Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.



2020-02-04 349 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Томске

Кафедра социальной работы

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой Социальной работы                     ______________ /____________

«___» _________________ 2011 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль волонтерского движения в профилактике социальных проблем

молодежи в сельской местности

(на примере с. Парабель Томской области)

 

Выполнила: студентка 6 курса,

заочной формы обучения

Матсакова Лидия Адамовна

 

Научный руководитель:

 

Томск, 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………9

1.1. Социальные проблемы молодежи, проживающей в условиях сельской местности. Технологии социальной работы по их профилактике…………..9

1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..17

1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….34

Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВолонтерскИХ ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере с. ПАРАБЕЛЬ Томской области)…………………………50

2.1. Социальные проблемы молодежи с. Парабель Томской области…….50

2.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций с. Парабель Томской области…………………………………………………………………………...62

2.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..79

Заключение……………………………………..…………..………………87

Список литературы…………………………………………….……....92

 

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации[1].

Переход России к рыночной экономике вызвал интенсивный процесс дифференциации вступающего в жизнь молодого поколения, появлению значительных групп социально дезадаптированных детей. Профилактика асоциального поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем современного общества, и соответственно – теории и практики социальной педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными.

Актуальность проблемы добровольческого движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России[2]. В их числе наиболее значимыми являются противоречия:

– между накопленным опытом социальной работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;

– между востребованностью современной отечественной социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;

– между реально существующей возможностью изучения опыта добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в практике работы российских неправительственных организаций.

С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности; идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как главную ценность этой деятельности.

В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А.В. Волохов, М.В. Демиденко, Т.Г. Пташко, Л.С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.). Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям. Современные теоретикометодологические подходы к развитию социальной активности молодежи получили обоснование в работах Б.З. Вульфова, Р.А. Литвак, М.И. Рожкова. Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития посвящены исследования В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, А.Я. Зосимовского, Е.К. Касаткиной, Т.Н. приобретает проблема развития социальной активности Мальковской, А.Н. Шпоны и др. В работах Л.Н. Клементьева, И.Н. Орловой, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Э.Д. Тлеулова, Л.А. Трепоуховой рассматриваются социально-педагогические аспекты развития социальной активности у студентов средних специальных и высших учебных заведений. В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А.В. Вол охов, М.В. Демиденко, М.В. Ноддубная, Т.Г. Нташко, Л.С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, О.В. Лешер и др.)[3]. Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям. Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество социальных исследований.

Однако, несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, собственно аспект развития социальной активности молодежи в волонтерской деятельности не рассматривался. До настоящего времени не исследованы воспитательные возможности волонтерского движения, не разработана эффективная модель развития социальной активности молодежи в условиях социальной работы.

Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между: возрастающей ролью волонтерского движения в социальном развитии общества и недостаточной разработанностью его теоретических основ; потребностью современного общества в социально активной молодежи и недостаточном использовании волонтерского движения; необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и воспитательных возможностей культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения основ волонтёрского движения. На основании вышеизложенного определена проблема исследования: каковы социальные условия, обеспечивающие эффективность влияния волонтерского движения на развитие социальной активности молодежи. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Роль волонтерского движения в профилактике социальных проблем молодежи в сельской местности».

Цель исследования – проанализировать позитивный опыт социальной деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы с молодежью.

Объект исследования – деятельность добровольцев отечественных неправительственных организаций;  волонтерское движение молодежи.

Предмет исследования – содержание и технологии социальной деятельности добровольцев; социальные условия развития социальной активности молодежи в волонтерском движении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России.

2. Обобщить теоретический отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев.

3. Обосновать специфику добровольческого движения в России.

4. Проанализировать содержание и технологии социальной деятельности добровольцев, выявить условия и механизмы их применения в практике социальной работы с молодежью в сельской местности России.(на примере с. Парабель)

Методы исследования:

– общенаучные методы (сравнение, анализ, сопоставление, обобщение);

– анализ научных, публицистических, статистических источников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

– определена сущность добровольческого движения как социального феномена;

– выявлены ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России;

– раскрыты взаимообусловленность социальной работы и деятельности добровольцев

– проанализировать содержание и технологии социальной деятельности добровольцев в практике социальной работы в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– выявлены условия практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного социального ресурса;

– представленные технологии социальной работы добровольцев могут быть использованы в практической социальной работе.

Источники исследования:

В ходе проведенного исследования были проанализированы официальные документы (законодательные акты, постановления, отчеты), словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник социальной службы» и др. Проанализированы Интернет-ресурсы, где систематически обобщается опыт деятельности добровольцев в зарубежных странах и в России.

Структура работы : состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: «хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому».

Волонтёрская деятельность — это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды[4].

Волонтерство в России, стартует практически с нуля, и одновременно достаточно активно развивается как на региональном, так и Федеральном уровнях.

 



2020-02-04 349 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)