Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологические основы первичной профилактики зависимостей

Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата.

Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой нарко­мании и алкоголизации в нашей стране:

♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напит­ков;

♦ полинаркомания;

♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих нарко­тики);

♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводя­щих нередко к обратному эффекту;

♦ дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стрем­ление переложить решение этой проблемы на государственные органы (ми­лицию, школу и т. д.);

♦ привычный «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости;

♦ очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении нар­комании;

♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного пред­ложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка;

возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музы­ка, рейв-музыка только с экстази).

Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотиче­скими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веще­ствам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет.

Уровень знаний и отношение к наркотикам детей разного возраста:
11-12 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов, часто пересказанных друг другу. Сами наркотики не употребляют. Только единицы знакомы с теми, кто уже употребляет.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобаль­ной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают мно­го — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опас­ность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только меж­ду собой.

14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употребле­нию наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы:

♦ «Употребляющие и сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительнос­тью употребления без наличия зависимости. Употребление считается при­знаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть дру­гу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков не­допустимым, признаком слабости и неполноценности.

♦ Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они де­тализируются и становятся более объективными.

В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В свя­зи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребле­ния, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье.

Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобаль­ность проблемы и необходимость активных действий, направленных на измене­ние ситуации.

 

Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными дет­скими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.

Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как сис­тему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий.

Профилактическое пространство имеет:

индикаторные переменные,которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;

критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.

Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и про­анализировать индикаторные переменные.

На макроуровнепрофилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из :

1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды;

2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — со­циально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков);

3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовер­шеннолетних и молодежи, так и созависимых;

4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме нар­козависимости и алкоголизма.

С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.

На мезоуровнеможно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:

♦ учебное заведение и его среда;

♦ семья и ее стиль, атмосфера;

♦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дис­котеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);

♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные органи­зации).

Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)