Использование разнообразных методов работы
Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю кружковую деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. На протяжении многих лет в нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции Мини-музей Саха (Якутии) « Мин Дойдум – мини Буга». Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках кружковой деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Саха. Название клуба – «Белый олень», я выбрала не случайно. Белый олень – символ счастья и любви, знак памяти и верности традициям наших предков. По древнему эвенкийскому преданию, белый олень считается священным животным, приносящим людям счастье. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Беседы Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своей республике и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Нюргуяна в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде: «Я девочка-якутяночка - Нюргуяна». Я живу в Якутии. На мне якутский костюм: платье – халадай с оборками и жилет с орнаментом. На голове у меня украшение – бастынга, а на ногах - торбаса. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями республики; их трудом, обычаями, традициями». Знакомство детей с народной культурой я начинаю со старшей группы. В начале года знакомлю детей с коренными жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Республики Саха (Якутия)», «Якутия – Мой край родной», «Жители тундры», «О природе и жизни людей на Севере». Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Нюргуяны с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Якутии. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Якутии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Д.: «Основные занятия коренных жителей Якутии – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом». Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов Якутии, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры. В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративно-прикладное искусство», «Символы Якутии», «Якутский праздник - Ыссыах». На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь. Беседа о труде и жизни оленевода: - Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях». - Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха». - Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть». Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы: · Лера Д. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное». · Вадим П. – о труде взрослых: «В Якутии живут оленеводы. Они заботятся об оленях, пасут их, охраняют и защищают от волков». Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа. На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых в Якутии, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Дидактические игры Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме: · накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами; · развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В старшей группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), «Найди пару» (закрепление названий предметов: чорон, бастынга, сэргэ кытыйа, туесок, ураса), «Магазин игрушек». Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям: - У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам. В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (березы, тальника). С «купленными» игрушками дети потом играют. Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу. Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним. На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к культуре северных народов. Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.
Народные игры Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики». Якутская философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры». Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Мудрость народов Севера гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагала детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Например «Бег зверя на четвереньках», «Стойка быка», «Горностай». Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей. Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Бой быков», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.
Заключение Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к якутской национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. В процессе обучения в клубе «Белый олень» дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о земле, на которой мы все живем.
Библиография: 1. Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003. 2. Г.И. Волков «Этнопедагогика». – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 3. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. «Родной край» - М.: «Просвещение», 1985. 4. Декоративное рисование в детском саду. Якутское книжное издательство, 1991. 5. Винокуров У.А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994. 6. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993. 7. Бондаренко А.К. Детские игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.
Приложение 1 Тематический план работы клуба «Белый олень» Цель: Приобщение детей к культуре народов Севера. Задачи: · Знакомить детей с народами, населяющими Крайний Север: культурой, традициями, обычаями, бытом. · Воспитывать понимание того, что каждый народ самобытен и достоин уважения, несмотря на численность. · Учить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиям, в которых проживает тот или иной народ, и образом жизни, традиционными промыслами, жизненным укладом. · Воспитывать толерантное отношение к людям любой национальности, населяющим нашу республику – Саха (Якутия).
Первый год обучения (старшая группа)
Сентябрь | ||||||||||||||||||
1 | Рассказ воспитателя «Коренные народы республики Саха (Якутия)№ | Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики: эвены, эвенки, Саха, юкагиры и др. | ||||||||||||||||
2 | Беседа «Якутия – мой край родной» | Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население республики | ||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||
1 | Жители тундры | Познакомить с обитателями тундры: северный олень, полярный волк, полярная сова, белый медведь и др. Рассказать об особенностях внешнего вида (окрас, пух, шерсть, защитный слой) и приспособления животных и птиц к условиям Севера. | ||||||||||||||||
2 | О природе и жизни людей на Севере | Знакомить детей с основными занятиями и промыслами якутов. Закреплять знания о коренных жителях Якутии | ||||||||||||||||
