Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В школах с полиэтническим контингентом обучающихся



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
В школах с полиэтническим контингентом обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие национальных языков является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к её решению подходят по-разному, но общая цель – сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, формирование толерантной личности, способной понять национальную культуру разных народов.

С целью возрождения, сохранения и развития государственных языков Республики Мордовия введено изучение мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в начальных классах школ с полиэтническим контингентом обучающихся. В становлении языковой личности ведущее место занимает начальный этап развития и воспитания, поэтому начинать приобщение к национальным языкам и культуре необходимо именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изучение государственных языков РМ даёт возможность не только обогатить словарь школьника новыми словами и понятиями, но и познакомить его с историей нашей республики, познать особенности национального характера, воспитывать интерес к мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку.

Обучение национальным языкам должно идти параллельно с освоением национальной культуры, так как язык есть отражение национальной культуры народа, говорящего на нём. По такому принципу построены учебники по изучению мокшанского и эрзянского языков, выпущенные Мордовским книжным издательством в 2007 – 2008 гг. Здесь изучение языка идёт параллельно с изучением национальной культуры. Познание языка происходит через постижение национальной культуры.

Через язык дети познают культурные ценности народа. Овладение языком как частью национальной культуры открывает возможность для её всестороннего и достоверного понимания. В свою очередь, приобщение к национальной культуре способствует ослаблению процесса антипедагогического воздействия на развивающуюся личность средств массовой информации, часто формирующих ориентацию детей на ценности массовой культуры, героизирующей криминальный мир, оправдывающей аморальность и распущенность.

Учебники построены с учётом психологических особенностей младшего школьника. Они включают загадки, пословицы, малые фольклорные произведения, игры со словами, вводимыми для усвоения, диалоги на темы, близкие ребёнку младшего школьного возраста.

При ознакомлении с языком мордовского народа учитель имеет возможность сопоставлять культуры мордовского, татарского, русского и других народов, тем самым провести параллели между культурами разных народов. Осознать, что хотя и говорят эти народы на разных языках, но ценности у разных народов во многом совпадают.

Учебно-методическое обеспечение мордовских (мокшанского, эрзянского) языков:

 

2 класс Исайкина А.И., Малькина М.И. Мокшанский язык (первый год обучения) 2007 г. Саранск: Мордовское книжное издательство
2 класс Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык (первый год обучения) 2007 г. Саранск: Мордовское книжное издательство
3 класс Исайкина А.И., Малькина М.И. Мокшанский язык (второй год обучения) 2008 г. Саранск: Мордовское книжное издательство
3 класс Дмитриева С.Ю., Кочеваткина О.В., Ломакина Л.Ф. Эрзянский язык (второй год обучения) 2008 г. Саранск: Мордовское книжное издательство

 

Готовятся к изданию рабочие тетради к учебникам для 2 класса (первый год обучения).

Татарский язык в начальном звене обучения

Класс

Вагизова С.Г.   Валитова Р.Г. Алифба (красная)   Прописи к Алифбе № 1, 2 2007 г. Магариф
Харисов Ф.Ф. Татарский язык 2003 г. Магариф
Ягафарова Р.Х. Книга для чтения 2004 г. Магариф

Класс

Нуриева АХ. Татарский язык 2004 г. Магариф
Ягафарова Р.Х. Книга для чтения 2004 г. Магариф

Класс

Харисов Ф.Ф., Хисамова Ф.М., Харисова Ч.М. Татарский язык 2004 г. Магариф
Ягафарова Р.Х. Книга для чтения 2004 г. Магариф

Класс

Харисов Ф.Ф. и др. Татарский язык 2004 г. Магариф
Ягафарова Р.Х. Книга для чтения 2004 г. Магариф

Русский язык и литература

Д.А. Еналеева, методист кафедры

филологического образования

 

В условиях модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия: базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе современными способами оценки достижений учащихся.

Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в практику преподавания различные формы работы:

- учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные конференции и диспуты;

- различные формы самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, литературно-критическими статьями;

- обсуждение вопросов проблемного характера;

- проектная деятельность учащихся;

- парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера и т.д.

Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое образовательное пространство при вариативности содержания образования. Стандарт определяет концентрическую структуру содержания программ и учебников для основного общего (5 - 9 классы) и среднего (полного) общего (10 - 11 классы) образования, в том числе профильного.

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года на изучение русского языка и литературы в общеобразовательном учреждении отводится следующее количество часов:

 

Предмет

Уровень обучения

Классы

5 6 7 8 9 10 11

Количество часов

Русский язык

Базовый уровень 210/6 210/6 140/4 105/3 70/2 35/1 35/1
Профильный уровень           105/3 105/3

Литература

Базовый уровень 70/2 70/2 70/2 70/2 105/3 105/3 105/3
Профильный уровень           175/5 175/5

 

Принципы построения федерального базисного учебного плана для Х - ХI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Такой подход дает возможность организации профильного обучения и выбора элективных курсов старшеклассниками.

Элективные курсы способствуют созданию условий для дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечению углубленного изучения предмета, подготовке к сдаче единого государственного экзамена, удовлетворению познавательных интересов учащихся в области филологии.

Нормативные документы Министерства образования РФ, определяющие организацию и содержание элективных курсов в составе профильного обучения, а также методические рекомендации по дидактическому обеспечению этих курсов содержатся в сборнике «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология» (М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2004). Кроме того, разработаны «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10 - 11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю» (М.: Просвещение, 2007), созданы «Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы» (М.: Дрофа, 2007), имеется сборник программ «Литература. Элективные курсы» (М.: Дрофа, 2004).

Проблема обновления содержания филологического образования тесно связана с проблемой обеспечения учебно-воспитательного процесса соответствующими учебниками.

Согласно статье 32 Закона «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из Федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнение учителей, представителей родительской общественности. Список учебников, по которым дети учатся в конкретной школе, - это серьезный документ, результат коллегиального обсуждения, а значит, дополнительная гарантия того, что при смене учителя детям не придется менять учебник.

Приказом Минобрнауки РФ № 349 от 13.12.08 г. утвержден Федеральный перечень учебников, который является обязательным для использования в каждом образовательном учреждении, реализующем программы среднего общего образования и имеющем государственную аккредитацию («Вестник образования», № 2, 2008).

В целях соблюдения преемственности в преподавании предмета и осуществления непрерывного филологического образования считаем наиболее приемлемым использование в 2008 - 2009 учебном году следующих учебников русского языка для 5 - 9 классов:

· Бабайцевой В.В. , изд-во «Дрофа»;

· Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., изд-во «Просвещение».

В предметной линии Ладыженской Т.А. просим обратить внимание на следующее: в 8 и 9 классах рекомендованы учебники Тростенцовой Л.А.

Для 10-11 классов по русскому языку рекомендуем учебники следующих предметных линий:

· Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. (базовый и профильный уровни, изд-во «Просвещение»).

Этот учебник является универсальным. В нем даны теоретические сведения и разработана система упражнений, приведены задания по составлению собственных текстов; систематизированы важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. К учебнику имеются методические рекомендации, содержательные дидактические материалы.

· Гольцова Н.Г, Шамшин И.В., изд-во «Русское слово».

Учебник систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Может быть использован как справочник для поступления в вуз, при сдаче как письменного, так и устного экзамена, а также подготовке к ЕГЭ. К этому учебнику имеется программа, поурочное планирование этих же авторов (2-е издание, «Русское слово», 2005), книга для учителя (2-е издание, исправленное и дополненное, «Русское слово», 2005), которая включает тематическое планирование и методические рекомендации по проведению уроков в старших классах, а также материалы по развитию речи учащихся. В комплект входит пособие «Русский язык в таблицах» (Русское слово, 2006).

· Бабайцева В.В., Михальская А.К. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля (2-е издание, М., изд-во «Дрофа», 2005). Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретенные учащимися в 5 - 9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающие изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты.

К учебнику имеются методические рекомендации, специальный сборник тестов авторов Иссерс О.С., Кузьминой Н.А. («Дрофа», 2005), предназначенный для проверки теоретических знаний и практических навыков старшеклассников по курсу русского языка. Может быть использован для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.

По литературе мы выделяем:

·  УМК Коровиной В.Я. (изд-во «Просвещение») и рекомендуем для ОУ республики в 2008 - 2009 учебном году.

Учебники полностью переработаны, к ним имеются методические пособия и советы различных авторов (Коровиной, Ереминой, Турьянской, Мироновой), дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим» Коровиной В.Я., которые являются также практикумом, ориентирующим учащихся на самостоятельную работу с текстами программных произведений, включают вопросы, творческие задания, материалы для внеклассной работы.

· Учебники Бунеева Р.Н. образовательной системы «Школа 2100». Серия «Свободный ум» с 5 по 9 класс (изд-во «Баласс»).

Эти учебники являются продолжением авторского курса «Чтение и начальное литературное образование» для 1 - 4 классов, представленного книгами для чтения «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», « В океане света», и написаны в соответствии с программой непрерывного курса для начальной и средней школы «Чтение и литература».

· Из перечня «Допущенные» можно продолжить работу по учебникам Кутузова А.Г. «В мире литературы» изд-ва «Дрофа».

Они успешно используются образовательными учреждениями нашей республики, о них хорошо отзываются учителя. Современны в том плане, что их главная цель – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте культуры. Теоретико-литературные понятия поданы живо и интересно в форме диалога. Методический аппарат учебников ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. В УМК входят методические рекомендации, рабочие тетради в 2-х частях.

10-11 классы по программе Коровиной В.Я.:

· Для изучения на базовом и профильном уровнях для 10 класса рекомендован учебник Лебедева Ю.В, изд-во «Просвещение».

· Из перечня «Допущенные» предлагаем использовать для 10 класса учебник Коровина В.И. (базовый и профильный уровни) – в 2-х частях, 6-е изд., переработанное, М., изд-во «Просвещение», 2006. Учебник написан доступным языком, хорошо продумана система вопросов и заданий, предусматривающих самостоятельную деятельность учащихся разной степени сложности. Разделы, вопросы и задания, предназначенные для изучения на профильном уровне, обозначены звездочкой. Предложена тематика сочинений, рефератов, исследовательских работ, список литературы для подготовки.

· Для 11 класса рекомендован учебник под ред. В.П. Журавлева (базовый уровень, изд-во «Просвещение»).

 



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
В школах с полиэтническим контингентом обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В школах с полиэтническим контингентом обучающихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)