В школах с полиэтническим контингентом обучающихся
Развитие национальных языков является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к её решению подходят по-разному, но общая цель – сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, формирование толерантной личности, способной понять национальную культуру разных народов. С целью возрождения, сохранения и развития государственных языков Республики Мордовия введено изучение мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в начальных классах школ с полиэтническим контингентом обучающихся. В становлении языковой личности ведущее место занимает начальный этап развития и воспитания, поэтому начинать приобщение к национальным языкам и культуре необходимо именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Изучение государственных языков РМ даёт возможность не только обогатить словарь школьника новыми словами и понятиями, но и познакомить его с историей нашей республики, познать особенности национального характера, воспитывать интерес к мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку. Обучение национальным языкам должно идти параллельно с освоением национальной культуры, так как язык есть отражение национальной культуры народа, говорящего на нём. По такому принципу построены учебники по изучению мокшанского и эрзянского языков, выпущенные Мордовским книжным издательством в 2007 – 2008 гг. Здесь изучение языка идёт параллельно с изучением национальной культуры. Познание языка происходит через постижение национальной культуры. Через язык дети познают культурные ценности народа. Овладение языком как частью национальной культуры открывает возможность для её всестороннего и достоверного понимания. В свою очередь, приобщение к национальной культуре способствует ослаблению процесса антипедагогического воздействия на развивающуюся личность средств массовой информации, часто формирующих ориентацию детей на ценности массовой культуры, героизирующей криминальный мир, оправдывающей аморальность и распущенность. Учебники построены с учётом психологических особенностей младшего школьника. Они включают загадки, пословицы, малые фольклорные произведения, игры со словами, вводимыми для усвоения, диалоги на темы, близкие ребёнку младшего школьного возраста. При ознакомлении с языком мордовского народа учитель имеет возможность сопоставлять культуры мордовского, татарского, русского и других народов, тем самым провести параллели между культурами разных народов. Осознать, что хотя и говорят эти народы на разных языках, но ценности у разных народов во многом совпадают. Учебно-методическое обеспечение мордовских (мокшанского, эрзянского) языков:
Готовятся к изданию рабочие тетради к учебникам для 2 класса (первый год обучения). Татарский язык в начальном звене обучения Класс | Вагизова С.Г. Валитова Р.Г. | Алифба (красная) Прописи к Алифбе № 1, 2 | 2007 г. | Магариф | |||||||||||||||||||||||||||||
Харисов Ф.Ф. | Татарский язык | 2003 г. | Магариф | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ягафарова Р.Х. | Книга для чтения | 2004 г. | Магариф | ||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Нуриева АХ. | Татарский язык | 2004 г. | Магариф | |||||||||||||||||||||||||||||
Ягафарова Р.Х. | Книга для чтения | 2004 г. | Магариф | ||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Харисов Ф.Ф., Хисамова Ф.М., Харисова Ч.М. | Татарский язык | 2004 г. | Магариф | |||||||||||||||||||||||||||||
Ягафарова Р.Х. | Книга для чтения | 2004 г. | Магариф | ||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Харисов Ф.Ф. и др. | Татарский язык | 2004 г. | Магариф | |||||||||||||||||||||||||||||
Ягафарова Р.Х. | Книга для чтения | 2004 г. | Магариф |
Русский язык и литература
Д.А. Еналеева, методист кафедры
филологического образования
В условиях модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия: базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе современными способами оценки достижений учащихся.
Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в практику преподавания различные формы работы:
- учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные конференции и диспуты;
- различные формы самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, литературно-критическими статьями;
- обсуждение вопросов проблемного характера;
- проектная деятельность учащихся;
- парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера и т.д.
Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое образовательное пространство при вариативности содержания образования. Стандарт определяет концентрическую структуру содержания программ и учебников для основного общего (5 - 9 классы) и среднего (полного) общего (10 - 11 классы) образования, в том числе профильного.
Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года на изучение русского языка и литературы в общеобразовательном учреждении отводится следующее количество часов:
Предмет |
Уровень обучения |
Классы | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Количество часов | ||||||||
Русский язык | Базовый уровень | 210/6 | 210/6 | 140/4 | 105/3 | 70/2 | 35/1 | 35/1 |
Профильный уровень | 105/3 | 105/3 | ||||||
Литература | Базовый уровень | 70/2 | 70/2 | 70/2 | 70/2 | 105/3 | 105/3 | 105/3 |
Профильный уровень | 175/5 | 175/5 |
Принципы построения федерального базисного учебного плана для Х - ХI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Такой подход дает возможность организации профильного обучения и выбора элективных курсов старшеклассниками.
Элективные курсы способствуют созданию условий для дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечению углубленного изучения предмета, подготовке к сдаче единого государственного экзамена, удовлетворению познавательных интересов учащихся в области филологии.
Нормативные документы Министерства образования РФ, определяющие организацию и содержание элективных курсов в составе профильного обучения, а также методические рекомендации по дидактическому обеспечению этих курсов содержатся в сборнике «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология» (М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2004). Кроме того, разработаны «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10 - 11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю» (М.: Просвещение, 2007), созданы «Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы» (М.: Дрофа, 2007), имеется сборник программ «Литература. Элективные курсы» (М.: Дрофа, 2004).
Проблема обновления содержания филологического образования тесно связана с проблемой обеспечения учебно-воспитательного процесса соответствующими учебниками.
Согласно статье 32 Закона «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из Федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнение учителей, представителей родительской общественности. Список учебников, по которым дети учатся в конкретной школе, - это серьезный документ, результат коллегиального обсуждения, а значит, дополнительная гарантия того, что при смене учителя детям не придется менять учебник.
Приказом Минобрнауки РФ № 349 от 13.12.08 г. утвержден Федеральный перечень учебников, который является обязательным для использования в каждом образовательном учреждении, реализующем программы среднего общего образования и имеющем государственную аккредитацию («Вестник образования», № 2, 2008).
В целях соблюдения преемственности в преподавании предмета и осуществления непрерывного филологического образования считаем наиболее приемлемым использование в 2008 - 2009 учебном году следующих учебников русского языка для 5 - 9 классов:
· Бабайцевой В.В. , изд-во «Дрофа»;
· Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., изд-во «Просвещение».
В предметной линии Ладыженской Т.А. просим обратить внимание на следующее: в 8 и 9 классах рекомендованы учебники Тростенцовой Л.А.
Для 10-11 классов по русскому языку рекомендуем учебники следующих предметных линий:
· Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. (базовый и профильный уровни, изд-во «Просвещение»).
Этот учебник является универсальным. В нем даны теоретические сведения и разработана система упражнений, приведены задания по составлению собственных текстов; систематизированы важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. К учебнику имеются методические рекомендации, содержательные дидактические материалы.
· Гольцова Н.Г, Шамшин И.В., изд-во «Русское слово».
Учебник систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Может быть использован как справочник для поступления в вуз, при сдаче как письменного, так и устного экзамена, а также подготовке к ЕГЭ. К этому учебнику имеется программа, поурочное планирование этих же авторов (2-е издание, «Русское слово», 2005), книга для учителя (2-е издание, исправленное и дополненное, «Русское слово», 2005), которая включает тематическое планирование и методические рекомендации по проведению уроков в старших классах, а также материалы по развитию речи учащихся. В комплект входит пособие «Русский язык в таблицах» (Русское слово, 2006).
· Бабайцева В.В., Михальская А.К. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля (2-е издание, М., изд-во «Дрофа», 2005). Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретенные учащимися в 5 - 9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающие изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты.
К учебнику имеются методические рекомендации, специальный сборник тестов авторов Иссерс О.С., Кузьминой Н.А. («Дрофа», 2005), предназначенный для проверки теоретических знаний и практических навыков старшеклассников по курсу русского языка. Может быть использован для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.
По литературе мы выделяем:
· УМК Коровиной В.Я. (изд-во «Просвещение») и рекомендуем для ОУ республики в 2008 - 2009 учебном году.
Учебники полностью переработаны, к ним имеются методические пособия и советы различных авторов (Коровиной, Ереминой, Турьянской, Мироновой), дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим» Коровиной В.Я., которые являются также практикумом, ориентирующим учащихся на самостоятельную работу с текстами программных произведений, включают вопросы, творческие задания, материалы для внеклассной работы.
· Учебники Бунеева Р.Н. образовательной системы «Школа 2100». Серия «Свободный ум» с 5 по 9 класс (изд-во «Баласс»).
Эти учебники являются продолжением авторского курса «Чтение и начальное литературное образование» для 1 - 4 классов, представленного книгами для чтения «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», « В океане света», и написаны в соответствии с программой непрерывного курса для начальной и средней школы «Чтение и литература».
· Из перечня «Допущенные» можно продолжить работу по учебникам Кутузова А.Г. «В мире литературы» изд-ва «Дрофа».
Они успешно используются образовательными учреждениями нашей республики, о них хорошо отзываются учителя. Современны в том плане, что их главная цель – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте культуры. Теоретико-литературные понятия поданы живо и интересно в форме диалога. Методический аппарат учебников ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. В УМК входят методические рекомендации, рабочие тетради в 2-х частях.
10-11 классы по программе Коровиной В.Я.:
· Для изучения на базовом и профильном уровнях для 10 класса рекомендован учебник Лебедева Ю.В, изд-во «Просвещение».
· Из перечня «Допущенные» предлагаем использовать для 10 класса учебник Коровина В.И. (базовый и профильный уровни) – в 2-х частях, 6-е изд., переработанное, М., изд-во «Просвещение», 2006. Учебник написан доступным языком, хорошо продумана система вопросов и заданий, предусматривающих самостоятельную деятельность учащихся разной степени сложности. Разделы, вопросы и задания, предназначенные для изучения на профильном уровне, обозначены звездочкой. Предложена тематика сочинений, рефератов, исследовательских работ, список литературы для подготовки.
· Для 11 класса рекомендован учебник под ред. В.П. Журавлева (базовый уровень, изд-во «Просвещение»).
2020-02-04 | 218 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: В школах с полиэтническим контингентом обучающихся |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы