Условия возникновения рынка
КУРСОВАЯ РАБОТА
По экономической теории
На тему:
«Рынок, его функции и принципы функционирования»
Алматы, 2009
План
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 Глава 1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА…………………………….5 1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА…………………………………………………………………………5 1.2 Условия возникновения рынка………………………………………………..8 1.3 Функции и принципы функционирования рынка………………………9 1.4 Структура рынка…………………………………………….....................................12 1.5 Несовершенства рынка…………………………………………………………..14 Глава 2.казахстанская модель рыночной экономики...15 2. 1 Особенности и этапы развития рынка в Казахстане……………….15 2.2 Рынок товаров (услуг)…………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...29 Заключение…………………………………………………………………...28 Список использованной литературы…………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства. Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства. На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Наша страна начала переход к рыночной экономике, хозяйственному рыночному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Актуальность темы состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Цель работы – раскрыть сущность рынка, определить его структуру и механизм формирования. Основными задачами работы являются: Определение такого понятия, как «рынок»; Изучение преимуществ и недостатков рыночной экономики; Рассмотрение Казахстанской модели рыночной экономики; Структура работы: 2 главы,1глава- Рынок: Сущность и структура, 2глава- казахстанская модель рыночной экономики, работа содержит 4 рисунка. Анализ источников: А. Смит, Д. Риккардо, О. Курно, А. Маршалл, П. Хейне пытались дать четкое определение понятия "рынок", к примеру, американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики. Каждый по-своему рассматривал рынок и принципы функционирование рынка.
Рынок: Сущность и структура
Понятие рынка
Самое упрощенное определение рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться"[1]. В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: ─ отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; ─ обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; ─ процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; ─ кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; ─ процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения[2]. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Можно дать несколько определений рынка. Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции[3]. Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. Хотя конечная, естественная цель экономической жизни — это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение — это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. Рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. Эта система базируется на принципе экономической целесообразности, т. е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. Рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой производители и потребители взаимодействуют посредством рынка. Исходя из этого, рынок – это механизм реализации рыночной экономики, это система экономических отношений между производителем и потребителями, при которой решение проблемы "что – как – для кого производить" осуществляется с помощью цен, спроса и предложения[4]. Рынок появляется везде, где имеет место производство продуктов для продажи. Рыночная экономика в отличие от других форм организации хозяйства (традиционная экономика, командно-административная экономика) имеет свои, только ей присущие, основные признаки: Частная собственность. Здесь важное значение имеют имущественные права собственности. Личная заинтересованность. В своей книге "Богатство народов" в 1776 г. великий шотландец Адам Смит описал принцип "невидимой руки", согласно которому каждый человек, если позволить ему преследовать свою личную выгоду без вмешательства государства, будет ведом как бы невидимой рукой к достижению наивысшего блага. Личная выгода в рыночной экономике преследуется через систему рыночных цен: потребители приобретают товары по самым низким ценам; предприниматели стараются максимизировать прибыль; ресурсовладельцы стараются получить за свои ресурсы наивысшую цену. Полученный в итоге результат во многих случаях приносит максимальную пользу обществу в целом. Свобода выбора. Гарантией ей служит частная собственность. Это проявляется в свободе приобретать наиболее пригодные ресурсы для своей деятельности и продавать товары на рынках (фирмы), приобретать какие угодно товары: самолеты, заводы, острова и т. д. (потребители), работать там где душе угодно (ресурсовладельцы). Конкуренция. Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества. Система свободного ценообразования. В ценах фиксируется выбор фирм и отдельных лиц. Ограниченное государственное вмешательство. К субъектам рыночного хозяйства относятся: 1. Домашние хозяйства – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, является собственником какого-либо фактора, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, самостоятельно принимает решения, т. е. это все потребители. 2. Фирма (предприятие) – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции в целях ее продажи, стремится к максимизации прибыли, самостоятельно принимает решения. 3. Государство – правительственные и государственные учреждения. Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. Эти субъекты рыночного хозяйства всегда выступают в роли продавца и в роли покупателя. Следовательно, рынок оказывается на середине всевозможных потоков: денежных – от покупателя к продавцам в виде платы за купленные товары; материальных потоков – от продавца к покупателям в виде ресурсов, продукции, услуг, товаров. Такая ситуация формирует систему обратных связей, что является условием устойчивости и эффективности любой экономики и главной, основной функцией рынка. Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг. Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Условия возникновения рынка
Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым? Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы имеем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. Второе условие — это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |