Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности и этапы развития рынка в Казахстане



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Особенности и этапы развития рынка в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.

Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят «безвозвратный» характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

Вторая черта, вытекающая из первой, – альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется «смешанность» старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе «смешанное» содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.

Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т.д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.

Экономические реформы постсоциалистического периода как в Казахстане, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в Казахстане. Активные реформы 1992-1996 гг. уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996 гг. Однако с 1997 г. правительство приступило к подготовке нового цикла реформ – в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах[10].

Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Казахстан, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление тенге. В Казахстане первый этап начался в январе 1992 г с либерализации цен и завершился в 1996-1997 гг., когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997 г., но они еще слабы и неустойчивы.

Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

Могу отметить, что среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

Их пять:

− изменение роли государства;

− макроэкономическая стабилизация;

− приватизация;

− трансформационный спад;

− интеграция в мировое хозяйство[11].

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для Казахстана является смешанная либерально-регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

Мы знаем, что сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:

1) права собственности;

2) контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

4) поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной «притирки» новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании казахстанских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:

− руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;

− свободны и независимы в принятии экономических решений.

В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно-командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с «параллелизмом» и «дублированием». Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние казахстанские предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота – это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

В Казахстане это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и противоречивой историей аграрных отношений в Казахстане. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В Казахстане и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по "технологической цепочке" в виде неплатежей.

Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

Так, товарный рынок и рынок услуг в Казахстане мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением «нового» частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.

 

Факторы производства

 

Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, – смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода).

Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на казахстанских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в Казахстане.

Акции ведущих казахстанских компаний, довольно быстро растут в цене[12].

Рост котировок связан с хорошими перспективами многих казахстанских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из Казахстане. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих казахстанских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.

Я думаю, несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в Казахстане ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-30 млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в 15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.

В этом состоит один из парадоксов казахстанской экономики, потому что двукратный спад ВВП за последние восемь лет должен был бы сопровождаться значительно большим сокращением занятости. Это объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, арендатор на самом деле зарабатывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам в теневой экономике занято примерно 5 млн. чел., что составляет 12-13% самодеятельного населения.

Третий фактор производства – земля – совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только земля, но и полезные ископаемые.

В настоящее время центральный вопрос реформирования аграрных отношений решается путем предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с правом выкупа.

Что касается других факторов производства природного характера – полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.

Наконец, последний фактор производства – предпринимательская инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин. В Казахстане по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

В настоящее время на казахстанском фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы:

− сберегательные отделения коммерческих банков

− негосударственные пенсионные фонды

− страховые компании

− паевые инвестиционные фонды.

При этом процесс формирования инвестиционных институтов казахстанского фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности институциональных инвесторов по показателям надежности, ликвидности и доходности.

Мне кажется, что на сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности и ликвидности вложений выглядит накопление средств страховой компании. Именно это институциональная структура обеспечивает возвратность инвестиций обязательным резервированием средств самой компанией. Вложения компенсируют потери при наступлении страхового случая, что является условием сохранности и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по сравнению с другими структурами ниже.

Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиции среди российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые компании, что подтверждается и количественными показателями функционирования данного институционального инвестора. (следует отметить, что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям инвестированиям находятся коммерческие банки.

Соотношение оборота рынка институциональных инвестиций 2005 г. и суммы накоплений населения страны составляет около 15%, в то время как в странах с развитым рынком капитала через этот сектор проходит порядка 1/3 общего оборота капитала. Доля сбережений населения в обороте инвестиционного капитала пока остается невысокой. Это создает огромные потенциальные возможности для развития в Казахстане рынка институциональных инвестиций.

По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике Казахстане составил 52,0 млрд. долларов США (здесь и да­лее данные приведены без учета органов денежно-кре­дитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая тенговые поступления, пересчитанные в доллары США). Доля прямых инвестиций составила 50,4%, портфельных -1,6, прочих – 48,0%.

В 2008 г. объем поступившего иностранного капита­ла составил 114,6% от объема предыдущего года, или 11,0 млрд. долларов США. В 2008 г. изменилась структура иностранного капита­ла, поступившего в Казахстан. Так, при снижении доли пря­мых инвестиций на 4,2 процентного пункта по сравне­нию с 2007 г. доля прочих инвестиций возросла на 3,2 процентного пункта.

По-прежнему привлекательными для иностранных инвесторов остаются предприятия и организации транс­порта, где объем иностранных инвестиций возрос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. почти в 2,0 раза, связи – в 2,4 раза, пищевой промышленности – на 26,3%, торговли и обще­ственного питания – на 20,5%. Вместе с тем снизились объемы иностранных инвестиций в такую привлекатель­ную ранее для иностранных инвесторов отрасль, как топ­ливная промышленность (на 63,5%). Общая величина прямых инвестиций в транспорт, торговлю и обществен­ное питание, пищевую промышленность, а также топлив­ную промышленность составила в 2008 г. 3,0 млрд. долла­ров США, или 68,8% всех прямых вложений[13].

Могу отметить, что отраслевые предпочтения ино­странных инвесторов определяют и региональное распре­деление инвестиций – вложение капиталов в крупные цен­тры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также в территории, обладающие значительными запасами сы­рья.

    В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс": "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам".

    Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок. Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

    Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику Казахстана окажет рыночная система. Многие экономисты Казахстана и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное – найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития Казахстана[14].

 

Рынок товаров (услуг)

        

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. На рынке имеется закономерная взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.

    Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большое количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Связь между ценой и объемом спроса отрицательная, или обратная, а спрос графически изображается в виде нисходящей кривой.

    Изменения в одной или более из основных детерминант спроса – потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары и потребительских ожиданий – вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение спроса. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последнее влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.    Предложение описывается шкалой, показывающей количества продукта, которые производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможны цен, по какой этот товар может быть продан. Закон спроса утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая спроса – восходящая.

    Изменение цен на ресурсы, технологии производства, налогов или дотаций, цен на другие товары, ожиданий других цен или числа покупателей на рынке вызывает сдвиг кривой спроса на продукт. Ее смещение вправо означает увеличение объема предложения, а смещение влево – сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.

    В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Способность рыночных сил синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

    Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества (продукта). Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством (продукта) прямая.

    Концепции предложения и спроса распространяются также и на рынок ресурсов.

    Маркетинг – это совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг – это инструмент умелой, гибкой организации системы производства и сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий; маркетинг – это предпринимательская философия. Благодаря маркетингу выявляются потребности рынка, спрос отдельных групп покупателей, формируется превращение покупательной способности региона в конкретный спрос на данный товар или услугу; маркетинг – это интегрированная целевая философия производителей, целиком, ориентированная на потребителя, на его примат на потребительском рынке.

    Ориентироваться на потребителя – значит изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При этом товары и услуги – это лишь средства для достижения цели. С позиций интегрированного маркетинга координируются все виды деятельности, связанной с товарами и услугами: финансирование, производство, конструирование, исследования и разработки, управление запасами и маркетинг. Цель маркетинга – создавать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышения конкурентоспособности товаров с целью получения максимальной прибыли.

    В настоящее время 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг в США, ФРГ и Великобритании в той или иной форме осуществляют рыночные исследования. Активное использование методов маркетинга (особенно таких, как способы согласования производства и сбыта, исследования покупательского спроса, использование достижений НТП для обновления ассортимента и постоянного совершенствования продукции, реклама) способствует росту конкурентоспособности на рынке.

    Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства, труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют.

    На сегодняшний день рынок потребительских товаров в Казахстане больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Казахстана стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.

    Товарная биржа – центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Различают специализированные и универсальные товарные биржи. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы – поставщики и покупатели значительных партий товара, банки. В нашей стране организована Казахстанская товарно-сырьевая биржа.

Не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы[15].

 


Заключение

 

Рынок как развитая система отношений товарного об­мена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разби­ваются на более узкие и т.д. Рынок — это обмен, организованный по законам то­варного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т. е. отношение спроса и предложения, сфера об­мена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, эконо­мическая обособленность производителей, свобода предприни­мательства.

Рынок выполняет ряд существенных функций: инфор­мационную, посредническую, ценообразующую, регулирую­щую, санирующую.

Позитивные функции рынка делают его в принципе до­статочно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антаго­низм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономиче­скую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и соци­альной политики.

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Особенности и этапы развития рынка в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности и этапы развития рынка в Казахстане

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)