Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Когнитивное (познавательное) направление.



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Когнитивное (познавательное) направление. 0.00 из 5.00 0 оценок




  Исследования этого направления (Сохин, Белякова, Тумакова, Журова, Варенцова, Дурова и др.) нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое «слово», «предложение», как оно строятся, из каких частей состоят, звуковой состав слова.

Данные исследования опровергают распространённую точку зрения на развитие речи как на процесс целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребёнком. Они доказывают, что в основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. При стихийном речевом развитии лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.[5]

Программа «Одарённый ребёнок» предназначена для работы с умственно одарёнными детьми 5 – 7лет(усложнённый вариант программы «Развитие»).Она направлена на развитие как умственных, так и художественных способностей детей. Основная задача – обеспечить совершенствование  и дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих возможностей одарённых дошкольников.

В раздел «Обучение грамоте» с целью исключения в будущем безграмотного написания слов были включены некоторые элементы орфографии (действия по проверке безударных гласных, ассимилированных согласных и оглушённых согласных в конце слов).

Детей – школьников надо научить сомневаться и видеть общие признаки орфограмм, т.е. перевести их с уровня выполнения инструкции на уровень осознания. Иначе говоря: сформировать «орфографическую зоркость в трудных для написания местах». Период обучения грамоте является очень ответственным этапом в формировании орфографических навыков. Именно в этот период важно создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём двигаться надо от звука к букве, а не наоборот. При этом очень эффективен приём проговаривания.. Проговаривание – не единственное средство, не самоцель, но очень важный приём в обучении орфографии. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме, умения ставить орфографические задачи.

Теперь посмотрим, что происходит у дошкольников.

В результате многолетних наблюдений и в ходе экспериментальной работы по обучению грамоте детей 5 – 6 лет удалось установить своеобразный феномен: дети, обученные по системе Д.Б.Эльконин – Л.Е.Журова, решают орфографические задачи (проверяют безударные гласные, оглушённые и ассимилированные согласные) «как бы» в умственном плане до его формального пошагового формирования. Например, ребёнку шести лет предлагается составить слово «коты» из букв. Ребёнок владеет звуковым анализом и быстро определяет, что после звука «к» слышится звук, похожий на «а» - безударный гласный.При этом он умеет подобрать родственные слова к заданному. Т.е. ребёнок может составить следующую цепочку :кот, котёнок, кошка, кошачий и т.д. В этих словах после звука «к» слышится то «а», то «о» - звук гласный «хитрит». Не «хитрит» только ударный гласный звук, он сильный, это дети знают. В итоге ребёнок ставит нужную букву в слово «коты». Часто внешне это происходит так: ребёнок проговаривает в слух негромко, производит некоторые действия с буквами, составляя слово. Формально (по методике Н.С.Старжинской) эта же орфографическая задача решалась следующим образом. Сначала ребёнок проводил звуковой анализ слова «коты», т.е. составлял его из фишек: синяя, красная, синяя, красная, что соответствовало звуковой модели: твёрдый согласный, гласный, твёрдый согласный, гласный. Затем определял»сильный» гласный звук – «ы» (второй) и ставил дополнительную чёрную фишку над красной, символизирующую ударение. После чего из основного ряда фишек он сдвигал вниз «слабый» гласный звук – безударный «о – а», который «хитрит». Дети учились ориентироваться в сильных и слабых позициях гласных звуков, т.е. овладевали действием фонемного анализа слов. Далее ребёнок находит родственное слово «кот», где безударный гласный звук становится ударным, т.е. Слабый звук становится сильным и уже не «хитрит» - в нём можно не сомневаться. И только после этого можно было бы заменять фишки на буквы: сначала в слове «кот», затем в слове «коты».

Как, видим дети работают в это время параллельно в двух системах родного языка: в звуковой – с моделями слов, составленными из разноцветных фишек, отражающих различные звуковые структуры, и в знаковой – с буквами, замещающими звуки в соответствии с грамматическими (орфографическими) правилами. При этом они успешно решали заданное орфографическое действие, осуществляя фонемный анализ (установление «сильных» и «слабых» позиций гласного звука), подбор проверочного родственного слова (где «слабый» безударный гласный становится «сильным» ударным), т.е. осваивали правописание безударных гласных в русском языку. Заметим, что подобная деятельность осуществляется пошагово, пооперационально и опирается на определённые средства (модели). Однако сам результат деятельности значительно отсрочен во времени. Ребёнок, производя всю цепочку действий, ни на минуту не должен забывать, что и для чего он делает. Это безусловно сознательное и произвольное действие, вполне доступное, как нам кажется, школьнику. Дошкольник тоже справляется с поставленной перед ним задачей в результате специально построенного обучения, хотя оно и носило формализованный характер и не включало характерных для дошкольной педагогики форм.

Что значит для ребёнка шести лет – найти «сильный» или «слабый» гласный звук, провести дифференциацию «основного» ряда звуков и «сдвинутого» вниз? Чем оно мотивировано для дошкольника?

Конечно они научились этим действиям, так как их этому учили. Целесообразность включения этой задачи в курс обучения грамоте не вызывает сомнений и не оспаривается. Другое дело: как дети дошкольного возраста этим овладевают и что становится их достижением.

Наше предположение относительно эффективности развития предпосылок орфографической грамотности, заложенной в системе обучения Д.Б.Эльконин – Л.Е.Журова, представляется вполне реальным. Во – первых, в силу определённых преимуществ, имеющихся в этой системе: фонемного подхода к овладению родным языком. Во – вторых, вся система построена с учётом психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и с учётом избирательной сензитивности детей на разных этапах обучения (4года – пропедевтика звукового анализа, 5лет – овладение звуковой стороной речи, 6лет - интерес к знаковой системе языка и обучение чтению). В – третьих, для обучения найдены специфически дошкольные формы: игры, игровые ситуации; сочетание эмоционально значимого для ребёнка с познавательным содержанием; сотрудничество со сверстниками и взрослым – партнёром и др.[6]

Важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом, которую необходимо рассматривать во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Исследования последних лет доказали необходимость выделения в методике речевой работы специального раздела, включающего, во – первых, ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними; во – вторых, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления. Так, формируя у детей навыки, умения и знания, необходимые для выполнения физкультурных упражнений, изобразительной деятельности, конструирования и др., педагог расширяет их словарь, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в данной деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами. С синонимами, антонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита. Прежде всего семантикой руководствуется говорящий, выбирая то или иное слово при построении высказывания; именно семантику стремится постичь слушающий. Поэтому поиск слова основывается на его значении, и правильность высказывания зависит от того, насколько точно передаёт смысл выбранное слово.

 

 

Заключение.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Список использованной литературы:

1. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е., Пятый год: истоки диалога// Дошкольное воспитание. – 2004 - №11. – С.86 -93.

2. Арушанова А. Старшая группа: формирование грамматического строя языка.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.80 – 87.

3. Арушанова А., Дурова Н.,Рычагова Е. Пятый год жизни: истоки диалога// Дошкольное воспитание.- 2004. - №4.- С.66 – 72.

4. Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2004. -№5. – С. 55 – 57.

5. Варенцова Н., К вопросу обучения грамоте одарённых дошкольников.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.51 – 57.

6. Ушакова О., Струнина Е., Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С.71 – 78.

 

  

 

 

   

 

 

 


[1] А.Арушанова, Н.Дурова, Е.Рычагова. Пятый год: истоки диалога// Дошкольное воспитание. – 2004 - №11. – С.86 -93.

[2] А.Арушанова. Старшая группа: формирование грамматического строя языка.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.80 – 87.

[3] А.Арушанова, Н.Дурова, Е.Рычагова. Пятый год жизни: истоки диалога// Дошкольное воспитание.- 2004. - №4.- С.66 – 72.

[4] А.Арушанова. организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. -№5. – С. 55 – 57.

[5] Н. Варенцова. К вопросу обучения грамоте одарённых дошкольников.// Дошкольное воспитание. – 2000. - №8. – С.51 – 57.

[6] О Ушакова, Е.Струнина. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. – 2000. - №9. – С.71 – 78.



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
Когнитивное (познавательное) направление. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Когнитивное (познавательное) направление.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)