3 | Скотоводство | Дать детям представление о значении верховой лошади в жизни якутов. Рассказать о культе коня в якутской мифологии | ||||||||||||||||
4 | Охотничий промысел у якутов | Познакомить с разновидностями зимней и летней охоты на «мясных», хищных и пушных зверей; боровую и водоплавающую дичь. Воспитание уважения к традициям народа. | ||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||
1 | Национальная одежда якутов | Знакомить детей с основными видами одежды якутов: халадай, бастынга, торбаса, унты и др. Учить определять характерные черты якутской национальной одежды. | ||||||||||||||||
2 | Знакомство с орнаментом. Рисование «Чепрак» | Познакомить с якутским национальным орнаментом, его основными элементами, цветовой гаммой, используемой мастером. Учить украшать изделия якутскими узорами | ||||||||||||||||
3 | Народные традиции и шитье | Продолжать знакомить детей с народными традициями, учить вышивать узоры со значением. Воспитывать интерес к рукоделию и народному промыслу. | ||||||||||||||||
4 | Кузнечный промысел и ювелирное дело | Знакомить детей с кузнечным промыслом: технология изготовления изделий из металла. Показать разнообразие традиционных национальных украшений из различных материалов: золото, серебро, кость, мех и др. | ||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||
1 | Обработка дерева. Деревянная посуда. | Дат знания о технологии изготовления посуды и домашней утвари из дерева. Учить определять Фому, декор, назначение деревянной посуды якутов. Закреплять знания детей о свойствах дерева как материала. | ||||||||||||||||
2 | Чороны | Продолжать знакомить детей с якутскими национальными промыслами – изготовление изделий из дерева. Учить рисовать национальный сосуд «чорон», используя различные материалы по выбору. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям | ||||||||||||||||
3 | Якутский священный столб - СЭРГЭ | Познакомить детей с разновидностями сэргэ и их основными функциями. Познакомить с народными мифами и поверьями, традициями, связанными с СЭРГЭ | ||||||||||||||||
4 | Рисование СЭРГЭ | Учить создавать сюжетные композиции с использованием элемента – СЭРГЭ. Закреплять знания об орнаментах и композициях из отдельных элементов. | ||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||
1 | Изделия из бересты Изготовление берестяных свистулек | Познакомить детей с изделиями из бересты. Дать представления о технике обработки бересты для различных целей; о разнообразных украшениях из бересты, способах украшения берестяных изделий. | ||||||||||||||||
2 | Изготовление одежды из кожи Украшение предметов одежды элементами якутских узоров | Познакомить детей со способами изготовления одежды из кожи домашних и диких животных. Закреплять названия предметов и элементов одежды, составляющие орнаментов для украшения одежды. | ||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||
1 | Косторезное искусство Якутии Изготовление панно «Охота» на пластилиновых дощечках (техника «резьбы» по основе) | Познакомить детей с творчеством якутских мастеров-косторезов. Учить определять основную тематику работ, мотивы фольклора и этнографии. | ||||||||||||||||
2 | Духовная культура Шаманизм древних якутов Игровое занятие «У костра» | Дать детям знания о ритуалах и личности якутского шамана. Учить отмечать принадлежности шаманских обрядов. Воспитывать любознательность и философское отношение к суевериям. | ||||||||||||||||
3 | Жанры якутского фольклора | Знакомить детей с основными жанрами якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, предания, песни, мифы. Прививать любовь и уважение к явлениям народного быта. | ||||||||||||||||
4 | Знакомство с героическим эпосе «Олонхо» | Познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Дать понятие «героический». Учить пересказывать отдельные сюжеты эпоса. Воспитывать уважение к народному творчеству. | ||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||
1 | Народное песенное творчество | Знакомить с типами якутской песни, содержанием песенного фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам. | ||||||||||||||||
2 | Хомус | Познакомить с народным музыкальным инструментом – хомусом. Учить отличать музыкальное звучание хомуса от других музыкальных инструментов. | ||||||||||||||||
3 | Госпожа Аан Алахчын | Познакомить с народными традициями. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, поклонение природе. | ||||||||||||||||
4 | Кумысное празднество - ЫСЫАХ | Продолжить знакомство с народными традициями и обычаями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение. | ||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||
1 | Культура эвенкийского народа. Главное занятие эвенков. Рисование нарт, оленей.
Способы охоты. Важнейшие орудия охотника.
Рыболовство. | Дать представления о традиционных занятиях эвенков. Учить называть предметы упряжи и их назначение. | ||||||||||||||||
2 | Учить рисовать оленей с нартами. Развивать интерес к народному творчеству. Продолжать знакомство с орнаментом. | |||||||||||||||||
3 | Знакомить со средствами и способами охоты. Рассказать о запретах, связанных с охотой. Воспитывать интерес и любознательность. | |||||||||||||||||
4 | Учить различать и называть некоторые виды промысловых рыб. Рассказать о способах и средствах рыбной ловли. Знакомить с народными обычаями. | |||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||
1 | Жилище эвенков – чум | Познакомить детей с разнообразием эвенкийского жилища. Учить рисовать схему внутреннего расположения чума и наружный вид конического чума. Воспитывать уважение к очагу, к обычаям предков. | ||||||||||||||||
2 | Традиционная посуда эвенков | Дать представления о разнообразии эвенкийской посуды и уметь определять материал, из которого она изготовлена. | ||||||||||||||||
3 | Пища эвенков | Познакомить с эвенкийскими национальными блюдами. Учить сортировать традиционную пищу по видам продуктов. | ||||||||||||||||
4 | Одежда эвенков | Познакомить с видами, кроем, материалами, способами украшения эвенкийской одежды. |
Второй год обучения
(подготовительная группа)
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Приложение 2
В помощь педагогу
2020-02-04 | 282 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Использование разнообразных методов работы |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы