Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием».



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием». 0.00 из 5.00 0 оценок




Соседство двух языческих мифологий, заключенных в символах, мы находим в стихотворении «Реквием». Прежде чем проанализировать мифологические символы этого текста, стоит заметить, что музыкальный жанр реквием появился в христианском Средневековье и ассоциируется с ним. Общеизвестно, что реквием – это заупокойная служба. Таким образом, заглавие сразу настраивает читателя на минорный лад.

В тексте же стихотворения есть строки:

«Цифру «Семь»

Огнем Сатурн

Прочертил над бездной» (34).

О значении числа «7» мы уже говорили при анализе стихотворения «Змея». Сатурн же выступает как главная планета-разрушитель[37]. Причем планета названа в честь бога Древнего Рима, и на нее спроецирована одна из его характеристик. В стихотворении планета, как и языческий бог, являет собой деструктивное начало – то есть символизирует гибель.

 Продолжая анализировать стихотворение «Реквием», мы сталкиваемся с аллюзией:

«Золотой, Серебряный,

Бронзовый, Железный.

Золотой, Серебряный,

Бронзовый, Железный...» (34)

Здесь мы имеем дело с веками развития человечества. О них мы находим упоминания в культурах Древней Греции и Индии.

Сама М. Пушкина назвала первоисточником собственный опыт. Но в своей работе мы будет относить эти века к индийской мифологии, потому что эта культура одна из самых древних, и, следовательно, данные представления о развитии человечества вполне возможно появились первыми.

Также в тексте мы видим:

«Песочных часов опустевшее тело

Подброшено кем-то Марии с младенцем…» (34)

Песочные часы символизируют «смертность и неумолимо проходящее время. Песочные часы часто появляются в изображении благочестивого, тихого образа жизни, для иллюстрации краткости человеческого бытия, как атрибут Отца-Времени и иногда Смерти»[38]. И как следствие, «песочных часов опустевшее тело» у ног Марии с младенцем можно трактовать как утрату христианской веры.

Символом в стихотворении является птица, упоминание которой мы находим в следующих строках:

«Под сводом готическим птица запела,

Чтоб в полночь упасть с разорвавшимся сердцем…» (34).

По данным Словаря символов птица – «воплощение как человеческого, так и космического духа – символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес»[39].

В данном тексте смерть птицы, как символ смерти души, передает ужас Конца Света и является символом гибели человечества.

 


Заключение.

Целью нашей работы было проанализировать мифологический подтекст и символику стихотворений в книге «Династия Посвященных», выявить связи между символом и мифом.

Для этого необходимо было дать символу и мифу определения, использованные в данной работе, а также проследить связь символики с мифологией в стихотворениях М. Пушкиной.

Основываясь на анализе текстов книги «Династия Посвященных», мы пришли к следующим выводам:

1. В текстах книги «Династия Посвященных» представлено большое количество мифологических символов, тесно связанных с мифологией, которая ассоциируется с христианской религией. Однако в авторском мире они порой соседствуют с символами, через которые мы выходим на мифологический уровень, связанный с представлениями древнейших цивилизаций о мире.

2. Связи между мифологическими символами в «Династии Посвященных» наблюдаются как в рамках одного текста (большинство случаев), так и между текстами («Андайский крест – «Покровители»). Наличие интертекстовых связей говорит, с одной стороны, об общности мотивов текстов (в частности мотив гибели, который заявлен в большинстве стихотворений) и, с другой стороны, о возможной циклизации текстов.

3. Автор часто использует символику, понятную практически для всех мировых культур (например, число семь, змея). Это происходит потому, что поэтесса владеет знаниями, уровень которых выше уровня среднего слушателя (читателя). На это указывает появление собственно книги текстов «Династия Посвященных» с комментариями к некоторым текстам. Но М. Пушкина избегает использования образов, символики, которая бы отсылала к малоизвестным культурам и цивилизациям.

4. В процессе анализа стихотворений, содержащих мифологический символ, было выявлено, что в трех стихотворениях из пяти за символикой стоит смерть: в «Покровителях» и «Андайском кресте» гибель человечества предсказана еще в эпоху древних цивилизаций; в стихотворении «Лилия и Лилит» о мотиве смерти заявляет цветочная символика (обозначающая это в свете романтической эпохи). Интересно, что наряду с этими символами, относящих нас к мотивам смерти, в рамках данного параграфа рассматривается символ, который, наоборот, толкуется как возникновение жизни на земле.

5. Символы, не обладающие мифологическим подтекстом, появляются в стихотворениях, где четко можно выделить лирического героя: в «Невидима» - это таинственная Невидимка; в «Лунное дитя» - это мать, которая поёт колыбельную своему «лунному сыну»; в «Гром небесный» - это герой, осознавший безумство фортуны.

6. Стихотворение «Реквием» является центральным в этой книге. Оно содержит главный мотив «Династии Посвященных», находящий свое выражение не только в символике (в том числе мифологических символах), но и на уровне заголовка и темы.

7. Нельзя не отметить, что большое количество символов так или иначе связано с гибелью, смертью, деструкцией. Это можно объяснить, если вспомнить тот факт, что многие стихотворения данной книги впоследствии были положены на музыку и вошли в альбом «Династия Посвященных», который относится к жанру «готик-рок». 

 


Список литературы:

I .

1. Пушкина М. Династия Посвященных / М. Пушкина. М., 2007. 182 с.

2. Пушкина М. Ария Маргариты / М. Пушкина. М., 2002. 374 с.

II .

3. Гербер Х. Мифы северной Европы / Х. Гербер. М., 2008. 346 с.

4. Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России. 2007. 3 мая.

5. Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России. 2007. 21 июня.

6. Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России. 2007. 26 июля.

7. Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России. 2008. 18 сентября.

8. Добрынин Д. Высокое напряжение [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России. 2009. 24 января.

9. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М., 1994. 919 с.

10. Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е. М. Неёлов. Л.,1986. 200 с.

11. Пивоев В. М. Миф в системе культуры / В. М. Пивоев. Петрозаводск, 1991.216 с.

12. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. / В. Н. Топоров. М., 1995. 624 с.

 

III.

 

13. Мифы народов мира; в 2 т. / гл. редактор С. А. Токарев. М., 1987-1988.

14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994.

15. Страны и народы.  / науч. ред. Л. Н. Минц, Д. И. Люрн. М., 2008. 632с.

16. Трессидер Дж. Словарь символов / Дж. Трессидер. М., 1999. 448 с.

 

 

IV .

 

17. Айхенвальд Ю. Символ [Электрон. ресурс] / Ю. Айхенвальд // ФЭБ. Режим доступа: http:// feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6331.htm.

18. Александрова А. Энциклопедия цветов [Электрон. ресурс] /А. Александрова // Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://myfhology.narod.ru.

19. Аллюзия [Электрон. ресурс] // Онлайн- энциклопедия «Кругосвет»/ Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ALLYUZIYA.html.

20. Ассоциация [Электрон. ресурс] // Онлайн- энциклопедия «Кругосвет» / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа:  http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/ASSOTSIATSIYA.html

21. Вопрос-ответ [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://www.askguru.ru/list.ghtml?ID=304134&Is_answer=1.

22. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Электрон. ресурс] / А. Ф. Лосев // Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://losevaf.narod.ru/losev-problemasimvola.htm.

23. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа [Электрон. ресурс] / Е. М. Мелетинский // Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/index.php.

24. Мириманов В. Миф [Электрон. ресурс] / В. Мириманов // Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MIF.html?page=0,3.

25. Тайна Андайского креста [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://www.lenta2012.ru/pulsblog/17706_taina-andaiskogo-kresta.aspx.


[1] Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 38.

[2] Пушкина М. А. Ария Маргариты. М., 2002. С. 366

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же. С. 366-367

[6] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://losevaf.narod.ru/losev-problemasimvola.htm.

[7] Аллюзия [Электрон. ресурс] // Онлайн –энциклопедия «Кругосвет» / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа:http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ALLYUZIYA.html.

[8] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://losevaf.narod.ru/losev-problemasimvola.htm.

[9] Ассоциация [Электрон. ресурс] // Онлайн –энциклопедия «Кругосвет»  / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа:http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/ASSOTSIATSIYA.html.

[10] Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики  Л.,1986. С. 18.

[11]Мириманов В. Миф [Электрон. ресурс] // Онлайн –энциклопедия «Кругосвет» / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MIF.html.

[12] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка М., 1994. С.314

[13] Пушкина М. Династия Посвященных. М., 2007.С. 6. Далее цитируем по этому изданию, номера страниц указаны в скобках.

[14] Тайна Андайского креста [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://www.lenta2012.ru/pulsblog/17706_taina-andaiskogo-kresta.aspx.

[15] Там же.

[16] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С. 431.

[17] Пушкина М. Династия Посвященных. М., 2007. С. 168.

[18] Гербер Х. Мифы северной Европы. М., 2008. С. 294.

[19] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С. 114-115.

[20] Александрова А. Энциклопедия цветов [Электрон. ресурс] // Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http//myfhology.narod.ru.

[21] Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] / Д. Добрынин // Радио России.2007 21 июня.

[22] Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988.С . 55.

[23] Там же.

[24]Там же.

[25] Там же.

[26] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С. 331.

[27] Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] // Радио России.2007 21 июня.

[28] Пушкина М. Династия Посвященных. М., 2007 С.178.

[29]Вопрос-ответ [Электрон. ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. Режим доступа: http://www.askguru.ru/list.ghtml?ID=304134&Is_answer=1.

[30] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С.122.

[31] Пушкина М. Династия Посвященных. М., 2007. С. 2-5.

[32] Там же. С.150-151.

[33]Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С.110.

[34] Там же, С.271.

[35] Там же, С.308.

[36] Там же, С.203.

[37] Добрынин Д. Восьмая нота [Аудио-ресурс] // Радио России.2007 21 июня.

[38] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С.275.

[39] Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999, С.293.



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)