Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряховский С.В., Киселев И.Ю.,Симонов В.И., ЯрГУ

Может ли социальный работник оказать помощь в принятии управленческих решений и предостеречь от ошибок, связанных с особенностями нашего восприятия тех или иных проблем, реальности? Задавшись этим вопросом, мы пришли к выводу, что сфера деятельности представителей этой новой специальности может быть расширена за счет консультирования в области принятия решений. Значительный задел в данном направлении сделан ярославскими учеными С.И. Ериной, А.В. Карповым, Е.В. Коневой, Н.Н. Мехтихановой, В.В. Новиковым. И определенные перспективы видятся, например, в консультировании по ошибкам восприятия, связанным с социальным познанием.

Приобретение индивидом знаний о социально-политической действительности неизбежно опирается на те же психические способности и механизмы, что и общепсихический познавательный процесс. Важнейший из них - восприятие. Для характеристики восприятия обычно вводят понятие «когнитивный стиль». Поскольку действительность сложна и многомерна, эффективность взаимодействия с ней нашего сознания зависит от процессов ее структурирования, упорядочивания, «отделения зерен от плевел». В этом нам помогает когнитивная ориентация: она направляет видение мира в определенное русло. Если когнитивные ориентации «высвечивают» конфликт интересов , переговорный процесс может сопровождаться демонстрацией силы, проекцией власти и влияния по типу психологического «вызревания» подобных ситуаций.

Логика изложения данной проблематики так или иначе подводит нас к проблеме научения, которая связана с изменениями когнитивной структуры, системы наших знаний и представлений. Действительно, своевременность реагирования на изменения в мире свидетельствует о гибкости мышления. Вместе с тем, отставание или запаздывание во времени связано с инерцией мышления и иногда психологически «запрограммировано» в нашем сознании. Достаточно вспомнить, сколько времени потребовалось на то, чтобы наладить конструктивный диалог между различными общественными группами. Инерция мышления особенно велика в политике . Вполне возможно, что в ряде случаев это благо, поскольку велики и ставки: благополучие и безопасность целых народов; сильна и роль недоверия.

Проблема научения в политике и общественной жизни рассматривается в ряде классических работ аналогии с поведением в ситуации нерегулируемых экономических рынков, когда поощрения и наказания /за нерациональное поведение/ распределяются в духе социал-дарвинизма. Так или иначе считается, что политическая система неизбежно «выбраковывает» тех, кто медленно усваивает чужой и свой опыт и не способен адаптировать его к новым требованиям социальной и политической ситуации. В этой связи, как нам кажется социальные работники как специалисты в области психологии, могли бы существенно «скорректировать» традиционную модель рационального выбора индивидов, сосредоточившись на некоторых издержках нашего восприятия, поскольку вопрос о когнитивных способностях индивидов по преодолению трудностей, связанных с неопределенностью и двусмысленностью, степени адекватности их восприятия, обработки и усвоении информации и, в конечном счете, - знаний об окружающей политической реальности, остается открытым.

Действительно, как свидетельствуют результаты лабораторных и эмпирических исследований, в ряде случаев процессы обработки и усвоения информации приводят к формированию у управленцев такой системы убеждений, которая является в большей степени внутренне согласованной и упорядоченной, чем сама реальность. Это «психологическая расплата» за нашу потребность иметь устойчивый, понятный и непротиворечивый взгляд на мир, «рациональность» психологических процессов принятия решений, когда мы предпочитаем мыслить готовыми схемами, прибегаем к упрощениям и выбираем уже опробованные модели поведения, что и является одной из причин предрасположенности к ошибкам и предубеждениям. В продолжение начатой дискуссии нами предпринята попытка систематизации некоторых потенциальных ошибок восприятия, которые связаны с социальным и политическим познанием. Достаточно упомянуть некоторые из них, чтобы понять, где может приложить свои теоретические знания социальный работник: фундаментальная ошибка атрибуции, как известно, связана с недооценкой или просто игнорированием ситуативных факторов. Различия в атрибуциях «стороннего» наблюдателя и непосредственного участника приводят к тому, что последний считает себя «более адекватным» в оценке ситуации, поскольку знает ее изнутри. Таким образом, защитные механизмы социального «я» приводят к рассогласованию во внутренних установках, усугубляют конфликтное видение.

Чрезмерная уверенность в правильности своей точки зрения блокирует всякие сомнения и «бросает» психологические якоря в сознании тех, кто принимает политически значимые решения. Проблема метафор и суждений по аналогии, когда индивиды стремятся прийти к пониманию новых явлений путем обращения к ставшим уже знакомым концептуальным схемам, также может свидетельствовать в пользу «рациональности» (или рациональной практичности) нашего мышления, его «экономичности» в выборе средств, чтобы осмыслить сложные и двусмысленные явления в общественной и политической жизни. В этом случае в соответствии с психологическими законами происходит заострение нашего внимания на одних аспектах проблемы при ее «затушевывании» за счет других. С расчетом на реконструкцию в сознании аналогий «срабатывает» и теория «домино», т.е. цепной или циркулярной реакции в случае появления слабого звена в сфере влияния, за которым, как предполагалось (иногда и не без оснований), должны последовать и другие, и все другие.

Не менее распространенной моделью метафорического мышления является поиск смысла на основе исторических аналогий и прецедентов. В этом плане «рациональность» приобретенных знаний заключается скорее в поиске только самых очевидных, близких во времени исторических фактов.

Вывод из рассмотренных примеров, связанных с ошибками восприятия на основе метафор и аналогий, скорее всего связан с необходимостью отказа от «черно-белого» мышления, более тонко проводить и использовать в своих суждениях исторические аналогии, быть более критичными, «видеть» многомерность социальных и политических реалий, развивать способности к саморефлексии.

Рассмотрение указанных выше аспектов позволяет полагать о том, что рациональность в социальной и политической жизни и связанная с ней прогнозируемость вариантов выбора решений из числа имеющихся альтернатив является скорее продуктом деятельности не только индивидов, но и контекста их интеракции, ситуационных факторов. На примере некоторых когнитивных механизмов мы попытались продемонстрировать всю сложность и многоаспектность изучения указанных вопросов. Учитывая ряд характерных ошибок восприятия, научения, связанных с некоторой ограниченностью, психологической упрощенностью процессов мышления, можно говорить о рациональности индивидов только в рамках уже сделанных выборов из вариантов возможных решений. Ряд последних исследований в области когнитивной и социальной психологии акцентирует внимание на таком варианте принятия решений, который не вполне вписывается в модель рационального выбора, понимаемого в рамках максимизации полезности, выгоды участниками социальных и политических процессов. По нашему мнению, определенные научные перспективы дальнейшего поиска истины могут быть связаны с разработками в области саморефлексии или метакогнитивности как специфической формы когнитивной интеграции.

 



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)