Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место и роль ПЗИ в системе комплексной защиты



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Место и роль ПЗИ в системе комплексной защиты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Направления защиты информации: 1.правовая з.и. 2.организационная 3.тех.защита(ТЗИ,ИТЗИ).

 

Правовая защита — это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе(межгосударственная защита; защита на уровне государства; на уровне предприятия)

 

Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами. В нашей стране такими правилами (актами, нормами) являются Конституция, законы Российской Федерации, Указы, Постановления, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.

Ведомственные нормативные акты определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, издаваемыми ведомствами, организациями и предприятиями, действующими в рамках определенных структур.

Сами законы и прочие акты не являются самостоятельными мерами защиты информации, это меры предупреждения(можно привлечь на основе закона).

 

Структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации: Первый блок — конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.  

Второй блок — общие законы, кодексы которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.

Третий блок — законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Наряду с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию, безопасности информации, представляющей общегосударственный интерес.

Четвертый блок — специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений. Это: Об информации, информатизации и защите информации, О связи, Об авторском праве и смежных правах, О государственной и о коммерческой тайне, Об архивах и т.д. Именно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.

Пятый блок — законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся защиты информации.

Шестой блок — подзаконные нормативные акты по защите информации.

Седьмой блок — это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.

Таким образом, правовая защита информации обеспечивается нормативно-законодательными актами, представляющими собой по уровню иерархическую систему от Конституции РФ до функциональных обязанностей отдельного конкретного исполнителя, определяющих перечень сведений, подлежащих охране, и меры ответственности за их разглашение.(ПЗИ определяет порядок деятельности)

(Правовое регулирование также регламентирует лицензирование деятельностей, страхование, патентование и т.д.)

 

 

Появление информационного права обусловлено след. причинами:

1. инф-я приобретает характер товара, включенного в гражданский и иной оборот

2. в связи с развитием средств вычислительной и иной инф. техники

3. с переходом общества на стадию постиндустриальное инф. общества

4. с возможностью воздействия инф-и на психику людей.

Инф. право изучает инф-ую сферу как сферу правового регулирования, связывают со сферой человеческой деятельности, направленную на сбор, сохранение, создание и потребление инф-и. Изучаются только общественные отношения в данной сфере, предметом являются только совокупность инф. правоотношений, т.е. общ. отношений, регулируеых правом в инф. сфере.

Объектом инф. права является инф-я как объект правового регулирования.

Метод правового регулирования - способ, прием воздействия на объект регулирования. В инф. праве используется комплексный метод правового регулирования. Все методы, входящие в этот комплекс можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные методы основаны на неравенстве участников правоотношений (гос-во и гражданин) и установлении жесткой однозначной модели поведения. Такие методы использованы при правовой охране и защите гос.тайны. Диспозитивные методы основаны на равенстве участников правоотношений и здесь обычно устанавливают дозволения, согласования, рекомендации, поощрения и законодатель ограничивается предпочтительной моделю поведения.

Инф. право относят к комплексным отраслям права. Инф. право взаимосвязано с другими отраслями права:

1. конст. права - регулирует ряд общих вопросов, таких как свобода мысли, слова, массовой инф-и, вопросы, связанные с федеральной инф-ей, разграничением доступа, личной, семейной тайной, тайной телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений и отправлений.

2. административное право - взаимосвязано с инф. правом - подходы к изучению и тд. Адм. право рассматривает сферу гос. управления части инф. отношений, устанавливаются ситуации привлечения к адм.-правовой ответственности в данной сфере.

3. уголовное право - устанавливаются виды преступлений в инф. сфере

4. международное право

5. гражданское право - право интеллектуальной собственности, авторское, патентное право.

Источники инф. права:

1. международные акты

2. док-ты, общие для всех отраслей права (Конституция РФ, ФКЗ)

3. специальные федеральные законы. Помимо этого есть специально принятые подзаконные акты в сфере регулирования инф. права

4. Обычаи в сфере инф. деятельности

5. Отдельные нормы законодательства

6. Судебная практика (определения и постановления конст. суда РФ на уровне ФЗ, постановления верховного суда РФ, обзоры судебной практики)

7. Стандарты, технические регламенты, принятые в данной сфере.

Принципы инф. права:

Под принципом права понимаются фундаментальные положения отрасли права, основополагающие правовые идеи, закрепленные в основных нормах права, как нормы наиболее общего характера.

1. принцип законности - заключаетя в том, что субъекты инф. правоотношений должны соблюдать конституцию и законы РФ

2. открытости информации - заключается в том, что ни одна гос. структура или иная организация не могут вводить ограничения на доступ к инф-и. Такие ограничения могут вводиться только ФЗ.

3. приоритета международного права над внутригосударственным (Конвенция о защите прав граждан на персональные данные при автоматической обработке инф-и)

4. принцип оборотоспособности информации - основан на юр. св-вах инф-и и только ввиду оборотоспособности инф-и возможно формирование инф. права

5. принцип собственности и экономической целесообразности - правовая ЗИ не может затрагивать лежащие в основе экономики российского общества основополагающие нормы в отношении собственности

6. баланса интересов субъектов правоотношений и их взаимная ответственность

7. комплексной защиты информации - защита информации осуществляется всей системой права.

 

 

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяется, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

К основным принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

принцип соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

принцип открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающий информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

принцип равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающийся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

принцип приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

 

 

составляют основу информационного права. "Всеобщая декларация прав человека", которая была провозглашена в 1948 и ст.19 данного документа говорит о том,что человек имеет свободу придерживатся своих изменений и т.д.

Нормы этого документа были ратифицированы в конвеции Совета Европы " О защите прав человека и основных свобод" в 1950г.

Международный пакт "О гражданских и политических правах",который был принят в 1966г. Для СССР вступил в силу 1973 году.

При принятии Конституциии 1993г. закреплены в ст.29.п4. Право на доступ к информации- ст.41,42.Ряд норм конституции РФ,которые устанавливают частные аспекты информационных и свобод.-ст. 44,33,24,29,41,42.

В соответствии со ст.51 Кон-ии РФ конституционные права и свободы могут быть ограниченны лишь в той мере в кот-ой это необходимо для защиты основ конституционного строя,нравственности,здоровья,прав и законных интересов других лиц,обеспечение обороноспособности страны и государства.-никаких других условий для ограничения конституционных прав нет.

в ст.23,24 устанавливается право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну и говорит о том,что сбор,хранение и использование инф-ии о частной жизни лица не допускается без его согласия.

Информационные права и свободы может ограничивать защита иных видов конф-х тайн,если это предусмотренно федеральным законом

не допускается пропаганда и разжигание социальной,рядовой,религиозной вражды.

Закон об "Информации,информационных технологииях и з.и." говорить о возможности взыскания,в порядке привлечения к гражданско-правовой ответственности,материального ущерба, возникшего в связи с непредоставлением информации, а также о возможности взыскания морального вреда.

КоАП-ответственность за сокрытие, умышленное искажение информациии об экологической обстановке(ст.8.5)

УК-уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан

 

 

В соответствии с ФЗ "Об инф...":

Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП:

-административная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации

-за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии с УК РФ:

-уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в определенном порядке док-ов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина и ведомо ложной, неполной инф-и, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан

 

 

-Всеобщая декларация прав человека

-Международный пакт о гражданских и политических правах

-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

-Конституция РФ

Право на неприкосновенность частной жизни включает в себя:

1. право на личную неприкосновенность

2. право на свободу располагать собой, право находиться где-либо без контроля с чьей-либо стороны, право свободного перемещения

3. право на тайну личной жизни, личная и семейная тайна

4. право на тайну корреспонденции

5. право на защиту личности, защиту своего имени, чести, достоинства, деловой репутации и тд.

6. право на защиту жилища и его неприкосновенность

Исключения из права на неприкосновенность частной жизни, как правило, диктуются общественными интересами и искл. является инф-я о должностных лицах (инф-я о здоровье президента РФ, которая является общедоступной в соответствии с КРФ).

Конституция РФ:

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

 

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

 

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

 

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

 

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны (если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и в режиме служебной тайны (если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленном законом).

К основным способам гражданско - правовой защиты прав на неприкосновенность частной жизни, как нематериальных благ, относятся права требовать через иск в суд:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

признания действий незаконными;

пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания недействительным акта государственного органа либо органа местного самоуправления;

возмещения убытков;

компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);

опубликования ответа потерпевшего;

опровержения по суду порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случае административно - правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния на исход выборов.

Уголовно - правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может наступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение тайны голосования.

Применение мер уголовно - правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско - правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения.

 

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает перечень ограничений на свободу и личную неприкосновенность:

1. законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом

2. законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом

3. законный арест или задержание лица, произведенные в целях передачи его компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что задержание необходимо для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрыться после его совершения

4. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу

5. законное задержание лица с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг.

6. законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Ограничения допускаются в порядке уголовного процесса в целях предупреждения и предотвращения преступлений. В этом плане ограничения производятся в соответствии с гражданским процессуальным кодексом только в случае наличия возбужденного уголовного дела. Возможны ограничения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

 

 

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны (если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и в режиме служебной тайны (если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленном законом).

К основным способам гражданско - правовой защиты прав на неприкосновенность частной жизни, как нематериальных благ, относятся права требовать через иск в суд:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

признания действий незаконными;

пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания недействительным акта государственного органа либо органа местного самоуправления;

возмещения убытков;

компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);

опубликования ответа потерпевшего;

опровержения по суду порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случае административно - правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния на исход выборов.

Уголовно - правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может наступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ, - за клевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение тайны голосования.

Применение мер уголовно - правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско - правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения.

 

 

1.Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (закон от 1995 "об инф")

2.Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. (указ президента РФ от 1997г. номер 188 "перечень конф сведений")

3.Глава 14 ТК РФ - персональные данные работника

4.Конвенция о защите физ. лиц при автоматизированной обработке ПД (в РФ - с 2005)

5.2006г. - ФЗ "О ПД"

Виды ПД:

1 категория: общедоступные ПД - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности (В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных)

2 категория: конфиденциальные ПД:

а) специальные категории ПД (данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни). Сбор только с письменного согласия. Искл-я: 1. инф-я получается для защиты лица 2. в медико-профилактических целях 3. инф-я собирается общ. объединенями 4. в целях правосудия 5. в целях ОРД

б) биометрические ПД (Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность). Сбор с письменного согласия. Искл-я: 1. ОРД 2. закон-во о гос. службе 3. в соотв-и с закон-ом о порядке въезда и выезда с РФ

в) конфиденциальные ПД общей категории.

 

 

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация

обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных

Обработка персональных данных может осуществляться оператором (организация или частный предпр.,выполняющий сбор, хранение и тд ПД)с согласия субъектов персональных данных

Операторами и третьими лицами, получающими доступ к ПД должна обеспечиваться конф-ть таких данных. Искл-я: 1. в случае обезличивания ПД 2. в отношении общедоступных ПД

Права субъекта ПД:

1. получение сведений об операторе ПД, а также информации, касающейся обработки ПД

2. внесение уточнений в ПД, а также блокирование, уничтожение в случае неточностей, недостоверностей и тп.

Обязанности оператора:

1. обязан соблюдать законодательство, затрагивающее обработку ПД

2. обязан принимать меры по обеспечению безопасности ПД при их обработке

3. цели обработки ПД должны соответствовать целям деятельности оператора ПД

4. обязан уведомить уполномоченный ораг по защите субъектов ПД о своем намерении осуществлять обработку ПД

Отвественность:

УП: в порядке защиты права на неприкосновеннность частной жизни

АП: в соответствии со статьей, предусматривающей ответственность за разглашение охраняемой законом тайной, если за это не предусмотрена уголовная ответственност

ГП: в виде возмещения материального ущерба, а также моральный вред

Д: в соотвествии с ТК РФ

 

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну закреплен в ст. 5 закона «О государственной тайне». Согласно этой статье, к государственной тайне относятся:

1. Сведения в военной области:

1.1.1.      О содержании стратегических планов, документов по подготовке и проведению операций Вооруженными Силами РФ и иная информация, касающаяся ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также информация об исследованиях и развитии вооружения и военной техники

1.1.2.      О разработке, технологии, производстве и использовании ядерных боеприпасов

1.1.3.      О дислокации, назначении и характеристиках режимных и особо важных объектов

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

2.1.1.      О содержании планов подготовки РФ к возможным военным действиям

2.1.2.      Об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения безопасности государства

2.1.3.      О силах и средствах гражданской обороны

2.1.4.      О выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции

2.1.5.      О достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение

2.1.6.      Об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегически важных полезных ископаемых РФ

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

3.1.1.      О внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

3.1.2.      О финансовой политике в отношении иностранных государств, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

4.1.1.      О силах, средствах, методах, планах, финансировании разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности

4.1.2.      О лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими данную деятельность

4.1.3.      О методах и средствах защиты секретной информации

4.1.4.      О защите государственной границы РФ

4.1.5.      О расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства

4.1.6.      О подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Постановление прав-ва РФ №870: "особой важности" присваивается инфи-, если распространение данной инф-и может нанести ушерб без-ти РФ в целом, либо нескольким отраслям экономики, нескольким министерствам и ведомствам. "Сов. секретно" - распространение может нанести ущерб определенному мин-ву, ведомству, либо нескольким организациям,предприятиям и учреждениям. Во всех остальные случаях - "секретно".

Грифы секретности - формальное проявление степеней секретности

 

 

S защиты государственной тайны:

1)имеющие полномочия в области отнесения сведений к гос. тайне

- палаты федерального собрания (законодательное регулирование отношений)

- правительство РФ (организация исполнения ФЗ, определение состава межведомств.комиссии и тд)

- президент РФ (утверждение гос.программ, структуры межведомств. комиссии, перечня лиц, наделяемых полномочиями по отнесение сведений к гос.тайне, перечня сведений, отнесенных к гос.тайне)

- гос. органы РФ и субъектов РФ (защита гос.тайны в пределах своих полномочий)

- органы судебной власти (судебная защита гос.тайны)

2)органы защиты гос.тайны в соответствии с ФЗ:

- межведомственная комиссия по защите гос.тайны (работает в соответствии с положением о межведомств.комиссии)

- органы федеральной исполнительной власти, уполномоченные по защите гос.тайны:

--ФСБ(разведывательная,контрразведывательная деятельность на территории РФ, обеспечение инф без-ти,проведение проверочных мероприятий, борьба с преступностью и терроризмом, лицензирование отдельных видов деятельности в сфере ЗИ)

--СВР(обеспечение без-ти граждан РФ за пределами РФ, обеспечение инф.без-ти за пределами РФ, развед. и контрразвед. деят-ность за пределами РФ, обеспечение без-ти лиц, допущенных к ГТ, за пределами РФ)

--МО(право определять степени секретности при размещение своих заказов)

--Гостехкомиссия(в соответствии с положением "о гостехкомиссии" - обеспечивает ЗИ при передаче её по тех.каналам связи)

--ФСТЭК(лицензирование деятельности по разработке и производству средств ЗИ)

3)органы гос.власти,предприятия,учреждения,организации,имеющие полномочия по осуществлени. деят-ности с гос.тайной, их структурные подразделения по защите гос.тайны

Условия работы:

-аттестация руководителя

-наличие подразделения по защите ГТ

-наличие сертифиц. средств ЗИ

-лицензия на осуществление деят-ности со сведениями, составляющими ГТ

4)граждане, физ.лица и должностые лица, получающие допуск и доступ к ГТ

-общий порядок допуска

-специальный

-особый

 

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивания – это введение ограничений на распространение и на доступ к носителям сведений, составляющих государственную тайну. Засекречивание осуществляется в соответствии с принципами:

1.Законности

2.Обоснованности (установление целесообразности засекречивания сведений)

3.Своевременности (введение ограничений с момента получения сведений или заблаговременно)

Обоснованность необходимости отнесения сведений к государственной тайне возлагается на те органы, предприятия, которыми эти сведения были получены.

Основанием для засекречивания сведений, полученных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий является их соответствие действующим в данных органах,предприятиях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.При невозможности идентификации полученных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оцен



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Место и роль ПЗИ в системе комплексной защиты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место и роль ПЗИ в системе комплексной защиты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)