Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие моделирования в методической и теоретической литературе



2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Понятие моделирования в методической и теоретической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

3
Глава I Теоретические основы использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике…………………   5
1.1 Понятие моделирования в методической и теоретической литературе …………………………………………………………   5
1.2 Особенности восприятия моделирования у детей дошкольного возраста …………………………………………….   10
Глава II Практическое использование моделирования при обучении математике детей старшего дошкольного возраста…   13
2.1 Анализ методик использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике………………….   13
2.2 Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике……………………………….   20

Заключение ……………………………………………………………………..

33

Список использованных источников ………………………………………...

34

Приложение ……………………………………………………………………

 

 

Введение

 

Введение в практику дошкольного образовательного учреждения Различных форм и методов математического развития детей требует современный подход в дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.

Метод моделирования используется в любых нау­ках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение слож­ного к простому, невидимого и неощущаемого к ви­димому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.

Система моделирующих действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных математических представлений, так и на формирование общей способности к моделированию изучаемых объектов. Во всех этих случаях использование моделей и моделирования играет важнейшую роль внешней материализованной опоры нового умственного действия, по типу которой оно будет строиться у ребенка.

Методическая задача заключается в том, чтобы найти материализованную форму этого действия и построить систему моделирующих действий ребенка в соответствии с ее действительным содержанием, что обеспечит интериоризацию (переход во внутренний план) адекватного образа действия или

образа понятия. В связи со всем вышесказанным проблема использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике моделирования данной работы на данный момент является достаточно актуальной.

В современной педагогике над данной темой работают многие ученые педагоги, психологи и математики такие как А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А.Флерина, Стожарова М.Ю. и др.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс.

Предмет исследования: процесс применения моделирования при изучении математики в ДОУ.

Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать проект работы по использованию моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу и методическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность понятия «моделирование».

3. Провести анализ опыта работы по проблеме использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике

4. Описать методику использования моделирования в процессе обучения математике детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

I этап подборка и систематизация теоретического материала по теме исследования;

II этап изучение опыта педагогов в области математического развития дошкольников.

 

 

 

Глава I Теоретические основы использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике

Понятие моделирования в методической и теоретической литературе

 

Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, проэксперементировать. Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают, сам строит догадки, фантазирует. Исходя из этого, одним из ведущих методов развития математических способностей является моделирование. Однако, данный метод в полной мере стал использоваться сравнительно недавно.

Отказ от традиционной программы дошкольного математического образования в начале 90-х во многих случаях приводил к отказу от систематических занятий математикой в дошкольных учреждениях. Результат был закономерен: стала повсеместной вынужденная практика отбора детей в классы с «развивающим обучением». Системы, теоретически созданные для реализации общего интеллектуального развития любого ребенка, оказывались «по плечу» лишь части хорошо подготовленных дошкольников, поскольку были естественно ориентированы на определенный уровень знаний первоклассника.

Широкое распространение среди педагогов дошкольного образования подобных взглядов в 90-х годах 20-го века привело к тому, что в 1 класс в эти годы часто приходили дошкольники, воспитанные на позициях отказа от систематического обучения и целенаправленного интеллектуального развития в дошкольном образовательном учреждении. И особенно больно это несоответствие сказалось на школьном обучении двум ведущим в начальной школе предметам: математике и русскому языку.

Пособия по методике математики для дошкольников, написанные в начале 90-х годов, явились выражением идеи ведущей роли обучения в развитии ребенка (Выготский Л.С.). Активные поиски психологии и дидактики развивающего обучения в 60 - 70 годы (дидактика развивающего обучения Л.В. Занкова; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; психологическое обоснование системы развития теоретического мышления ребенка В.В. Давыдова) дали толчок для активного методического творчества по созданию учебных пособий по математике нового поколения, ориентированных на дидактику развивающего обучения, ведущими принципами которой являются принципы высокого уровня трудности, приоритетности теоретических знаний, быстрый темп обучения, внедрения новых технологий и др.

Существенным аспектом современного подхода к изучению математики является то, что «развитие способности к наглядному моделированию является предпосылкой последующего овладения теми видами моделирования, которые выступают в качестве учебных действий». А это, дает серьезные основания для сопряжения идеи развития познавательных способностей дошкольников с идеями развития учебной деятельности младших школьников, представленными в концепции Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и других представителей данного направления, исследующих переходные от дошкольного детства к младшему школьному возрасту формы развития ребенка. Такой подход делает реально осуществимой глобальную концепцию развивающего обучения, обеспечивает единство, преемственную связь и системное развитие такого образовательного пространства, как детский сад — школа.

Анализ литературы, в которой применяется термин «модель», показывает, что этот термин употребляется в двух значениях: 1) в значении теории и 2) в значении объекта (или процесса как частного случая объекта), который этой теорией отражается. Т.е., с одной стороны, модель носит абстрагирующий по отношению к объекту характер (абстрактная модель), а с другой конкретизирующий (конкретная модель). Последовательно рассматривая основные значения термина «модель», автор монографии «Моделирование и философия» В.А. Штофф предлагает следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте».

Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изуче­ния любых объектов (явлений, процессов), для реше­ния различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), ис­пользование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале). Например, географи­ческая карта.

Моделью некоторого объекта А (оригинала) называ­ется объект В, в  каком-то отношенииподобный (аналогичный) оригиналу А выбранный или построенный субъектом (человеком) для следующих целей:

- замена оригинала моделью (мысленно или реаль­но) наиболее удобна для работы и наиболее доступна;

- с помощью модели можно дать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать оригинал;

- можно исследовать оригинал с помощью его модели.

Модель выполняет функции замещения, представ­ления, интерпретации и исследования.

Модели делятся на материальные и идеальные. Ма­териальные модели могут быть статическими или ди­намическими. Идеальные модели могут быть образны­ми, знаковыми и мысленными.

Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в ре­зультате педагогического процесса;

- во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Наглядность моделей основана на следующей важ­ной закономерности: создание модели производится на основе предварительного создания мысленной мо­дели - наглядных образов моделируемых объектов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (вместе с детьми) строит материаль­ную или образную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи определенных практических действий (в которых могут участвовать и дети), дети также могут работать с уже созданными наглядными моделями.

Чтобы овладеть моделированием как методом науч­ного познания, необходимо создавать модели. Созда­вать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изме­нения — овладение системой умственных действий в процессе интериоризации.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму рабо­ты, как уроки моделирования, в основу которой поло­жен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоско­стных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.

Использование метода моделирования помогает ре­шать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного творчества детей;

- развитие высших форм образного мышления;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- закрепление математических знаний, получен­ных детьми ранее;

- создание условий для делового сотрудничества;

- активизация математического словаря детей;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моде­лей.

Модель дает нам не просто возможность создать на­глядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, от­раженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Та­ким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Анализ теоретической литературы и практической деятельности воспитателей показал, что отсутствие разработки методических аспектов современной методики математического развития ребенка дошкольного возраста при одновременном расширении границ арифметического содержания дошкольных программ математического образования приводит к тому, что воспитатели часто используют неподходящие, устаревшие и попросту неверные методические подходы к обучению детей этому материалу, поскольку не имеют методической подготовки к обучению математике на основе развивающих подходов. Это приводит к тому, что дети усваивают множество неадекватных представлений математического характера, и по приходу в школу детей необходимо переучивать, что, естественно, не является простым и легким процессом, связано с потерей времени, а также - потерей интереса детей к математике.

Чтобы овладеть моделированием как методом науч­ного познания, необходимо создавать модели. Созда­вать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изме­нения — овладение системой умственных действий в процессе интериоризации.

 




2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Понятие моделирования в методической и теоретической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие моделирования в методической и теоретической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)