Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ



2020-02-04 138 Обсуждений (0)
Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование основных проблем в области налогообложения прибыли выявило, что потенциальные возможности усиления фискальной функции налога на прибыль организаций находятся не в экономической, а в правовой плоскости, т.е. в соблюдении хозяйствующими субъектами действующего законодательства. Так, 20% организаций в I полугодии 2007г. работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансовой деятельности, их количество составило 42%.[15] Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства.

Убытки на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности возможны. Однако, главной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. В настоящее время в целях налогообложения принимаются лю­бые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением доходов. В результате этого российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, по­скольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет.

Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов. 

Одним из эффективных инструментом решения этой проблемы является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога. Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты.

Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями.

Еще одной проблемой, приводящей к недопоступлению налога на прибыль в бюджет Российской Федерации, является сложная система его расчета. Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством.

Так, ввиду усложнения процедуры учета от 10%-ной амортизационной премии, отказались около 60,0% крупных, 78,0% средних и 64,6% малых предприятий.[15] От налоговых органов, при проведении проверок, требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства.

Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций. При оптимизации налогообложения прибыли можно выделить два направления:

1. минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов – по максимуму;

2. откладывание уплаты налога – заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.

 

Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов. Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса.

Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов. В этой связи, целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от на­лога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным устано­вить право региональных органов власти умень­шать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.

При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод». Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории.

 Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня.

Нельзя не учесть дальнейшее развитие и совер­шенствование системы налогообложения малого и сред­него бизнеса, которое целесообразно осуществлять в следующих направлениях. В части ЕНВД предлагается вернуться к первоначально поставленной перед ним задаче – максимально сократить возможности сокрытия налогооблагаемой базы и ухода от налогообложения в таких отраслях, где затруднен контроль налоговых органов за налично-денежным оборотом. Для этого необходимо введение ограничителей применения ЕНВД по таким критериям, как объем выручки, размер активов, численность персонала и т.п. Должны быть расширены права органов местного самоуправления, более осведомленных об особенностях функционирования организаций малого бизнеса, в части утверждения показателей базовой доходности и корректирующих коэффициентов.

Налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций. Упрощенную систему налогообложения следовало бы сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям, поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета ограничены.

Все эти меры по совершенствованию системы налогообложения прибыли будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.

 

Заключение

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации, он выполняет регулирующую функцию, реализующуюся через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Его ставка достаточно высока даже после снижения с 35 до 24%, что предполагает крупные суммы выплат. Но не смотря на это, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Как уже упоминалось ранее с 1 января  2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов.[2,с.455]

Такая мера направлена на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, позволяет оставить в их распоряжении больше прибыли, что приведет к расширению производства, а также скорейшему погашению долгов, образовавшихся в условиях мирового финансового кризиса. Необходимо также отметить, что о снижении ставки по налогу на прибыль говорилось уже более трех лет, однако останавливало значительное сокращение в этом случае доходов бюджетов.

Еще одна из причин снижения ставки налога заключается в том, что даже успешно функционирующие фирмы стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет. И все это при том, что существует большое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности применения льгот является одним из наиболее спорных.

     Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена.

Основным аргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с их применением. Они считают, что после отмены льгот поступающие суммы налога на прибыль увеличатся примерно вдвое. Но при этом они не учитывают, что и налоговая нагрузка сильно возрастет, причем не только по налогу на прибыль, но и по совокупности всех налогов, так доля налога на прибыль велика и составляет около 20 %. И, так как коренная причина неплатежей в бюджет состоит в отсутствии источников средств на предприятии, устранение льгот по налогу на прибыль собираемости налогов не увеличит.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена замена налога на прибыль налогом на доход предприятий, который будет отличаться порядком исчисления и значительным сокращением льгот. Планируется также снижение налоговой нагрузки на предприятия, но осуществиться ли это на практике можно будет узнать лишь после введения изменения кодекса в действие.




2020-02-04 138 Обсуждений (0)
Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование системы налогообложения прибыли в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)