Создание системы социальной защиты и социальных гарантий
При социально ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача — не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача — уменьшить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации, который, кстати, в странах ЕС равен 6, а в Швеции — 3. В Российской Федерации к 1997 г. он достиг 20. Поданным Министерства статистики и анализа (официально) разница между средним по республике доходом и доходом богатых людей кратна 3. Очевидно, что эти данные не совсем соответствуют действительности. Разрыв, очевидно, гораздо более существенен. Число нуждающихся в странах СНГ, Балтии и Центральной Азии во второй половине 1990-х годов возросло почти в четыре раза - с 40 до 150 млн человек. К этой социальной категории относится примерно треть граждан России и Украины, половина жителей Центральной Азии и 20% населения Польши. Об этом заявил консультант Департамента ООН по социальным вопросам, руководитель школы социологии Ноттингемского университета (Великобритания) Ник Маннинг, выступая в Петербурге на организованном ООН и Межпарламентской ассамблеей СНГ семинаре по социальной политике. В I полугодии 2007 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 17,3 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 17,9% по сравнению с I полугодием 2006 года (прогнозом на 2007 год предусмотрен его рост на 9,5-10,5%, на I полугодие 2007 г. – 8,5%). Розничный товарооборот торговли в I полугодии 2007 года составил 16,4 трлн. рублей, организаций общественного питания – 0,9 трлн. рублей, или соответственно 118,3% и 111,3% к уровню I полугодия 2006 года. В структуре розничного товарооборота в I полугодии 2007 года 67% приходилось на торговые организации, 33% - на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 53%, непродовольственных - 47%, в I полугодии 2006 года – соответственно 54% и 46%. Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в I полугодии 2007 года составила 76,5%, в том числе продовольственных товаров – 85%, непродовольственных – 65%. В I полугодии 2007 года населению продано продовольственных товаров на 9,1 трлн. рублей, что составляет 112,3% к уровню соответствующего периода 2006 года, непродовольственных товаров – на 8,2 трлн. рублей (124,6%).
Таблица 3.1. Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:
Примечание: Источник: Сайт Министерства Финансов
В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с соответствующим периодом 2006 года соки – на 30,7%, консервы рыбные – на 21,8%, растительное масло – на 16,9%, безалкогольные напитки– на 12,7%. В I полугодии 2007 года на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 1,7 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%. Торговыми организациями в I полугодии 2007 года продано непродовольственных товаров на 4,7 трлн. рублей, что составило 57% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в I полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла на 27,7%. В I полугодии 2007 г. объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 4,8 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 111,3% к уровню I полугодия 2006 г. при прогнозе на 2007 г. – 109-110%, на I полугодие 2007 г.– 108%. Организациями государственной формы собственности оказано 60,6% от общего объема платных услуг, частной – 38,7%. Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в I полугодии 2007 г. к уровню I полугодия 2006 г. в сопоставимых ценах составили: жилищно-коммунальных – 104,2% (прогноз – 102-103%), культуры – 120,3% (прогноз – 109-110%), туристско-экскурсионных – 130,2% (прогноз – 121-122%), физической культуры и спорта – 111,9% (прогноз – 121-122%), медицинских – 121,5% (прогноз – 104-105%), образования – 111,2% (прогноз – 106-107%). доход население распределение социальный Таблица 3.2. Структура денежных доходов населения представлена следующими данными (в процентах к итогу):
Примечание: Источник: Сайт Министерства Финансов
Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в I полугодии 2007 г. составил 574 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 118,6% к соответствующему периоду 2006 года при прогнозе на год – 114-114,5%. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 363,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13,4% больше, чем в I полугодии 2006 г. В I полугодии 2007 г. денежные доходы населения составили 27,2 трлн. рублей, что на 25,8% больше, чем за соответствующий период прошлого года при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,4%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за I полугодие 2007 г. увеличились по сравнению с I полугодием 2006 г. на 17,1% (при прогнозе роста на 2007 год на 7,5-8,5%). В июне 2007 г. по сравнению с июнем прошлого года реальные денежные доходы увеличились на 17%. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, которые в I полугодии 2007 г. составили 78,9% от общей суммы денежных доходов населения. В I полугодии 2007 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 467,9 тыс. рублей в месяц и выросли в реальном выражении на 17,5% по отношению к аналогичному периоду 2006 года (370,7 тыс. рублей).
Таблица 3.3. Денежные расходы и сбережения населения в I полугодии 2007 г.
Примечание: Источник: Сайт Министерства Финансов
Денежные расходы и сбережения населения в I полугодии 2007 г. составили 27,1 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 21,6 трлн. рублей (79,7% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 4,1 трлн. рублей (15,1%), на сбережения (прирост вкладов, расходы на приобретение ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты, изменение задолженности по кредитам) – 1,4 трлн. рублей (5,2%). Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в январе-марте 2007 года начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 660 тыс. рублей, что в реальном выражении на 10,1% больше, чем за аналогичный период 2006 года (в том числе в июне – 710 тыс. руб., реальный прирост к маю 2007 года – 3%). В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в I полугодии 2007 года составила 596 тыс. рублей, в том числе в июне – 643 тыс. рублей. Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности. Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы. Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями: ¾ соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития; ¾ уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта: ¾ эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем; ¾ опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы; ¾ рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования . Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена' прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы. Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др. В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать: ¾ создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; ¾ обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.; ¾ обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения; ¾ повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; ¾ постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов; ¾ содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе; ¾ улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования; ¾ снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения; ¾ повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот. Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики. В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения. Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо: ¾ обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы; ¾ формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства; ¾ поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету; ¾ совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам; ¾ регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы; ¾ развитие социального партнерства на всех уровнях управления; ¾ усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату. В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается: ¾ повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП; ¾ рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике; ¾ увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2005 г. до 39—40 % в 2020 г. Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран. Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства. Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства. Мероприятия в этой области должны быть ориентированы: ¾ на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным; ¾ рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.); ¾ существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением. Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений. Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %. Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий. В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих): ¾ первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности; ¾ второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии); ¾ третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого. На ближайшие годы намечено: ¾ проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы; ¾ развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы; ¾ совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав; ¾ обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности. В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан. Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений. Решению этих задач будут способствовать: ¾ установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска); ¾ увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты; ¾ персонифицированный учет по отдельным видам страхования; ¾ стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных; ¾ осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств; ¾ освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера. Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи. Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности. В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о" различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей. Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся. В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации. Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи. Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей. В условиях социально-экономических преобразований в Беларуси удалось сохранить многие структуры и потенциал социальной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечить конституционные права граждан в области охраны здоровья, получения образования, решения жилищных проблем и др. Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются: совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста в интересах бедных; развитие социальной политики в направлении усиления адресности и ориентации на поддержку наиболее уязвимых слоев населения; расширение и углубление процесса участия для обеспечение прав и реализации возможностей людей как активных членов общества; разработка системы мониторинга, позволяющей не только отслеживать тенденции реализации стратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса, корректировать намеченные планы. Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс. Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации, выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста в интересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секторальной экономической политики и институционального регулирования. В ходе подготовки и разработки стратегий Сербии, Армении, стран Балтии был проведен анализ хода реформ и их влияния на уровень, масштабы и распространение бедности, были исследованы динамика и распределение экономического роста, изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. В рамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов, требующихся для поддержания существующей системы социального обеспечения при различных вариантах развития макроэкономической и демографической ситуации. Эта модель позволяет также определить, к каким последствиям в области финансовой, экономической и налогово-кредитной политики может привести реформирования социальной сферы. В блоке финансовой политики, как правило , рассматривается влияние действующей залоговой системы на динамику бедности, осуществляется анализ расходов бюджета на социальные цели, оценивается механизм финансировании социальных программ. Важным элементом национальных стратегий, обеспечивающим их реализацию, является совершенствование системы государственного управления и законодательства. Так, например, в стратегических документах России Литвы осуществлен всесторонний анализ действующего законодательства и его влияния на масштабы и распространение бедности, приведены уровни принятия решений по вопросам реализации национальной стратегии. Социальная политика - это центральный блок национальных стратегий сокращения нудности, поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодоление ого явления, в таких областях, как: ¾ политика формирования доходов; ¾ политика на рынке труда, обеспечение занятости; ¾ развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.); ¾ система социальной защиты и социального страхования; ¾ пенсионная система; ¾ развитие малого и среднего бизнеса как меры самозанятости и самопомощи. Например, в национальных стратегиях Болгарии и Сербии приведены результаты комплексной оценки плюсов и минусов отказа от универсальной системы предоставления льгот и перехода на систему строгой адресной поддержки тех, кто больше всех в ней нуждается. Эксперты этих стран пришли к выводу, что сохранение в прежнем виде существующей системы категориального распределения льгот неэффективно с точки зрения борьбы с бедностью и проблематично из-за ограниченности финансовых возможностей государств. Вместе с тем переход на социальную адресную помощь сопряжен с такими проблемами, как: высокие административные расходы; несовершенство институциональной системы; возможности злоупотреблений; трудности проверки материального положения (нуждаемости) потенциальных бенефициаров; высокий риск ошибок включения и исключения. В качестве способа нивелирования этих проблем рассматривается взвешенный отказ от категориального принципа предоставления льгот, скрытых привилегий и последовательный системный переход на адресную помощь социально уязвимым группам населения по мере подготовки административных условий. В стратегических документах таких стран, как Эстония, Литва, Сербия, особый акцент при обосновании стратегических направлений сокращения бедности сделан на целевой характер социальной политики. В Эстонии, например, в качестве целевых групп были определены дети и семьи, имеющие детей; длительно безработные; инвалиды и хронически больные; работающие бедные; престарелые; маргинальные группы. Для каждой из перечисленных групп намечены основные цели по предотвращению бедности, очерчен круг задач, решением которых можно достигнуть этих целей. Так, в частности, для группы «Престарелые» была поставлена цель: «Снижение высокого риска бедности и обеспечение достойной жизни». Для достижения указанной цели предлагается: предоставлять престарелым различные виды поддержки и услуг; облегчить их доступ к помощи и услугам; улучшить структуру потребления престарелых; сохранить их социальную активность; расширить возможности жить самостоятельно. В республике Беларусь для предотвращение бедности целесообразно: ¾ упорядочить льготы, предоставляемые населению ¾ провести детальное изучение уровня бедности населения ¾ выявить основные факторы бедности населения ¾ разработать комплекс мер, направленных на стимулирование занятости и самозанятости населения ¾ выявление основных путей стабилизации уровня бедности. Денежные доходы населения Беларуси в январе-июне нынешнего года составили Br21,7 трлн. Как сообщили в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 27% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,4%. По данным Минстата, в первом полугодии денежные доходы на душу населения составили Br370,7 тыс. Отношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету составило 147,2%, к бюджету прожиточного минимума - 226,7%. Эти показатели за январь-июнь прошлого года были соответственно 130% и 207,6%, а денежные доходы населения равнялись Br290,5 тыс. Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-июнь текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличились на 18,2%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателя на 2007 год - на 7-8,5%. В июне нынешнего года реальные денежные доходы населения республики увеличились по сравнению с июнем 2006 года на 17,6%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-июне текущего года возросли к уровню первого полугодия прошлого года на 18%. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-июне этого года составили 83,1% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось 61,1% денежных доходов населения. В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2006 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению. На втором этапе 2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повыш
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |