но и перечислить все дела, дающие им право на память их потомства: обращая взоры в прошлое, к длинному ряду своих предков, они, чувствовали себя бессмертными.
Анализ литературы
Тема «конфуцианские погребальные и траурные обряды в традиционном Китае» довольно хорошо изучена, хотя специальных изданий на русском языке почти нет. В древней книге «Ли Цзы» (записи о ритуалах, составлена в Iв. до н.э., включена в состав конфуцианского канона – сборника основополагающих текстов конфуцианского учения, содержит правила и нормы, предписывавшие поведение во всех жизненных ситуациях) подробнейшим образом изложены похоронные обряды и церемонии, продолжительность и содержание траура в зависимости от степени родства с умершим. Однако в отечественном китаеведении эта книга еще не изучена, хотя ее значение для понимания сути китайской истории, культуры и конфуцианского учения, в частности, трудно переоценить. «Ли цзи» - это собранные воедино раннеханьскими учеными различного рода древние записи о «Ли». Текст памятника состоит из сорока девяти глав, но на русский язык полностью переведена только первая глава "Цюй ли" (разнообразные правила благопристойного поведения). Содержание главы передает регламентации поведения человека в различных жизненных ситуациях. Перевод этой главы был найден в Интернете по адресу: Кроме того, отдельные высказывания из «Лицзи» можно найти в любом тексте, посвященном Конфуцию и его учению. Сильно помогла книга Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае», где только и можно найти большое количество систематизированной Единственная в своем роде книга В.Я. Сидихменова «Китай: страницы Из трудов общего значения можно упомянуть книгу Н.Т. Федоренко «Древние памятники китайской литературы» Москва 1978, своими комментариями к «Шицзин». Сильно помогла книга Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае», где только и можно найти большое количество систематизированной Что касается источников из Интернета, то я не нашла ни одной стоящей статьи или книги по данной теме. Принципы раннего конфуцианства Культ предков Решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране оказал важнейший возвеличенный конфуцианством культ - культ предков. Значение и влияние этого культа в истории и культуре Китая настолько велико и всеобъемлюще, что многие специалисты не без основания считают его основным видом религии в Китае, отличительной особенностью всей китайской цивилизации.[6] Корни культа предков, известного многим народам, уходят в древний культ мертвых. В иньском и раннечжоуском Китае этот древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно трансформировался в обстоятельно разработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родовых предков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоначальников основной линии данного родо-племенного коллектива, - именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь и в начале Чжоу.[7] Сам характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что отправление этого культа было в основном дело знати, родовой аристократии. Чем знатнее был человек, чем ближе стоял он к покойному или живущему еще вану, тем большую роль в его жизни и в его служебных обязанностях играло все то, что было связанно с культом предков. Раннечжоуские источники сохранили очень много материалов о формах культа предков, о предназначавшихся для этого храмах, о ритуале и церемониале обряда. В аристократических семьях и кланах, и прежде всего в клане ванна, этот культ отправлялся торжественно и величественно. В первые века Чжоу, как видно из ряда надписей на бронзе, для каждого из покойных ванов возводился специальный храм, в котором совершались жертвы в его честь. Позже был установлен точный регламент: согласно правилам, зафиксированным в «Лицзи», в клане ванна имелось семь храмов предков (один из них был посвящен родоначальнику и всем древним предкам, а шесть остальных – ближайшим предшественникам ванна три – его четным предкам, чжао, другие три – нечетным, му). Система семи храмов у ванна, пяти храмов у представителей наследственной владетельной знати и трех или одного храма предков у отпрысков знатных родов (в зависимости от степени их знатности) свидетельствуют о большом внимании, которое уделяли почитанию умерших предков в среде чжоуской аристократии.[8] Всем этим покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых обычно собиралась многочисленные сородичи. В «Шицзин» красочно описываются такие торжества, когда в дом к главе старшей ветви культа съезжаются его родственники. В торжественной обстановке совершаются обряды жертвоприношений, которые сопровождаются песнями, танцами, пантомимой. Затем все собравшиеся садятся за стол, подаются обильные яства, рекой льется вино, после пира проводятся игры и состязания. Во время обряда жертвоприношения старший в роде сам совершает основные обряды и лично благодарит предков за их благодеяния, просит не забыть потомков в будущем.[9] Сравнительно простой, даже несколько наивный культ родовых предков был значительно видоизменен конфуцианством, придавшим ему глубокий смысл, превративший этот культ в первую наиболее важную обязанность каждого китайца. В традиционной культуре предков Конфуций и его последователи увидели одну из главных возможностей практического осуществления того социального порядка и социального идеала, которые составляли основную суть их учения. Но для того, чтобы законы культа предков стали универсальными, необходимо было господствовавшие до того по преимуществу в знатных семьях и кланах традиции сделать нормой для всего населения страны. С этой целью Конфуцием было разработано учение о сыновьей почтительности, сяо.[10] Речь идет о культе предков - как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам ("Чти отца и матерь свою", - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |