Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей
Психологические основы первичной профилактики зависимостей Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата. Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой наркомании и алкоголизации в нашей стране: ♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность; ♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков; ♦ полинаркомания; ♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих наркотики); ♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводящих нередко к обратному эффекту; ♦ дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стремление переложить решение этой проблемы на государственные органы (милицию, школу и т. д.); ♦ привычный «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости; ♦ очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении наркомании; ♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного предложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка; возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музыка, рейв-музыка только с экстази). Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотическими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веществам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет. Уровень знаний и отношение к наркотикам детей разного возраста: 12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. 14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употреблению наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы: ♦ «Употребляющие и сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров. ♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть другу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности. ♦ Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье. Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобальность проблемы и необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания. Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий. Профилактическое пространство имеет: •индикаторные переменные,которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют; •критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы. Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные. На макроуровнепрофилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из : 1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды; 2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков); 3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых; 4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма. С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой. На мезоуровнеможно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах: ♦ учебное заведение и его среда; ♦ семья и ее стиль, атмосфера; ♦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.); ♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации). Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |